Две трагедии германа гессе под колесом и гертруда
Из серии « Медиатативное чтение книг Германа Гессе «
Каким образом Гессе обрёл трагический взгляд на то , что окружает его , в детстве ?
Он жил в городке , через который текла река и в которой он так любил удить рыбу , в семье строгих правил , обычной семье германской глубинки .
Он был порослью разветвлённого древа семей пиетистов , которые собирались порой вместе и были горды тем , что они родились именно в этой семье .
Его дед , жизнелюбивый пиетист , жил в Эстонии , стал там немецким бароном , имел трёх жён , которые умерли , причём вторую , не хотевшую умирать после сложных родов , он наставлял : «Иди , иди , не нужно спорить с волей Бога !» и дожил до 93 лет , окружённый почтением и любовью . Причём сам Гессе иногда говорил о том , что его родина - именно Эстония почему - то .
Его отец был рождён от жены барона , которую сочли сошедшей с ума . И отец Германа почему то не любил своего отца в противовес другим его отпрыскам . Он был болезнен и религиозен . Женился на матери Германа тогда , когда она овдовела . Они были миссионерами в Индии . Миссионерами были и родители матери Германа - Марии .
Мать Германа была удивительной женщиной . Она была искренне верующей . Пиетизм , который исповедовали предки Германа Гессе , подразумевал личные отношения с Богом , и чистую , благочестивую жизнь .
Семья Германа пользовалась уважением в городке .
Откуда бунт , откуда трагизм ? как говорят в таких случаях , « ничего не предвещало .»
Герман Гессе остаётся для меня загадкой , и потому я пытаюсь в его произведениях , наполненных описаниями красот окружающей природы , тщательными описаниями рыбной ловли , найти то , что омрачало его , и не только его , если помнить о его поколении , вошедшем в двадцатый век , несомненно , что именно для их поколения - исполненный трагизма .
В « Питере Каменциде « вдруг обнаруживается в оптике самого Гессе трагический взгляд на окружающее :
и борьба горных скал за выживание , и обнаружение в себе наряду с выносливостью то , что он смог бы убить человека голыми руками , которое всё же не находит своего воплощения в жизни самого Гессе . Желание убийство проецируется на попытки самоубийства .
Самоубийственное поведение - вот что можно обнаружить и в жизни самого Гессе ,и в жизни его персонажей .
Жизнь Ганса Гибенрата описана в книге 1906 года « Под колесом «.
Мальчик , подававший надежды и не оправдавший их тонет в реке - вот как можно было бы описать сюжет этой повести . Мальчик , живший в мире маленького городка , в котором сапожник предостерегает мальчика от влияния пастора , который , по его словам , «не верит в Бога .»
Сапожник изучает Библию самостоятельно , читает проповеди вне стен церкви , и отражает всю глубину противостояния народной религии и религии официальной церкви , пастор которой снабжён знаниями латыни , древнегреческого , и который занимается с Гансом много для подготовки того в древнюю цистерианскую семинарию .
Мальчик подаёт надежды . Но он уже поражён враждебными настроениями сапожника , который чем - то напоминает Якова Бёме , мистика , к которому враждебно относилась церковь .
В веровании которого причудливо преломлялись тексты Библии с древними местными верованиваниями . Собственно говоря , и сам пиетизм наполнен древними тевтонскими мифами « земли мёртвых « .
И местный сапожник - носитель такого вот стихийного верования .Недоверчиво относящийся к носителям мудрости , которая заключалась как раз в знании древних языков .
То , что заметил Фридрих Ницше , автор « Рождение трагедии из духа музыки « , который отметил аполлоновскую тягу к знаниям у Сократа и которого поэтому не любил как человека знания , и призывал обратиться к досократикам , носителям стихийного , дионисийского знания сил природы .
Так , что речь не идёт о различиях в толковании Библии , а о том , что человек должен прежде всего обращаться к тому , что находится у него в сердце , идущее от предков его .
И дионисийское начало деда Германа Гессе , немецкого барона из Эстонии , вступало в конфликт с аполлоническим в его сыне , отце Германа Гессе .
Собственно говоря ,и Ницше , философ новой формации , по существу поэт - философ , и Рихард Вагнер , выражающий невыразимое не в словах , а в музыке потому , были выразителями именно что германского духа .
И Герман Гессе , и другие писатели и философы всегда отмечали то именно , что они - германцы , носители древнего тевтонского духа .Но Герман Гессе стоял всё таки особняком .
Он не стал нацистом . И это то в его именно время заставляло его всё время вступать в конфликт с окружением .
Что отражалось на его психике .
