Сенека с цитатами и комментариями

Изо: сижу перед чашей, рядом речка



Сенека

Бросилось в глаза, что у него сплошь - мрачные истины. Всё время про страх и смерть, зло и неудачи... И ничего удивительного - он жил во времена Калигулы и Нерона, его много раз хотели убить и, наконец, убили... Ничего христианского не обнаружил (его считают христианоподобным) Обнаружил сходные с предыдущими мудрецами максимы... Хотя Эпикура он, якобы, отверг - сквозь мрак не пробился к нему Эпикур...

Ещё он был богач и сановник - от этого тоже мудрее и светлее не станешь, напротив... Есть две скульптуры, два разных человека - кто из них Сенека? Долго учёные рядили, но в итоге симпатичная скульптура оказалась гесиодовой - а Сенека наш толст, некрасив, неприятен...

Ещё "Письма к Луцилию" полистал... Не восхищает ни разу, хотя человек развитой...

П.С.:
У него замечательные цитаты, убойные, по настоящему мудрые и ценные! Хотя немало и проходных. А кроме того, он сосредоточен всего на нескольких темах. И действительно весьма минорен - жизнь была нелегкой и горе от ума.

Христианам он нравился, потому что противился нероновским казням христиан - даже придумали его переписку с апостолом Павлом!

Мне больше всего не нравилось, что он был богач и, будучи у власти, не справился с Нероном, но на самом деле это просто трагедия - как одному мудрецу справиться? Конечно, любой мудрец - неважный деятель и полон идеализмов, он скорее книжник и словесник...

Но если сравнивать его с тем же Кампанеллой, то просто смешно становится! Последний - просто непонятно что! Длинные путаные речи, дикие фантазии. Древние занимались мыслью, чётче мыслили - в нашу эру рулят эмоции... Наши мысли становятся четкими, только когда мертвы - "научны", не касаются жизни. В смысле морали мы ничего не прибавили и только убавляем! Христианство - это тоже подарок античности... Не случайно все самые сильные наши мыслители - это писатели, а не философы. Но и Достоевский с Толстым - тоже чрезвычайно многословные путаники... С другой стороны, проиграли и Антика и христианство, они тоже ещё слишком куцые. Только фундамент, только пунктир и не более... Фундаменты и живописные куски от них и остались...

П.С.2:
"Наша ошибка в том, что мы смотрим на смерть как на будущее событие. Большая часть смерти уже наступила: то время, что за нами, — в ее владении" - да не нужно ей время... Но смерть действительно с нами уже - и всё живое вокруг нас беспрестанно рождается и умирает - начиная с текущего дня...

"Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег – меньше забот. Меньше успехов – меньше завистников" - "всякая палка о двух концах " - великая поговорка, постоянно именно ее вспоминаю

"Лесть всех делает дураками, каждого в свою меру." - тогда слава богу, что мне мало льстят. Льстят только начальникам, но становятся ли они от этого обязательно глупее, не знаю. Привыкают, наверное, и уже не реагируют... Скорее обратное легче представить: дурака, млеющего от лести

 „Нас делают наши мысли.“ - дела и поступки (но с мыслями они, конечно, связаны напрямую)

„Как и басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание“ -  но может мне длина содержание накопить поможет?

„Чем больше человек склонен обижать других, тем хуже он сам переносит обиды.“ - таких обидчиво-агрессивных тварей, наверное, каждый встречал на своем пути (но в хорошие времена их как-то не видно - закон лучше работает, меньше поводов для обид и агрессии)

„Кто сделал доброе дело, пусть молчит — говорит пусть тот, для кого оно было сделано.“ - я очень мало сделал добрых дел (но мне их, кажется, и вовсе не делали)

„Сделай первый шаг и ты поймешь, что не все так страшно.“ - сплошь и рядом (но бывает и обратный расклад)

„Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.“ - однозначно! За такие цитаты Сенеке простятся множество грехов (но я их пока вовсе не вижу)  Сейчас люди все отчужденные и богатые - трудно доставить себе такую радость (хотя нищие и несчастные всё-таки есть, просто мы вечно не готовы, ленивы, не хотим "связываться"...)


„Жертвуй собой — и не бойся обеднеть!“ - вот оно, его христианство (но исполнял ли сам?!)

„С кем поведешься, от того и наберешься.“ - особенно, в молодости и слабости. Кто сильнее, тот и влияет.

„Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека.“ - про душу он первый заговорил? Было у них слово "душа"? Но тело и разум тоже божественны.

„Человек не заблуждается один. Заблуждаясь, всякий распространяет свое заблуждение между окружающими.“ - однозначно! Всё стадо, прущее по широкой дороге - это все те, кто перезаражал друг друга. Иммунитет есть у очень немногих, причем, только частичный - на 20 "вирусов" есть, но на другой десяток его нет.

