Зачем мыши превратили рай в ад?
Задача была понять, как мыши будут жить и развиваться в идеальных условиях, когда еды в достатке, жизненное пространство просторное вместо тесных клеток, температурный режим комфортный +20°C, а личные ветеринары полностью исключили любые инфекции и постоянно следили за здоровьем подопытных. Началось всё с четырёх здоровых пар, которые должны были создать процветающее сообщество.
Сначала всё шло хорошо – мыши размножались, популяция росла. Но примерно через год в этом мышином раю появились первые трещины. Возникла жесткая социальная иерархия с группой «отверженных» – покусанных, избитых, с вырванной шерстью и следами крови на теле. Агрессия распространилась не только на самцов, но и на самок, которые стали отказываться от материнства, нападать на собственных детенышей. Рождаемость резко упала, смертность молодняка достигла критических показателей.
На последних этапах эксперимента появилась новая категория мышей – «красивые». Они не вступали в контакты, не размножались, только ели, пили и тщательно ухаживали за своей шерстью, демонстрируя полное отсутствие социальных функций при гипертрофированном самолюбовании. Самым шокирующим стало то, что, несмотря на изобилие еды, в сообществе процветал каннибализм. Ученые также зафиксировали проявления гомосексуального поведения и немотивированной агрессии. На 1780-й день эксперимента умер последний обитатель этого некогда процветающего «мышиного рая».
Эксперимент вызвал бурные споры в научном сообществе. Одни говорили о «смерти духа» – когда новорожденным не находится места в социальной иерархии. Другие указывали на психологическую деградацию даже у таких простых существ, как мыши. Но главный вопрос, невольно возникающий при анализе этого эксперимента: если мыши в идеальных условиях вымерли от собственных социальных пороков, то что ждет человечество, демонстрирующее схожие тенденции? Мы наблюдаем и социальное расслоение с появлением «отверженных», и рост нарциссизма, и моральный распад в условиях изобилия.
Возможно, прав был Ф.М. Достоевский, утверждавший, что без духовной основы любое общество обречено на degradation. Или, как метко заметил другой мыслитель: «С гнилым дуплом даже дуб не устоит».
Этот эксперимент заставляет задуматься: может быть, настоящий рай невозможен без нравственного стержня, без той самой «души», которую так легко потерять в погоне за комфортом и потреблением?
История мышиной «Вселенной-25» – это тревожное предупреждение для всего человечества, стоящего на аналогичном перепутье?
Свидетельство о публикации №223031001528