Все его произведения можно было бы озаглавить так , как он сам писал с детства - написано только для сумашедших .
Это роднило его с Ницше , как и постоянные головные боли и проблемы с глазами , и склонность к сумашествию .
То , чем был болен сам германский дух того времени .
Так вот , мальчик отправляется в семинарию на экзамены .
После многочасовых ежедневных трудов по освоению латыни и древнегреческого Ганс вопринимает себя и других тощих мальчуганов как «гекатомбу « - жертвоприношение быков .
И стал вторым . Это высокое место .
Но оно его не радует . Он хотел бы остаться в своем городке , бродить по полям , которые он так прекрасно описывает - с зарослями дрока , удить рыбу , именно леской , чтобы ощутить радость от пойманной рыбы , которую он описывает красочно .
Но нет . И как ведущийся на бойню бычок он прибывает в семинарию . Вначале она его привлекает .
Старинные здания , вековые деревья .
Сам Генрих Гессе вначале был одушевлён , он сочиняет поэму на приезд кайзера , у него особые отношения с древними языками . Воображение его рисует образы , созданные им при чтении древних текстов .
Он восприимчив ко всему новому , позволяет ввести себя в гипноз . Его отец негодует , он считает , что тело человека принадлежит Богу и тот не должен позволять себе всё , лишающее его воли - гипноз , наркотические вещества , алкоголь .То , что сам Гессе позволит проделать с собой в течении своей жизни . Новые необычные чувства пленяют его .
Ганс же , что удивительно , описывает пребывание в семинарии более возможным и лучшим - если бы у него была мать .
У Ганса нет матери . И у Гессе в момент написания нет матери .
Но тогда , когда он учился в семинарии , мать у него была .
Такой вот парадокс .
Мать его умерла в 1892 году , находясь в самых возвышенных религиозных чувствах на смертном одре .
В 1897 году умер кайзер .
Это было национальной трагедией - они были лишены « отца нации « , объединившим и создавшим великую Германию .
Сейчас Герман Гессе находится в 1906 году .
Все прошедшие смерти оставались такими близкими .
И он описывает себя одновременно как Ганса и как его друга - Германа Гейльнера .
Они учатся в семинарии , которую закончили Иоганн Кеплер - певец звёздного неба и Гёдерлинг - певец романтизма . И Гейльнер , упиваясь своими стихами , чувствуя себя особенным , именно совершает тот знаменитый побег , который совершил именно что сам Герман Гессе .
Однажды он убежал из семинарии и ночевал в стогу при минус девяти . Его долго искали , было сообщено родителям .
Он не смог тогда объяснить свой побег .
Не объяснил Гессе свой побег и в повести .
И более того , о дальнейшей судьбе Германа Гейльнера он не рассказывает . « Куда он в конце концов забредет — это ему было безразлично , важно , что он сбежал из ненавистного монастыря, доказав эфору, что воля его сильней , чем любые приказы и запреты. Его с позором изгнали из монастыря. В тот же вечер он вместе с отцом покинул его навсегда .»
Ганс тоже изменился после побега друга в семинарии , Генриха , который однажды крепко поцеловал его в губы , и они врослись друг в друга потом . Геесе пишет :
«Когда у Ганса не болела голова — а теперь она болела почти все время , — он вспоминал о Гейльнере , видел свои призрачные большеглазые сны наяву , и часами думал какие - то сумрачные думы . И уж никто не думал о том , что именно школа и варварское тщеславие отца и некоторых учителей довели это хрупкое существо до такого состояния ». Зачем заставляли его в самом нежном, восприимчивом и опасном возрасте ежедневно заниматься до поздней ночи ? Зачем отняли кроликов , отделили от товарищей, запретили бегать на рьгбалку, бродить по лесам ? Зачем привили ему этот пустой и низменный идеал столь гнусного , испепеляющего честолюбия, лишили заслуженных каникул даже после экзамена ? А теперь он , словно загнанный лошонок, лежал у обочины и уже ни на что не был годен . »
У него столько претензий к тому миру , который не позволил ему остаться навсегда ребёнком .
И у Ганса , и у самого Германа Гессе .
Он пишет о Гансе как о себе : «Стоит срубить дереву крону, и оно у самых корней пускает новые побеги .
Так и душа, загубленная в пору цветения , часто возвращается к своей весне , к полному сладостных предчувствий детству , как бы желая дочерпнуть здесь новые надежды и скрепить оборвавшуюся было нить жизни. Быстро и стремительно поднимаются сочные побеги — но то лишь призрачная жизнь , и никогда уже здесь не вырасти настоящему , здоровому дереву.То же случилось и с Гансом Гибенратом .»
