Борьба с терроризмом

Швейцария заняла 35-е место среди 128 государств мира по Индексу противодействия отмыванию денежных средств (Basel Anti-Money Laundering Index), который является комбинированным показателем, принятым с 2012 года для измерения и оценки страновых рисков, и связанных с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. В расчет берутся пять категорий, имеющим разный удельный вес:
- Качество системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (65%);
- Риски коррупции и взяточничества (10%);
- Финансовая прозрачность и стандарты (10%);
- Общественная прозрачность и подотчётность (5%);
- Политические и правовые риски (10%).
Таким образом, Швейцария не предприняла действенных мер по более тщательному анализу и противодействия капиталов, поступающих в банки из-за рубежа. Скандалы имеют иметь место, например, последний, связанный с Узбекистаном, когда выяснилось, что фирма Reiter содействовала легализации коррупционных средств высокостоящих узбекских чиновников. В прессе было много шума, но Агентство по борьбе с коррупцией имени Акмаля Бурханова и ухом не повело.
Но Швейцария это признает, как и промахи в законодательстве, и власти разрабатывают новые механизмы контроля, используя международный опыт и наработки.

Лидером по противодействию этому негативному процессу являются Финляндия и Андорра, а аутсайдером - Гаити и Демократическая Республика Конго. Узбекистан оказался на 69-м месте, а после идут Беларусь (70-е) и Россия (71-е место). Удивительно, но три страны оказались в одной упряжке. Не смотря на то, что в Узбекистане 26.08.2004 г. за N 660-II принят закон "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", страна после 2022 года превращается в "прачечную" для российских капиталов.
Россия международным сообществом признана страной-террористом, то есть осуществляющей агрессию и оккупацию Украину на основе террористических механизмов. Всякие экономические отношения с ней могут рассматриваться как содействие терроризму и, естественно, попадать под финансово-экономические санкции и политические акции/барьеры. Возросший товарооборот Узбекистана с Россией вызывает пристальное внимание со стороны США и Европы, все экспортно-импортные операции прослеживаются, все финансовые активы рассматриваются на предмет поддержки военных действий Москвы.
В нашей стране финансы и инвестиции нетранспарентны, никакой подотчетности обществу не существует, даже Олий Мажлис не имеет полного доступа к документам о происхождении тех или иных средств, поступающих или вывозящихся из Узбекистана. Высокая степень закоррумпированности государственных органов, включая контролирующие, позволяет обходит многие законодательные акты и барьеры. Узбекистан и ранее считался страной, где при поддержке мафии, кланов и правокарательных органов происходил процесс легимитизации ресурсов с сомнительным источником происхождения, а теперь это носит более глобальный характер, так как часть денег идёт на поддержку террористической войны партнера по СНГ, ШОС, ООН против другой страны. Многие неофициальные магнаты из числа руководителей министерств, ведомств, компаний используют свои полномочия, чтобы избегать каких-либо наказаний и стремятся оформить капиталы как законные.
Война - хороший способ списать многие проблемы. Торговля с террористом приносит прибыль. Но ведь любая война заканчивается, а юридическая ответственность сохраняется. Так что Ташкенту следует призадуматься...


Рецензии