Две трагедии германа гессе под колесом и гертруда

ДВЕ   ТРАГЕДИИ  ГЕРМАНА  ГЕССЕ  :  «  Под  колесом « и  «Гертруда  «
Из серии  «  Медиатативное  чтение  книг  Германа  Гессе  «
Каким  образом  Гессе  обрёл трагический  взгляд  на  то , что  окружает его  ,  в  детстве  ? 
Он  жил  в  городке  ,  через который  текла  река  и  в  которой  он  так  любил  удить рыбу  ,  в  семье  строгих правил  ,  обычной  семье  германской  глубинки  .
 Он  был порослью  разветвлённого  древа  семей  пиетистов  , которые  собирались порой  вместе  и  были  горды  тем  , что  они  родились именно в  этой  семье  .
Его  дед  ,  жизнелюбивый  пиетист  , жил  в Эстонии  ,  стал  там  немецким  бароном  ,  имел  трёх  жён  ,  которые  умерли  , причём  вторую  ,    не  хотевшую умирать  после  сложных  родов  ,  он  наставлял :  «Иди  , иди  ,  не  нужно  спорить с  волей  Бога  !» и   дожил  до     93  лет  , окружённый  почтением  и любовью  .                Причём  сам   Гессе  иногда  говорил  о  том  , что его  родина  -  именно  Эстония  почему  -  то .
Его  отец  был  рождён  от  жены  барона  , которую сочли  сошедшей  с  ума .  И  отец  Германа  почему  то  не  любил  своего  отца  в  противовес  другим  его отпрыскам  . Он  был  болезнен  и  религиозен  .   Женился  на  матери  Германа  тогда  , когда  она овдовела  . Они  были  миссионерами  в  Индии  . Миссионерами  были  и  родители  матери  Германа  - Марии .
Мать  Германа  была  удивительной  женщиной  . Она  была  искренне верующей  .  Пиетизм  , который  исповедовали   предки   Германа  Гессе  ,  подразумевал  личные  отношения  с  Богом  ,  и  чистую  , благочестивую  жизнь  .
 Семья  Германа  пользовалась  уважением  в  городке  .
 Откуда  бунт  , откуда  трагизм  ?  как  говорят  в  таких случаях  ,                « ничего  не  предвещало  .»
Герман  Гессе  остаётся  для  меня  загадкой  ,  и потому  я  пытаюсь  в  его  произведениях  , наполненных  описаниями  красот окружающей  природы  ,  тщательными  описаниями  рыбной  ловли ,  найти  то  , что  омрачало  его  ,  и  не  только его , если помнить                о  его поколении  , вошедшем  в  двадцатый  век  , несомненно  , что именно  для  их поколения  - исполненный  трагизма  .
В   «  Питере  Каменциде  «  вдруг  обнаруживается  в  оптике  самого  Гессе  трагический  взгляд  на  окружающее  : 
и  борьба  горных скал  за  выживание  , и  обнаружение  в  себе  наряду  с  выносливостью  то  , что  он  смог  бы  убить человека  голыми  руками  , которое  всё  же  не  находит своего воплощения                в  жизни  самого  Гессе  .  Желание  убийство  проецируется  на  попытки  самоубийства . 
Самоубийственное  поведение  - вот  что можно  обнаружить и  в  жизни  самого  Гессе  ,и  в  жизни  его персонажей  .
Жизнь  Ганса  Гибенрата  описана  в  книге  1906  года                «  Под колесом  «. 
Мальчик  , подававший  надежды  и  не  оправдавший  их  тонет  в реке  - вот как  можно  было  бы  описать  сюжет  этой  повести  . Мальчик  ,  живший  в  мире  маленького  городка  , в  котором  сапожник  предостерегает  мальчика  от влияния  пастора  ,                который  , по  его словам  , «не  верит  в  Бога  .» 