Что можно сказать на это ? Он был не один .
Вокруг него были другие семинаристы .
Только ли он один предъявлял к миру такие требования ?
Но у меня создаётся впечатление , что он отравлен нахождением внутри него какой - то другой личности , эгоистичной , думающей только о себе , и потому всегда недовольной . Как дерево , недовольное тем , что ветви его обрезаны правильным образом .
И гуляя по лесу возле семинарии Ганс всегда искал сук , на котором он бы мог бы повеситься .
Самоубийственное поведение вернуло его в городок детства .
Кажется , что сбылась его мечта - он мог видеть реку , удить в ней рыбу , и совершать многие поступки его детства .
Но нельзя вернуться в детство подростку .
« кто не знал старого механика Порша, никогда не расстававшегося с манжетами — даже когда выходил на улицу босиком? Будучи сыном сельского учителя старой закваски, он знал половину Библии наизусть и вдобавок уйму, поговорок и всевозможных поучений ; но ни это , ни его убеленная сединами голова не мешали ему не пропускать ни одной юбки и частенько напиваться . Ганс Гибенрат -младший, — будто сейчас слышал Ганс, — чадо мое возлюбленное , внемли словам моим. Как говорил Сирах? Блажен человек, который не погрешал устами своими и не уязвлен был печалью греха . Как зеленеющие листья на густом дереве — одни спадают, а другие вырастают , так и род от плоти и крови — один умирает, а другой рождается . А теперь ступай домой, тюлень вяленый! « - обращается к Гансу житель его городка после его возвращения . И теперь « по окрестностям городка все еще бродил бледный семинарист — невеселый, усталый , старательно избегающий встреч. Врач прописал ему капли, рыбий жир, яйца и холодные обтирания .
Не удивительно, что все это не помогало ему. Всякая здоровая: жизнь должна иметь смысл и цель , а их - то юный Гибенрат как раз и утратил .
Теперь отец уже твердо решил сделать его писарем или отдать в ученики к ремесленнику . «
Так описывает Герман Гессе своё состояние после возвращения .
Жизнь ремесленника и нехитрые забавы юности - это ли цель , к которой стремился ещё недавно бывший семинаристом .
Знания древних языков и впечатления от чтения древних текстов всё ещё оставались с ним .
Но они ничего не поменяли в его жизни .
Конец жизни Ганса удручающ , он -механик , и даже рад тому , чему он научился за год .
Сам Гессе был учеником мастера башенных часов - часовщика . И сам он не остался в городке , и оставил свои мальчишеские забавы .
Но Ганса с его мечтами о простой жизни Гессе не оставил в живых . После всех глупостей , свойственных юности : головокружительной влюблённости подростка , не знающего , что ему делать с вновь возникшими внезапно желаниями , после того , как он напился сидра , пошёл к реке , движимый неясными чувствами , и его тело нашли бездыханным .
Трагедия ? Да . Но Гессе оставил в живых его друга из семинарии , которого звали так же , как и он сам - Генрих .
Он расстался с какой то личностью , которых у него всегда было больше , чем одна , как и у Ницше , и вошёл этим другим в своё будущее .
Тем Генрихом , который описан им как « молчаливый и гордый, с надменным выражением лица, ходил по коридорам , высоко подняв голову, ни с кем не заговаривал и часто что - то записывал в свою черную тетрадочку, на клеенчатом переплете которой было выведено : «Песни монаха».»
Монаха скорее не в религиозном смысле , а подобному одинокой монаде . Как и сам Генрих Гессе .
Роман « Гертртуда « написан в 1910 году .
Гессе женат на Марии Бернулли , дочери знаменитого математика и скрипача . Она намного старше его .
Она - мать его сыновей .
Но и из семьи Гессе бежит как и из монастыря .
Побег - часть его жизни .
Ещё в семинарии он был вторым скрипачом .
Музыка была близка ему .
Особенно ему нравится баллада номер 1 соль минор Фредерика Шопена .
Баллада - название литературное .
В романтизме создано много баллад .
В основном в литературе , перешедшей в музыку .
Его жена Мария часто играет ему Шопена .
Его любимая баллада Шопена пытается выразить историю Сотворения и в чём то продолжается эта тема у Скрябина .
Адам падает на землю , но музыка идёт вверх .
Интонация заворачивающейся раковины .
В первых минутах существования Адама возникает тема смерти . Уже Адам не смотрит вниз , находясь у Бога , а смотрит снизу вверх .Трель в басу описывает состояние .
