Дуэль после маскарада в квартире Александра Блока

В  петербургском музее-квартире Александра Блока  есть репродукция картины французского художника Жана Леона Жерома  -  смертельно раненый  клоун оседает на руках секундантов. 

Картина называется "Дуэль после маскарада".  Художник  был свидетелем поединка, произошедшего в зимнем Булонском лесу (а, возможно,  и сам был участником).  Дуэль и её трагический исход произвели на художника сильное впечатление:   участники дуэли, которые  ещё недавно радовались жизни на  празднике  карнавала,  в какой-то момент крупно рассорились и  отправились выяснять  отношения на шпагах,   даже не переодевшись. 
Жан Леон Жером  написал на эту тему  картину , которая получилась очень удачная и по сюжету, и по колоритной композиции.

Художник представил  работу на "Парижском  салоне" 1857 года, где  она пользовалась большим успехом у публики и  критиков.  Картину  за 20 тысяч франков купил у художника  британский арт-дилер Эрнест Гамбар и выставил  её на продажу  в своей художественной галерее в Лондоне. Там её увидел и приобрёл  Генрих Орлеанский,  герцог Омальский (сын короля Луи-Филиппа),  любитель и собиратель живописи. 

Когда в 1867 году  в Париже проходила Всемирная выставка,  Жан Леон Жером  одолжил картину у герцога (через их общего друга художника Шарля Жалабера),  чтобы показать  публике.  Картина была высоко оценена критиками и общественностью  и получила главный приз в категории живописи.  После окончания выставки картина вернулась владельцу герцогу Омальскому.

Герцог, после того, как его изгнали из Франции после свержения его отца короля  Луи-Филиппа, проживал в Англии,  но не забывал о своей родине. В  1884 году он  подарил  Франции   свой родовой  замок Шантийи со всем имуществом и живописной коллекцией. 

Республика в ответ за такую щедрость отменила  декрет об изгнании герцога и разрешила ему вернуться во Францию.  Герцог вернулся вместе с картиной «Дуэль после карнавала» и пополнил ею живописную коллекцию замка "Шантийи".  Герцог Омальский умер в мае 1897 года, а в апреле  1898 года замок Шанийи качестве Музея Конде открыл двери для посетителей.

В дарственной герцог написал, что "ни один предмет из его коллекций не может быть вывезен за пределы усадьбы Шантийи, а постоянная экспозиция не должна изменяться".
Согласно воле  бывшего владельца Шантийи,  "все залы музея Конде выглядят до сих пор так же, как в год его основания",  а картина Жана Леона Жерома до сих пор находится  в живописной коллекции Музея. 

Картина изображает конец  дуэли на шпагах, которая  закончилась  гибелью одного из дуэлянтов.  Убитый,  одетый  в белый костюм Пьеро,  обмяк на руках друга, одетого  герцогом де Гизом. Рану на груди Пьеро зажимает ладонью человек в костюме венецианского дожа, видимо, врач,  а третий человек,   в костюме Домино, откинув на затылок капюшон, в отчаянии обхватил руками  голову. Этот жест даёт понять зрителям, что Пьеро не ранен, а  заколот шпагой.  В правой части картины  фигуры  уходящих Индейца (убийца) и Арлекина (секундант).   

То, что  дуэлянты бились не на жизнь, а  на смерть, свидетельствуют детали:  рука убитого продолжает  держать шпагу, на сильно истоптанном снегу следы крови и  перья от головного убора Индейца,  шпага, брошенная  на снег,  со следами крови.   
Индейцу тоже крепко досталось, смертельно усталый и поддерживаемый  Арлекином,  он удаляется в сторону кареты. 

Яркие, карнавальные костюмы,  контрастно  выделяющиеся на фоне  пасмурного пейзажа Булонского леса,  усиливают впечатление  от произошедшей трагедии.

Картина получила широкую известность,  и к художнику поступили заказы на повторение.
Один из заказов был от  русского графа Николая  Кушелева-Безбородко.  Граф попросил художника немного изменить сюжет,  потому что ему было непонятно,  кто из двух  убил Пьеро — Арлекин или Индеец?  По  картине действительно непонятно, кто победитель дуэли: Арлекин и Индеец  уходят вместе и, повернув друг к другу головы,  словно о чём-то беседуют.   

Художник исполнил пожелание заказчика,  он "отвернул" голову Индейца вправо,  и по  понурой фигуре Индейца стало ясно, что именно он победитель.  Дуэлянт- убийца  опустил голову и плечи,  подавленный  случившейся трагедией, а Арлекин его успокаивает.   

В марте 1861 года русская копия картины была выставлена в Академии художеств, после чего заняла  своё место в  кушелевской коллекции Академии художеств.  Перед смертью в 1862 году Николай Кушелев-Безбородко составил завещание, по которому его коллекция переходила в собрание живописи Академии художеств. 

В 1922 году  коллекция  Кушелева-Безбородко была передана в Государственный Эрмитаж, а когда Главный штаб стал филиалом Эрмитажа, то картина «Дуэль после карнавала»  в составе других картин поступила туда же. 
Художник Жан Леон Жером  считал картину «Дуэль после маскарада» одной из величайших своих работ.

Что касается копии, находящейся в квартире-музее Александра Блока, то известно, что  репродукцию картины подарила Блоку его супруга Любовь Дмитриевна Блок-Менделеева.   Блок повесил картину на стену, и она служила ему напоминанием ... о чём? 

Возможно, картина Жерома напоминала   Блоку пережитый  им духовный кризис, отражённый  в пьесе  «Балаганчик» (1906). Пьеса о мистическом символизме  и о любовном треугольнике. В мистицизме Блок разочаровался,   а любовный треугольник (Коломбина-жена  Блока, Арлекин – Андрей Белый, Пьеро – сам Блок) продолжал  терзать его на протяжении нескольких  лет. 
Пьеро стал постоянным спутником Блока. Их объединяли общие чувства:  тоска, страдания, ревность,  мечта о Прекрасной даме.

Пьеса начинается словами Пьеро:

Неверная! Где ты? Сквозь улицы сонные
Протянулась длинная цепь фонарей,
И, пара за парой, идут влюбленные,
Согретые светом любви своей.
Где же ты?

В 1920 году после триумфальных поэтических Вечеров в московском Техническом институте Блоку подарили двух огромных,  художественно сделанных кукол – Пьеро и Арлекина. В то время отношения  Блока с супругой наладилась,  и между ними  установились ровные отношения.  Судьба и переживания  Пьеро, печального любовника и  неудачливого соперника Арлекина, уже  перестали терзать Блока, и, уезжая из Москвы в Петербург,  он  подарил куклу Пьеро  своей знакомой  Н.А. Нолле-Коган,  а  с собой взял Арлекина.

Надежда Александровна Нолле-Коган вспоминала:  "На Арлекине был лиловый костюм с черным; эту куклу он оставил себе. Пьеро в белом шелковом с черными шелковыми пуговицами одеянии, черное тюлевое жабо, через плечо перекинут атласный алый плащ, на руке кольцо, ажурные белые чулки, черные туфли, очень выразительное лицо. Эту куклу Блок подарил мне".

Повторение  картины «Дуэль после маскарада» , созданное  по заказу Кушелева-Безбородко, находится в филиале Эрмитажа – в экспозиции Главного штаба на Дворцовой площади. Отличается от оригинала (в музее Конде) поворотом головы Индейца вправо.


Иллюстрация: Жан Леон Жером. Дуэль после карнавала.
Эрмитаж-Главный штаб. Авторское повторение.


Рецензии