Сапожник  изучает  Библию  самостоятельно  ,  читает  проповеди  вне  стен  церкви  ,  и  отражает  всю  глубину  противостояния  народной  религии  и  религии  официальной  церкви  , пастор  которой  снабжён  знаниями  латыни  , древнегреческого  ,  и  который  занимается  с  Гансом  много  для подготовки  того  в  древнюю  цистерианскую  семинарию .
Мальчик  подаёт  надежды  .  Но  он  уже  поражён  враждебными  настроениями  сапожника  , который  чем  - то  напоминает  Якова  Бёме   ,  мистика  ,  к  которому  враждебно  относилась  церковь .
В  веровании  которого  причудливо преломлялись  тексты Библии               с  древними  местными  верованиваниями  .                Собственно  говоря  ,  и  сам  пиетизм  наполнен  древними  тевтонскими  мифами  «  земли  мёртвых  «  .
И  местный  сапожник  - носитель  такого вот  стихийного  верования  .Недоверчиво  относящийся   к  носителям  мудрости  , которая  заключалась  как  раз  в  знании  древних  языков  .
То  ,  что  заметил  Фридрих  Ницше  ,  автор  «  Рождение  трагедии  из  духа  музыки  «  ,  который  отметил аполлоновскую  тягу  к знаниям  у  Сократа  и  которого  поэтому  не  любил  как  человека  знания  ,  и  призывал  обратиться  к  досократикам  , носителям  стихийного  , дионисийского  знания  сил природы    .
Так  , что  речь не  идёт  о  различиях в толковании  Библии  ,                а  о  том  ,  что  человек  должен прежде  всего  обращаться  к  тому  ,  что  находится  у  него в сердце  , идущее  от предков  его  .
И  дионисийское  начало  деда  Германа  Гессе  , немецкого  барона  из Эстонии  ,  вступало в конфликт  с  аполлоническим  в  его сыне  , отце  Германа  Гессе  .
Собственно  говоря  ,и  Ницше  ,  философ  новой  формации  , по  существу  поэт  -  философ  ,  и Рихард  Вагнер  ,  выражающий  невыразимое  не  в словах  ,  а  в  музыке  потому  ,  были  выразителями  именно что  германского    духа  .
И  Герман  Гессе  ,  и  другие  писатели  и философы  всегда  отмечали  то именно  ,  что  они  -  германцы  , носители  древнего  тевтонского  духа  .Но  Герман  Гессе  стоял  всё  таки  особняком  .
Он  не  стал нацистом  .  И  это  то  в  его именно время  заставляло  его  всё  время вступать  в  конфликт  с окружением  .
Что  отражалось  на  его психике  .
Все  его  произведения  можно  было  бы  озаглавить  так  ,  как  он сам  писал с детства  -  написано  только  для  сумашедших .
Это  роднило  его с  Ницше  , как  и  постоянные  головные  боли  и  проблемы  с  глазами  ,  и  склонность  к  сумашествию  .
То  , чем  был  болен  сам  германский    дух  того  времени  .
Так  вот  , мальчик  отправляется  в  семинарию  на  экзамены  .
После  многочасовых  ежедневных  трудов  по  освоению латыни  и древнегреческого    Ганс     вопринимает    себя  и  других тощих  мальчуганов  как  «гекатомбу  «  -  жертвоприношение  быков  .
И  стал вторым  .  Это высокое  место  .
Но  оно  его  не  радует  . Он  хотел  бы  остаться  в  своем  городке  ,  бродить  по полям  , которые  он так  прекрасно  описывает  - с  зарослями  дрока  ,  удить  рыбу  ,  именно  леской  ,  чтобы ощутить  радость  от  пойманной  рыбы  , которую  он описывает  красочно .
Но  нет  .  И  как  ведущийся  на  бойню  бычок  он  прибывает  в  семинарию  . Вначале  она  его привлекает  .
Старинные  здания  , вековые  деревья  .