„Per aspera ad astra. Через тернии к звездам.“ - через крестные испытания в солнечный  рай (тернии Иисуса...)

„У Солнца нет зрителей, пока оно не затмится. Настолько больше свойственно нам от природы восхищаться новым, нежели великим.“ - по-прежнему, актуально. Ничего, блин, не меняется, хотя, казалось бы, постоянно меняется всё и людишки год за годом прилагают море усилий... Нельзя изменить себя? Или мы всегда меняли не себя, а других или мир вокруг себя... Я люблю солнце, но родственники к нему равнодушны - и откуда им взять любовь? ...Новизна - это изменение, это движение, это нечто  актуальное - а великое слишком несоизмеримо с нами....

„До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.“ - а я - чтобы успеть сделать ключевые вещи, наверстать то, что прошляпил... Чтобы конец был делу венец.

„Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их.“ -  дела имеют массу параметров, могут вбирать в себя самые разные достоинства и недостатки - Достоевский может не разобраться.


„Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.“ - я чуть ли не целое десятилетие вычленял из пустой соломы чужих писанин зерна - цитаты...

„Когда не знаешь, что делать, делай что должно и будь что будет.“ - а когда не знаешь, что должно? По сути, предлагает положиться на авось!  Или на должностную инструкцию... Или на долг чести? Долг совести?  Темная и угрюмая история. По-моему, она и об упорстве тире упрямстве - не знает, но всё равно настаивает. Ладно бы знал, но не хотел и говорил себе "надо, Федя, надо"...  В общем, с этими должным, нужным и возможным разбираться надо в каждом конкретном случае отдельно...


„Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.“ - точно!   Краткость, а не словесный понос - сестра разговорного таланта; и не будет краткости без умения молчать. Хотя слишком молчаливые так же ущербны, как и слишком говорливые. Первые - мужики, вторые - женщины; но в паре они исправляют друг друга?! "Возможны варианты"... настоящую любовь всё же легче представить к подобному, а не противоположному...


„Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.“ - ещё начало заката, и он может быть долгим. Кроме того, возможны противоречивые, двоякие процессы: что-то ещё расцветает, а что-то уже закатывается. Например, 20 век в техническом плане - это расцвет, а в человеческом - уже закат. Или в одних местах -  расцвет, а в других - закат. Ясно только, что мы действительно имеем дело с волнами и маятником...


„Никто не становится хорошим человеком случайно.“ - типа, повезло с генами, с родителями, со спокойной жизнью? Но может и повезти. От родителей точно много зависит, а их мы не выбираем... Но вообще, хорошим человеком почти никому не удается стать - и это действительно не случайно...

„Порицание со стороны дурных людей — та же похвала.“ - тоже  так  отношусь

„Где (ты) не имеешь никакой силы, там (ты) ничего не желай.“ - может, со временем сила появится? Слабые места - резерв для развития; они просто тянут на дно, компенсируют силу...

„Некоторые болезни следует лечить, не рассказывая о них больному. Многие умерли оттого, что узнали, чем больны.“ - диагноз "рак" может добить...

„Маленькая печаль красноречива, великая — безмолвна.“ - перехватывает горло; она больше обычных слов

„Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.“ - свои неспособности... Вообще, всё узнается только на деле - и поэтому нелепы все "школы" и "институты"; нельзя отрывать обучение от дела и жизни. Это всё равно, что оторвать голову и её обучать!

„Избыток пищи мешает тонкости ума.“ - от недостатка пищи голова кружится и мысли постоянно на еду отвлекаются

„Высшее богатство — отсутствие жадности.“ - когда тебе надоели вещи...

„Всякое искусство есть подражание природе.“ - война с ней, попытка её заменить (но не всякое!) Даже забубенные реалисты-пейзажисты непонятно зачем пытаются повторить и заменить природу. Ложь, когда говорят, что они развивают любовь к природе! Нет, они развивают любовь к заменителям.

„Лжец лжет и тогда, когда не имеет для этого повода, в силу одной лишь привычки.“ - привычка - вторая натура

„Зависть людей показывает, насколько несчастными они себя чувствуют.“ - все пороки от несчастья. ****уют, например, не оттого, что счастливы в браке (а все несчастья от пороков)

„Всякая глупость страдает от своей скуки.“ - страдают только умные, это уже горе от ума. Глупости всегда весело, а уму всегда скучно - но только ум даёт надежду на настоящую, на вечную жизнь (иначе бы я тут же выбрал глупость!)

„Пьянство – это добровольное сумасшествие.“ - это та самая глупость.

„Он есть, Его не может не быть. Что Ему все храмы и алтари, ведь истинный храм — в душе, и в своем сердце каждый должен воздвигнуть Ему алтарь…“ - не христианская приписка?! Удивительно. Понятнее становится успех христианства...

