Голодные студенты

      "Иду по проспекту в дырявых галошах,
       Голодный, как волк, и уставший, как лошадь.
       Эйнштейн и Спиноза меня доканали,
       Сейчас бы понюхать картошки на сале.
       Пальтишко мое на рыбьем меху,
       Перчатки мои на змеином пуху.
       Стипешку отдал за долги я в два дня,
       Ну, кто же сегодня накормит меня?"
                (А. Дольский)


      Принято считать, что студенты народ весёлый, отчаянный  и голодный. Дело в том, что уложиться в скромный бюджет получалось не всегда. Особенно на первых курсах, когда ещё не было подработок и не хватало жизненного опыта.

       Вот и в это воскресенье до стипы оставалось ещё два дня, а мы, с моим другом Женей, сидели без денег,  подъели все скудные припасы и мечтали поесть. Мечтами, однако, сыт не будешь.  Вечером вернутся с домашними гостинцами соседи по комнате. А сейчас? Ходить по  комнатам общаги, откровенно попрошайничать совестно, да и почти бесполезно.

Мы стояли у окна и смотрели на окна столовой:
       — Эх, сейчас бы котлетку с макаронами.
        — Смотри, вон там Люда идёт. С большой сумкой. Из дому возвращается, с припасами. – задумчиво, заметил Женя.
       — И что? Предлагаешь нагло напроситься в гости? Знакомы не очень. Неудобно будет. Да и комнату не знаем.
       — Надо немного подождать. Пусть сначала разденется, потом, наверняка захочет попить чаю с дороги. Будем действовать по нашему плану.

   Этот придуманный Женей коварный план нас уже выручал. И вот, некоторое время спустя, мы незаметно караулим общую кухню на женском этаже. Там заманчиво булькала на плите одинокая кастрюлька с супом. Пару раз появлялась, какая-то девушка в халатике – помешивала, добавляла соль. Я вопросительно посмотрел на Женю.
       — Старшекурсница, не наш вариант, ждём. — ответил Женя на мой немой вопрос.

А вот и Люда с чайником. Комнату, откуда она появилась, мы приметили. Теперь главное не прозевать момент.  И как только вода закипела, мы с чайником в руках, деликатно стучимся в заветную дверь:
       — Люда, привет! Там на кухне чайник закипел, кажется, твой?
       — Ой, спасибо ребята! Я тут отвлеклась. Заходите, чайку попьём.

Ура! Получилось! Мы усаживаемся за стол. Люда наливает нам чаю. На столе стоит одинокая банка с вареньем и никакие другие угощения гостеприимная хозяйка нам не предлагает.
      — Пейте, пейте.
Я с тоскою смотрю на литровую банку с ненавистным вареньем. Ещё дома наелся варенья из нашего сада на десять лет вперёд. Но делать нечего:
       — Можно? — Я вежливо указываю на варенье.
       — Да, конечно. Варенье из алычи вкусное, но очень кислое. Можете его есть сколько влезет.
       — Хочешь сказать, что много не съедим?
       — Нет, конечно.
       — Да такую банку варенья я могу съесть за один присест.
       — Ничего не получится!
       — Спорим?
       — Спорим. А на что? ¬ вошла в азарт наша однокурсница.
       — А на бутылку «Плиски»!
«Плиска», неплохой и недорогой болгарский коньяк тогда считался верхом шика в нашей студенческой среде.      
   — Согласна, — подумав, согласилась Люда. — ни за что не съешь.
Женя разбил наш спор, и я принялся за варенье.

       Я его одолел. Сил мне придавало наблюдение за выражением лица хозяйки. Недоверчивая улыбка постепенно сменялась удивлением и откровенным расстройством:
       — Это что же получается? Ты прикончил моё варенье, и я же ещё должна тебе коньяк?
      — Да, и лучше прямо сейчас, пока не закрыли на обед наш магазинчик. Мы с Женей подождём тебя здесь, — безжалостно добавил я, глядя на расстроенную хозяйку. От килограмма варенья на голодный желудок меня подташнивало и настроение испортилось окончательно. Необходимо было срочно лечиться.
       — Шесть рублей, семьдесят копеек, — уточнил я, заметив, что Люда полезла в сумку за деньгами.
 
Коньяк мы понемногу наливали в те же чайные чашки.
     — Вино пила, а вот коньяк первый раз пробую, хорошая штука. — Люда заметно повеселела.
     — Так-то оно так, но к хорошему коньячку требуется и закуска хорошая, — дипломатично добавил голодный Женя.
      — А и верно, что же это я. Вот, — и из заветной сумки на столе появились румяные пирожки и домашнее сало.

   Выпили ещё немного коньяку, потом пили чай, потом подтянулись соседки по комнате. Они тоже приехали из дома, и тоже с пирогами. Время пролетело незаметно.

   — А хорошо посидели, — сказал Женя, поглаживая себя по животу.
Я завистью смотрел на своего друга. Сам я, после банки варенья, смог съесть всего один пирожок и выпить семь чашек чаю. Ну чем не пожертвуешь ради друга?

   Эту историю напомнила Люда, когда через много-много лет, мы как-то собрались нашей старой студенческой компанией у неё на новой квартире.
   — Вот тогда я сразу поняла, какие вы «приколисты». Надо же, съесть всё моё варенье и получить за это с наивной девушки ещё и коньяк.
   — Люда, а хочешь я открою тебе маленький секрет? Мы тогда просто были очень голодные.
   — Голодные? А что сразу об этом не сказали? Я бы вас и без коньяка накормила.
   — Прямо просить было неудобно. А коньяк? Да если бы не тот коньяк, то мы могли бы и не подружиться.
   — Пожалуй, — согласилась Люда и открыла дверку буфета — это тебе на память о нашей молодости. Не «Плиска», но коньяк тоже хороший.


Рецензии
Как сейчас помню ломтики хлеба, поджаренные на кулинарном жире - обычное меню за пару-тройку дней до стипехи... Тем более, что хлеб и кулинарный жир взяты у соседей в долг. А такие долги возвращать - моветон.

Светлана Мель   14.03.2023 02:45     Заявить о нарушении
В ожидании стипендии сдавали стеклотару и размачивали старый засохший хлеб.

Анатолий Роттербаум   14.03.2023 10:36   Заявить о нарушении
Я, конечно, в случае крайнего голода могла пойти в гости к бабушке с дедушкой, но конечно - под каким-нибудь предлогом, а то бы они маме с папой написали (ну, это чисто мои страхи), а чем меньше знают родители, тем лучше. Вообще, я бабушке про свои походы ничего не рассказывала, а то после самого моего первого зимнего похода на Северном Урале она уже задним числом переживала

Светлана Мель   14.03.2023 12:41   Заявить о нарушении