Сам  Генрих  Гессе  вначале  был  одушевлён  ,  он  сочиняет  поэму  на  приезд кайзера  ,  у  него  особые  отношения  с древними  языками  . Воображение  его  рисует  образы  ,  созданные  им  при  чтении  древних  текстов  .
Он  восприимчив  ко всему  новому  , позволяет  ввести  себя  в  гипноз  .  Его  отец  негодует  , он считает  , что тело  человека  принадлежит  Богу  и  тот  не  должен позволять  себе  всё  , лишающее  его воли  - гипноз  , наркотические  вещества  , алкоголь .То  , что  сам  Гессе  позволит  проделать  с  собой  в  течении  своей  жизни  . Новые  необычные  чувства  пленяют  его  .
Ганс  же  , что удивительно  , описывает  пребывание  в  семинарии  более  возможным  и  лучшим  -  если  бы  у  него  была  мать  .
У  Ганса  нет  матери  . И  у  Гессе  в  момент  написания  нет матери .
Но  тогда  , когда  он учился  в  семинарии  , мать у  него была  .
Такой  вот  парадокс  .
Мать  его  умерла  в  1892  году  , находясь  в самых  возвышенных  религиозных  чувствах  на  смертном  одре  .
В  1897  году  умер  кайзер  .
Это  было  национальной  трагедией  -  они  были  лишены  « отца  нации  «  , объединившим  и  создавшим  великую  Германию  .
Сейчас  Герман  Гессе  находится  в  1906  году  .
Все  прошедшие  смерти    оставались  такими   близкими  .
И  он  описывает себя  одновременно  как  Ганса  и  как  его  друга  - Германа   Гейльнера .
Они  учатся  в  семинарии  ,  которую  закончили  Иоганн  Кеплер  - певец  звёздного  неба  и  Гёдерлинг  -  певец  романтизма  .                И  Гейльнер  ,  упиваясь  своими  стихами  , чувствуя  себя  особенным  , именно совершает  тот  знаменитый  побег  ,  который  совершил  именно  что сам  Герман  Гессе  .
Однажды  он убежал  из  семинарии  и  ночевал в  стогу  при  минус  девяти  .  Его  долго искали  , было  сообщено  родителям  .
Он не смог  тогда  объяснить  свой  побег  .
Не  объяснил  Гессе  свой  побег  и  в  повести  .
И  более  того  , о  дальнейшей   судьбе  Германа  Гейльнера  он  не  рассказывает  . «  Куда он в конце концов забредет — это ему было безразлично  , важно  , что он сбежал из ненавистного монастыря, доказав эфору, что воля его сильней  , чем любые приказы и запреты. Его с позором изгнали из монастыря. В тот же вечер он вместе с отцом покинул его навсегда  .»
 Ганс  тоже  изменился  после  побега  друга  в  семинарии  ,               Генриха  , который  однажды  крепко поцеловал  его в  губы  ,  и  они  врослись  друг  в друга  потом  . Геесе  пишет  :
«Когда у Ганса не болела голова — а теперь она болела почти все время  , — он вспоминал о Гейльнере ,   видел свои призрачные большеглазые сны наяву ,  и часами думал какие - то сумрачные думы  . И уж никто не думал о том  , что именно школа и варварское тщеславие отца и некоторых учителей довели это хрупкое существо до такого состояния  ». Зачем заставляли его в самом нежном, восприимчивом и опасном возрасте ежедневно заниматься до поздней ночи  ? Зачем отняли кроликов , отделили от товарищей, запретили бегать на рьгбалку, бродить   по лесам ?  Зачем привили ему этот пустой и низменный идеал столь гнусного , испепеляющего честолюбия, лишили заслуженных каникул даже после экзамена ?             А теперь он  , словно загнанный лошонок, лежал у обочины и уже ни на что не был годен  . »
У  него столько претензий  к  тому  миру  ,  который  не  позволил  ему  остаться  навсегда  ребёнком  .
И  у  Ганса  ,  и  у  самого  Германа  Гессе .
