Медаль

Мои многолетние взаимоотношения со спортом можно охарактеризовать так: Я его люблю, а он меня нет. И так было всегда.
Хотя нет, не так. Первые полгода жизни, судя по рассказам родителей, меня демонстрировали как эталонно развитого ребенка. Физиотерапевты беспардонно пользовались мною в качестве наглядного пособия молодым родителям- как младенец должен держать голову, куда задираются ножки и насколько сильным должен быть хватательный рефлекс. Казалось бы, вот оно- начало пути в большой спорт. Но судьба видимо уже тогда решила, что мой удел сидеть на попе за компьютером, а не стоять на олимпийском пьедестале. И в возрасте пяти месяцев меня увезли из Кишинева, где солнце и климат обеспечивали бесперебойные поставки витамина Д, а наличие двух бабушек гарантировало идеально сбалансированное питание и прогулки. Увезли в славный город Новотроицк на Урале куда по распределению попал мой папа как молодой специалист. Новотроицк, если верить энциклопедии, находится  в «резко континентальной климатической зоне». -40 градусов зимой, +40 градусов летом, вечный ветер и никаких полутонов. О свежих фруктах и овощах здесь только слышали, но не видели. Не живут они в таких условиях. Люди в общем-то тоже не должны. Через год меня вернули бабушкам, худую, бледную и простужающуюся от любого движения форточки. Бабушки взялись за дело и в рекордные сроки откормили ребенка до размера небольшой тумбочки. Вернули румянец. Одно только исправить не удалось. Обилие простуд. А любая простуда шустро переходила в бронхит. И даже в недолгие промежутки между болячками, дышала я всё равно с трудом. А уж если я болела, то с душой. Задыхалась, хрипела, синела.  И уже прозвучал жутковатый на слух диагноз – ларингоспазмы. Как это лечить никто не знал. На всякий случай советовали ингаляции над картошкой и теплый влажный воздух. Весь мир  (очевидно кроме СССР), знал это заболевание как Стридор, первая помощь при котором - дать  ребенку дышать сухим холодным воздухом, что бы снять отек, и ни в коем случае не прогревать. Так и не ясно, вопреки или благодаря лечению, но приступы в какой-то момент закончились, оставив о себе воспоминание легкой формой астмы на всю жизнь. И тут семья спохватилась. Ребенку четыре года, а из спортивных навыков у неё лишь умение расставить шахматы на доске. Нехорошо. Пусть учится плавать. Это закаляет, развивает и вообще. Тем более что бассейн под домом.
Бассейн действительно был под домом. Из трех запланированных тренировок в неделю, как правило случалась одна. В бассейне попеременно то не было воды, то отключали обогрев (в январе), то если была и вода и обогрев, непременно обнаруживали какую-то особо зловредную бациллу или палочку. Но даже на тех немногих тренировках, где я была, толку было мало. Я боялась тренера, но воды в бассейне я боялась еще больше. Поэтому когда тренер давал свисток и рявкал «пошли!», с бортика прыгали все кроме меня. Я в ужасе закрывала глаза чтобы не смотреть ни на тренера, ни на воду. Но иногда, если удавалось, я старалась стоять рядом с лесенкой, чтобы пока все прыгают, незаметно по ней скользнуть в воду не отпуская бортик. Пару раз номер удался. И тогда я гордо со всеми рассекала бассейн сложив руки «стрелочкой» и доплывала первой. Глупые дети били по воде ногами, пытаясь удержаться на воде. Дурачье! Пока они барахтались, я  сложив руки над головой и согнувшись прямым углом, шустро бежала по дну бассейна, имитируя заплыв. В итоге мой гешефт вскрыли, и родителям прямым текстом объяснили, что плавание это не моё. Услышав этот окончательный вердикт, я дождалась конца тренировки, когда все дети ушли в раздевалку, подошла к бортику, закрыла глаза и прыгнула в воду. Плавать, к слову, я так и не научилась.