Сумрачная повествовательность . Но возникает как бы
луч солнца , попавший как бы в росинку .
Ля мажор в соль минорной пьесе .
Но всё же наступает крушение -
Образ водоворота - воронки .
Образ подводного царства , водных русалочьих сил .
Которые увлекают в свой подводный мир .
Вздохи , стоны нечеловеческих сил .
Ми би моль мажор - кульминация .
Сладостная нирвана - скорее желание сладостной нирваны . Потому что всё срывается вниз .
Но возникает соль минор - это настоящая смерть .
Образ смерти присутствует всегда в романтизме .
У Листа «Пляски смерти .»
Не возвращение к Богу , а погружение в бездну бытия .
Фауст , Мефистофель и Маргарита .
Всё низвергается в бездну .
«Вальпургиева ночь « , где Мефистофель откровенно грубо падает в разнузданную оргию с ведьмами . Разврат на месте любви , скаберзные шуточки .
Почти малеровский крик , вопль - в конце баллады .
Вот то , что я слышу в этой Балладе Шопена .
Повесть « Гертруда « -музыкальная .
В ней рассказывается о композиторе , о его пути , и о его неразделённой любви к дочери мецената - Гертруде .
Неразделённая любовь описывается у Гёте , в его « Страданиях юного Вертрера « .
Неразделённая любовь - зерно романтизма .
Неразделённая любовь Демона у Лермонтова .
Вот истинный романтизм - описывать демонические чувства . В повести «Гертруда « есть демоническая личность , певец вагнеровского репертуара в основном - «Я понял, почему он ко мне пришел, почему моя песня ему понравилась, почему он почти невежливо на меня нажимал и показался мне одновременно и робким, и наглым. Он страдал, он носил в себе глубокую боль и изголодался от одиночества, как волк. Этот страдалец пробовал делать ставку на гордость и уединение, но не выдержал и теперь притаился, высматривая людей, ловя добрый взгляд и намек на понимание, и ради этого готов был унизиться. Так думал я в то время.
Мое отношение к Генриху Муоту было мне неясно,
Пусть певец был демоническим человеком, зато я — нет, внутреннее чувство удерживало меня от всего броского и необыкновенного . Резкая жестикуляция Муота вызывала у меня неприязнь и протест, он был человек театра и , казалось мне , любитель приключений, возможно предназначенный к тому, чтобы прожить жизнь трагическую и весьма заметную. Я же , напротив , хотел оставаться в тиши , жесты и смелые слова были мне не к лицу, я был предназначен для самоотречения.»
Генрих Муот исполнял песни самого героя - Куна , творчество которого было описано в повести как восхождение на высоты творчества , которому сопуствует страдание неразделённой любви .
Романтическая любовь не может быть счастливо завершена по определению . Как будто чувство застывает в страдании и испивает чашу страдания , не позволяя счастью взаимности разрушить музыку страдания . Это по своему садистическое наслаждение , в котором невозможно обладание предметом желания . Иначе исчезнет музыка .
Выбор между счастьем любви и счастьем творить музыку - об этом рассказывает Герман Гессе .
Потому что взаимная любовь Гертруды и Генриха Муота лишило бы певца его творчества .
Это - не « Севильский цирюльник « , где история заканчивается хотя и с препятствиями , но счастливо .
Но Гёте ещё рассказывает о том , что любовь романтика не может закончиться счастливо .
И Гессе продолжает эту тему .
Так он осмысливает свою семейную жизнь .
Он даже бежит от счастья семейной жизни , как от того , что может лишить его наслаждения занятия творчеством .
Демонический романтик Генрих Муот терзаясь от того , что Гертруда как совершенная женщина страдает от совместной их жизни , заканчивает жизнь самоубийством .
Это не значит , что Гертруда свободна и композитор Кун сможет теперь обладать этим совершенством .
Гертруда становится ещё более недоступной для него .
Крушение всех надежд , наталкивающихся на неумолимую волю людей , - то , что испытывает демон внутри певца Генриха Муота . Он покидает тело певца ,чтобы погрузиться в ещё большую тоску , нечеловеческую , для выражения которой требуется нечеловеческая музыка .
Слышала я воспоминания Виктора Шкловского о Максиме Горьком , нашем ницшеанце , романтике , который окружил себя множеством женщин , но не смог получить удовлетворения .
Это и есть трагедия неудовлетворённости демонической личности , даже со всеми её возможностями .
Вот то , что я прочла в этой книге Германа Гессе .
Историю неразделённой любви , которую неоднократно называли воплощением мотивов « Рождения трагедии « Ницше .
Свидетельство о публикации №223031001483