 Он  пишет  о  Гансе  как  о себе  :  «Стоит срубить дереву крону, и оно у самых корней пускает новые побеги  .
Так и душа, загубленная в пору цветения  , часто возвращается               к своей весне  , к полному сладостных предчувствий детству  , как бы желая дочерпнуть здесь новые надежды и скрепить оборвавшуюся было нить жизни. Быстро и стремительно поднимаются сочные побеги — но   то лишь призрачная жизнь  , и никогда уже здесь не вырасти настоящему  , здоровому дереву.То же случилось и с Гансом Гибенратом  .»
Что  можно  сказать на  это  ?  Он  был  не  один  .
Вокруг  него  были  другие  семинаристы  .
Только  ли  он  один  предъявлял  к  миру  такие  требования  ?
Но  у  меня  создаётся  впечатление  ,  что  он  отравлен  нахождением  внутри  него  какой  - то  другой  личности  ,  эгоистичной  , думающей  только  о себе  ,  и  потому  всегда  недовольной  .  Как  дерево  , недовольное  тем  ,  что ветви  его  обрезаны  правильным  образом  .
И  гуляя  по  лесу  возле  семинарии  Ганс  всегда  искал  сук  , на  котором  он  бы  мог  бы  повеситься  .
Самоубийственное  поведение  вернуло  его  в  городок  детства  .
Кажется  , что сбылась  его мечта   -  он мог  видеть  реку  , удить           в  ней  рыбу  ,  и  совершать  многие  поступки  его  детства  .
Но  нельзя  вернуться в детство  подростку  .
« кто не знал старого механика Порша, никогда не расстававшегося с манжетами — даже когда выходил на улицу босиком? Будучи сыном сельского учителя старой закваски, он знал половину Библии наизусть и вдобавок уйму, поговорок и всевозможных поучений ; но ни это  , ни его убеленная сединами голова не мешали ему не пропускать ни одной юбки и частенько напиваться  . Ганс Гибенрат  -младший, — будто сейчас слышал Ганс, — чадо мое возлюбленное , внемли словам моим. Как говорил Сирах? Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха .       Как зеленеющие листья на густом дереве —  одни спадают, а другие вырастают  , так и род от плоти и крови — один умирает, а другой рождается . А теперь ступай домой, тюлень вяленый! «  -  обращается  к  Гансу  житель его  городка  после  его возвращения  . И  теперь  «  по окрестностям городка все еще бродил бледный семинарист — невеселый, усталый , старательно избегающий встреч. Врач прописал ему капли, рыбий жир, яйца и холодные обтирания  .
Не удивительно, что все это не помогало ему. Всякая здоровая: жизнь должна иметь смысл и цель  , а их  -  то юный Гибенрат как раз и утратил  .
Теперь отец уже твердо решил сделать его писарем или отдать в ученики к ремесленнику  .  « 
Так  описывает  Герман Гессе  своё  состояние  после  возвращения  .
Жизнь  ремесленника  и  нехитрые  забавы  юности  - это  ли  цель  ,  к  которой  стремился  ещё  недавно  бывший  семинаристом  .
Знания  древних  языков  и  впечатления  от чтения  древних  текстов  всё  ещё  оставались  с  ним  .
Но  они  ничего  не  поменяли  в  его  жизни  .
Конец  жизни  Ганса  удручающ  , он  -механик  , и даже  рад                тому  ,  чему  он  научился  за  год  .
Сам  Гессе  был учеником  мастера  башенных  часов  - часовщика  . И  сам  он  не  остался  в городке  , и  оставил свои  мальчишеские  забавы  .
Но  Ганса  с  его  мечтами  о  простой  жизни   Гессе  не  оставил в живых  .  После  всех  глупостей  , свойственных  юности  :  головокружительной  влюблённости  подростка  , не  знающего  , что ему  делать  с  вновь возникшими  внезапно  желаниями  ,  после  того  , как  он напился  сидра  ,   пошёл  к реке  , движимый  неясными  чувствами  ,  и его  тело  нашли  бездыханным  .