„Вы боитесь всех вещей как смертные и все желаете их как бессмертные.“ - умели они выражаться изысканно, ценили парадоксы - даже размышляя о плачевной и глупой жизни

„Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести.“ - обидчики обидчивы по разному. Вообще, ради этих тварей стараться не следует

„Лучше иметь не деньги, а власть над теми, у кого они есть.“ - Нерон научил

„Мы живём так, что внезапно увидеть нас — значит поймать с поличным.“ - в трусняке и тапках на голую ногу разгуливал.

„Не бывало великого ума без примеси безумия.“ - недавно Шекспира и Данте разбирал. Но безумие - это безумие... Не бывает смелости без безумия?! Любая смелость для кого-то безумна... (Но и любая боль разве  не состоит из безумия? Просто слабая боль - слабое безумие.... Ведь что такое "безумие" - это состояние, когда ум не работает. Но ум у нас сплошь и рядом не работает! Достаточно малой причины... А что безумцев "великими умами" объявляют - это типичный безумный парадокс. Я бы Шекспира и Данте считал смельчаками. "Быть  или не быть? Отважиться или нет?"

Эпиграммы:
"Все, что мы видим вокруг, пожрет ненасытное время; Все низвергает во прах; краток предел бытия. Сохнут потоки, мелеют моря, от брегов отступая, Рухнут утесы, падет горных хребтов крутизна. Что говорю я о малом? Прекрасную сень небосвода, Вспыхнув внезапно, сожжет свой же небесный огонь. Все пожирается смертью; ведь гибель - закон, а не кара. Сроки наступят - и мир этот погибнет навек." - черные мысли и чувства, жизнь рядом с Нероном не сахар. И таких неронов полно (не меньше, чем наполеонов). И на войне не сахар, но там хоть думать некогда и кровь кипит и вокруг прекрасная природа...

""Дружбы царей избегай", - поучал ты в речении кратком: Это большая беда все же была не одной. Дружбы еще избегай, что блистает чрезмерным величьем, И сторонись от всего, что восхваляют за блеск! Так, и могучих владык, прославляемых громкой молвою, Знатных домов, что тяжки происхожденьем своим, Ты избегай; безопасный, их чти издалека, и парус Свой убери: к берегам пусть тебя лодка несет. Пусть на равнине фортуна твоя пребывает и с равным Знайся всегда: с высоты грозный несется обвал! Нехорошо, если с малым великое рядом: в покое Давит оно, а упав, в пропасть влечет за собой." - тоже так замечательно написано, что приходится цитировать целиком

И везде он такой - не только умный, но и душевный, насколько философ, настолько и писатель - не зря говорил о душе. Грустный, горестный, риторический, но иначе и быть не могло.... Говорят, что он, проповедуя бедность, был богачом и ошивался при царях - мне кажется всё было совершенно иначе: он подвергся изощрённым пыткам от них, его заставляли поступать против собственных правил - так изощрённые мерзавцы заставляют невинных юношей лишаться девственности, ругаться матом и прочее. Могут заставить даже убивать... В этом его трагедия - но трагедия всех и поднимает, делает великими...
Просто людишки от неронов и калигул недалеко ушли и им, как и тем, тоже приятно, что мудрец  замаран...
Я уверен, что никакую грязь - жадность и любые другие пороки - невозможно скрыть в своих текстах! Или обязательно будет видно, что человек что-то скрывает, напускает словесной пурги - но ничего этого нет! А что был слаб, пытался уклониться от смерти и выполнял то, что ему приказывали изверги - кто силён, первый брось в него камень!

Стоики пытались всё упорядочить, чтобы быть разумными и стойкими - хотя острота их мысли и была недостаточной, но кто понимает это? Для большинства растекшихся по жизни и такой уровень собранности и благородства абсолютно недостижим... Они делали что могли - последующим поколениям надо было развивать ту же тему дальше - до христианства - но нет, пошли мутации и в итоге у нас нет ни настоящей философии, ни настоящей религии, только обряды, с одной стороны и схоластика, с другой (всё остальное - путаница и невнятица)

Сенека - это реакция на ****ство, жестокость и беспредел тех правителей, при которых он жил. Ведь вообще-то римляне гордились своими добродетелями и считали себя порядочными гражданами - а тут вдруг такое, то Калигула, то Нерон, то Мессалина - и идиот Клавдий как лучший вариант. Это ещё сильнее толкнуло Сенеку к морализаторской риторике...

Эпикур - это оптимистичный, бодрый мужик, а вот богачам Сенеке и Марку Аврелию из-за богатства и власти гораздо хуже живётся - и им приходится быть серьёзными и унылыми стоиками и постоянно заниматься морализаторством, чтобы не развалиться на части. Яркий, наглядный пример того "кому на Руси жить хорошо" (если нет нищеты, конечно, потому как крайности сходятся - нищим наверняка тоже стоики ближе)


 


Рецензии