Символы в творчестве Иеронима Босха. Астролог VS и

Один известный искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства OP_POP_ART» Анастасия Постригай в своей лекции про Северное Возрождение рассказывала, что означают символы на полотнах Босха. Слушая это, я удивилась уровню интерпретации, это же кромешная профанация. Для вашего понимания я приведу дословные выдержки и примеры.

В рецензии на легендарный триптих Босха «Сад земных наслаждений» искусствовед в своей видеолекции отметила:

1). Стрела – символ зла;

2). Жаба в алхимии обозначает символ смерти;
 
3). Темнокожие люди – символ похоти. «Хотя большинство фигур на центральной панели белые, среди них есть несколько темнокожих людей. Всё иноземное ассоциировались с развратом, отсутствием цивилизации и распущенной моралью». (*Источник: рассылка «Тайны Босха» от Анастасии Постригай)

4). На картине: «Корабль дураков»: сова – символ зла.

Давайте рассмотрим эти 4 символа и проанализируем их через средневековую алхимию, астрологию, поэмы Гомера и юнгианство.

Почему я считаю это правильным?
Судите сами. Иероним Босх, живший в эпоху второй половины XV века (1450-1516), впитал в себя тенденции того времени. Даже сами искусствоведы подчеркивают тот факт, что творчество Босха демонстрирует тенденции, господствовавшие в Средневековье, алхимию, астрологию и оккультизм. Понятно, что для нас это послужит подсказкой в каком направлении могла идти авторская мысль.
Также разобраться в этом нам поможет алхимический трактат Splendor Solis, который официально датируется приблизительно 1582 годом. Хотя, судя по биографиям известных людей, эти символы были хорошо известны европейцам еще в начале XIII века.

Прежде всего: в алхимии, астрологии, то есть в дисциплинах, которые трактуются через символизм, крайне непрофессионально прибегать к обобщениям, использовать философские категории: зло, смерть, не давая при этом разъяснения, справки, отсылки.

1). «Стрела – символ зла». Чтобы понять, о какой стрелке идет речь, посмотрите на правую створку, это правый нижний угол триптиха.

Мария-Луиза фон Франц, личная ученица и последовательница Юнга, в своей книге «Введение в символизм и психологию» пишет следующее: «Сначала необходимо амплифицировать представления о луке и стреле. Да, образ крошки Купидона с его опасными стрелами наиболее очевиден. В античных произведениях описывается, как в самый неподходящий момент Купидон пускает стрелу в Зевса и подчиняет его своей власти».
Стрела – олицетворяет концентрацию внимания и психической энергии. Но почему только зло? (как говорит искусствовед). Лук со стрелой указывает направление, которое получает психическая энергия, например, в случае влюбленности.

Разумеется, изображение должно восприниматься как единое целое, в так называемом контексте произведения. Поэтому здесь можно предположить о стреле возмездия. Отсылка к Юпитеру, глиф его обители, знак Стрельца, изображается в виде стрелы.
Вернемся к полотну, чтобы понять, почему возникла потребность возмездия?
Человек (профан) поклоняется свинье, на которую одет барбетт (головной убор католических монахинь), стоящий сзади мудрец хватается за голову от осознания этого.
Возвращаемся к Юпитеру и его символу в виде стрелы.

Юпитер в астрологии отвечает за 9-е поле, в которое входят религиозные конфессии. Подчеркивается тот факт, что человек утратил авторитет, профан может принять «свинью» за провидца и прислушиваться к ее речам.

2). «Жаба в алхимии обозначает символ смерти». Как я уже отметила ранее, философские категории: жизнь, смерть нуждаются в расшифровке. Понятие смерти многогранно и может означать феникса, символизирующего обновленную личность. Но здесь нас интересует изображение жабы. Как Вы думаете, почему в фэншуй жаба – символ богатства? Жаба – это символ Венеры, личной материальной планеты в нашем микрокосме.

3). «Темнокожие люди – символ похоти». Обратимся к 7-му этапу алхимического трактата Splendor Solis. Здесь изображен темнокожий мужчина, верхняя часть его туловища красно-бордовая, в алхимии он называется эфиоп. Мы видим, что ему явилась София Мудрость. Человек стоит по колени в земле, что говорит нам о том, что черный оттенок его кожи – это процесс прохождения через лоно Земли (Гайи). Только пройдя этот путь, отсылка к мифологеме Путь Героя, путник встречает Софию Мудрость.

И закончим классическим заблуждением, которое я хочу развенчать, что сова – это символ зла.
4). «Сова – символ зла» (сказала Анастасия Постригай в описании картины И. Босха «Корабль дураков»).
Вспомните, даже в современной культуре есть подсказка. Хрустальная сова – это приз, вручаемый лучшему игроку/зрителю телевизионной игры «Что? Где? Когда?». В мифологии сова является символом Афины Паллады, богини божественного знания, мудрости, военной стратегии и тактики. В поэмах Гомера Афина принимает орнитоморфный облик, он называл Её – «glaukopis», что означает «совоокая» или «светлоглазая» (глаза совы светятся, отражая свет). Кстати, есть интересная пословица: «Не носи сов в Афины» – русский аналог «в Тулу со своим самоваром». Афинские монеты назывались «Совы», на них было выгравировано изображение совы – спутницы богини Афины, покровительницы Афин.

Интересно узнавать значение символов через астрологию и алхимию? Или Вам достаточно интерпретаций профессиональных искусствоведов? 

Автор – Екатерина Монтерей, астролог, поэтесса, публицист
Станьте лучшей версией себя – путь указывают звёзды!

Мой сайт: www.astro-monterey.ru 
Для заявки на консультацию: hr.astrology@gmail.com
Стихи: stihi.ru/avtor/monterey


Рецензии