Трагедия  ?  Да  . Но  Гессе оставил в  живых  его  друга  из семинарии    , которого звали  так  же  , как  и  он  сам  - Генрих .
Он  расстался  с  какой  то  личностью  , которых  у  него всегда  было  больше  ,  чем  одна  , как  и  у Ницше  , и  вошёл  этим  другим  в  своё  будущее  .   
Тем  Генрихом  ,  который  описан  им  как                « молчаливый и гордый, с надменным выражением лица, ходил по коридорам  , высоко подняв голову, ни с кем не заговаривал и часто что  -  то записывал в свою черную тетрадочку, на клеенчатом переплете которой было выведено  : «Песни монаха».»
Монаха  скорее не  в религиозном  смысле  , а  подобному    одинокой    монаде   . Как  и сам  Генрих  Гессе  .
 Роман  « Гертртуда  «  написан  в  1910  году  .
Гессе    женат  на  Марии  Бернулли  , дочери  знаменитого  математика  и  скрипача  .  Она  намного  старше его  .
Она  -  мать его сыновей  . 
Но  и  из  семьи  Гессе  бежит  как  и  из монастыря  .
Побег  -  часть его  жизни  .
Ещё  в  семинарии  он  был вторым  скрипачом  .
Музыка  была  близка  ему  .
Особенно  ему  нравится  баллада  номер  1  соль  минор  Фредерика  Шопена  .
Баллада  - название литературное  .
В  романтизме  создано много  баллад  .
В  основном  в  литературе  ,  перешедшей в   музыку  .
Его  жена  Мария  часто  играет ему  Шопена .
 Его  любимая  баллада  Шопена  пытается  выразить историю  Сотворения  и в  чём  то  продолжается  эта  тема  у  Скрябина  .
Адам  падает  на  землю  , но  музыка  идёт вверх  .
Интонация  заворачивающейся   раковины  .
В  первых  минутах существования  Адама  возникает тема  смерти  .  Уже  Адам  не  смотрит  вниз  , находясь  у  Бога  , а  смотрит  снизу  вверх  .Трель  в басу  описывает  состояние .
Сумрачная  повествовательность  . Но возникает  как  бы 
луч  солнца  , попавший  как  бы  в росинку  .
Ля  мажор  в  соль минорной  пьесе  .
Но  всё  же  наступает  крушение  -
Образ   водоворота  - воронки  .
Образ   подводного  царства  , водных  русалочьих сил  .
Которые  увлекают  в  свой  подводный  мир  .
Вздохи  , стоны  нечеловеческих  сил  .
Ми  би  моль  мажор  -  кульминация  .
Сладостная  нирвана  -  скорее желание  сладостной  нирваны  . Потому  что всё  срывается  вниз  .
Но  возникает  соль минор  -  это настоящая  смерть  .
Образ смерти  присутствует всегда  в  романтизме  .
У  Листа  «Пляски смерти  .»
Не  возвращение  к  Богу  , а  погружение  в  бездну  бытия  .
Фауст  , Мефистофель   и  Маргарита  .
Всё  низвергается  в бездну  .
«Вальпургиева  ночь  «  , где  Мефистофель   откровенно  грубо падает  в  разнузданную  оргию  с ведьмами  . Разврат  на  месте  любви  , скаберзные  шуточки  .
Почти малеровский  крик  , вопль  - в  конце  баллады  .
Вот  то  , что  я  слышу  в этой  Балладе  Шопена  .
 Повесть  « Гертруда  «  -музыкальная  .
В  ней  рассказывается  о  композиторе  , о  его  пути  , и  о  его  неразделённой любви  к  дочери  мецената  -   Гертруде  .
Неразделённая  любовь  описывается  у  Гёте  , в  его                «  Страданиях  юного  Вертрера   « .
Неразделённая  любовь  -  зерно  романтизма  .
Неразделённая  любовь  Демона  у  Лермонтова  .
Вот истинный  романтизм  - описывать  демонические  чувства  .  В  повести  «Гертруда  «  есть  демоническая  личность  ,  певец   вагнеровского  репертуара  в  основном  - «Я понял, почему он ко мне пришел, почему моя песня ему понравилась, почему он почти невежливо на меня нажимал и показался мне одновременно и робким, и наглым. Он страдал, он носил в себе глубокую боль и изголодался от одиночества, как волк. Этот страдалец пробовал делать ставку на гордость и уединение, но не выдержал и теперь притаился, высматривая людей, ловя добрый взгляд и намек на понимание, и ради этого готов был унизиться. Так думал я в то время.
Мое отношение к Генриху Муоту было мне неясно,
Пусть певец был демоническим человеком, зато я — нет, внутреннее чувство удерживало меня от всего броского и необыкновенного . Резкая жестикуляция Муота вызывала у меня неприязнь и протест, он был человек театра и , казалось мне , любитель приключений, возможно предназначенный к тому, чтобы прожить жизнь трагическую и весьма заметную. Я же , напротив , хотел оставаться в тиши , жесты и смелые слова были мне не к лицу, я был предназначен для самоотречения.» 
Генрих  Муот  исполнял песни  самого  героя  - Куна  ,  творчество  которого  было  описано  в  повести  как  восхождение    на  высоты  творчества  , которому  сопуствует страдание  неразделённой  любви  .
Романтическая  любовь  не  может  быть счастливо  завершена  по  определению  .  Как  будто  чувство  застывает  в  страдании  и  испивает  чашу  страдания  , не позволяя  счастью  взаимности  разрушить  музыку  страдания  .  Это  по своему  садистическое  наслаждение ,  в  котором  невозможно  обладание  предметом  желания   . Иначе  исчезнет  музыка  .
Выбор  между  счастьем  любви  и  счастьем  творить  музыку  -  об  этом    рассказывает  Герман  Гессе  .
Потому  что  взаимная  любовь  Гертруды  и  Генриха  Муота  лишило  бы  певца  его творчества  .
Это  -  не  « Севильский  цирюльник  «  , где  история  заканчивается  хотя  и  с препятствиями  , но счастливо  .
Но  Гёте  ещё  рассказывает  о  том  , что  любовь  романтика  не  может  закончиться  счастливо  .
И  Гессе  продолжает  эту  тему  .
Так  он осмысливает  свою  семейную  жизнь  .
Он  даже  бежит  от  счастья  семейной  жизни  , как от  того , что может  лишить его  наслаждения  занятия  творчеством  .
Демонический  романтик  Генрих  Муот  терзаясь  от того  ,  что  Гертруда  как  совершенная  женщина  страдает  от  совместной  их жизни  , заканчивает  жизнь  самоубийством  .
Это не  значит  , что Гертруда  свободна  и  композитор  Кун  сможет  теперь  обладать  этим  совершенством  .
Гертруда    становится  ещё  более  недоступной  для  него .
Крушение  всех надежд  , наталкивающихся  на  неумолимую волю   людей  ,  -  то  ,  что испытывает  демон  внутри певца  Генриха  Муота  .  Он  покидает  тело  певца  ,чтобы  погрузиться в  ещё  большую тоску  , нечеловеческую  , для  выражения  которой  требуется  нечеловеческая  музыка  .
Слышала    я  воспоминания  Виктора  Шкловского  о  Максиме  Горьком  , нашем  ницшеанце  , романтике  , который  окружил  себя  множеством  женщин  , но  не  смог  получить  удовлетворения  .
Это  и есть трагедия  неудовлетворённости  демонической личности  , даже   со всеми  её  возможностями  .
Вот  то  , что я  прочла в этой  книге  Германа  Гессе  .
Историю  неразделённой  любви    ,  которую неоднократно  называли  воплощением  мотивов  « Рождения  трагедии  «  Ницше  .


Рецензии