Следующим этапом моей спортивной карьеры стала художественная гимнастика. Какой красивый вид спорта! Тут тебе и музыка и танец, и гибкость, и легкость, и сила, и прическа, и купальник с блестками. Так описывала это мама. И оказалась права. Купальник с блестками решил всё. Правда оказалось, что до блесток надо еще попотеть. В буквальном смысле. А пока купальник был черный, одетый на шерстяные колготки. Такой дизайн, вопреки бытующему мнению о том, что черный стройнит, как нельзя лучше подчеркивал мою плюшкообразность. Ласковое обращение «коровушка», дарованное мне  тренером,  очевидно для поднятия самооценки, так же заставляло задуматься над правильностью выбора. Но купальник с блестками… мечта, ради которой стоит потерпеть.   И последующие два года я корячилась на матах, растягивалась в шпагаты, выгибалась в мостики и коробочки и выслушивала комментарии тренера по поводу своей внешности, своих возможностях и о том что в футбольной секции ищут вратаря, а лучшей кандидатуры чем я не найти ибо я своей попой закрою любые ворота. Я мешала ей. Она воспитывала звезд для международных соревнований которые могли бы  ей помочь пробиться. А от меня ждать таких успехов не приходилось. Так что в её восприятии я занимала чье-то чужое место.
И тут разом всё закончилось. Во время очередной проверки в поликлинике, детский врач, пожилая гипертонического вида женщина в очень золотых очках и зубах, с ярко красным маникюром на острых коротких пальцах, безапелляционно заявила:
- Мамаша вы куда смотрите? У девочки кошмарное искривление позвоночника!
Мама торопливо стала объяснять всю историю моих болячек с раннего детства и с гордостью заметила что девочка занимается художественной гимнастикой…
-Чем?!!!- закатила глаза в золотой оправе врачиха – да вы с ума сошли! Ей любой спорт противопоказан! Вы что хотите что бы она потом в корсете на всю жизнь осталась? Я дам направление к физиотерапевту на массажики, и никакой гимнастики! Вы мне еще спасибо скажете.
И красные коготки зашуршали, выписывая бланк направления, разрывая в клочья мечту о купальнике в блестках.
О спорте пришлось забыть. На долгих пять лет. В эти годы воздух вокруг был заполнен звуками фортепиано и уроками сольфеджио, и проклятым мотивом «и мой сурок со мною». Но в своих фантазиях я была олимпийской чемпионкой по фигурному катанию, художественной гимнастике и синхронному плаванью сразу. Я даже представляла под какую музыку я выступала. И какого цвета и узора должны быть блестки на купальнике. И пока никто не видел пыталась скользить по паркету как будто входя в пируэт на коньках или кружась на носочках с мячом или бабушкиным газовым шарфиком изображавшим гимнастическую ленту .
 А потом мы уехали в Израиль. И первые месяцы всем было как то не до меня. Я часами гуляла во дворе, знакомясь с соседскими детьми, бегая, лазая по деревьям и катаясь на одолженных велосипедах. Местные врачи с удивлением выслушивали мамины рассказы про мой сколиоз и не обнаружив его при помощи рентгена, выдали амнистию- посоветовали укреплять мышцы, при помощи какого ни будь вида спорта. Легко сказать. Местные кружки и секции были моим родителям не по карману. Им тогда вообще всё было не по карману. Но прошел год. Жизнь если не наладилась, то по крайней мере уже не так пугала. И вот как-то гуляя во дворе я по своей дурацкой привычке,  убедившись что никто не видит начала изображать какой-то, как мне казалось гимнастический номер. На сей раз я была спортивной гимнасткой на брусьях. Роль брусьев исполняли проржавевшие перила.  Неожиданно за спиной прозвучало:
- Так и убиться не долго.
От неожиданности я рухнула вниз. Передо мной стояла смутно знакомая женщина, густо накрашенная с веселыми кудряшками и смеющимися глазами.
-Ой, а я тебя знаю. Ты дочка Раи. Короче, приходи ко мне на кружок. Растяжка у тебя вроде не плохая.
-Мама сказала у нас нет пока денег на кружки.
- Глупая, а у кого они есть? Это субсидированный кружок. Скажи маме что для наших он стоит тридцать шекелей в месяц. Думаю, это вы потянете. Скажи маме, что кружок ведет Йона.
- Ага спасибо, скажу. А что за кружок?
-Художественная гимнастика.
Это было самое настоящее счастье. Я ходила на тренировки, снова вернулись шпагаты и мостики. И меня хвалили. В это трудно было поверить. Я по-прежнему была самой пухлой в группе, но за это не ругали. Мне даже довелось несколько раз выступать в групповых танцах на городских мероприятиях. Постепенно я начала осваивать работу с мячом, обручем, скакалкой. Но, конечно, вряд ли что-то может сравнится по красоте с лентой. Самый тяжелый предмет. 5 метров узкой полоски шелка кружатся вокруг гимнастки не на секунду не касаясь пола. И, как ни странно, я этому научилась. Поэтому когда настал момент первых сольных соревнований где каждая девочка выбирала свой предмет для танца, я не колеблясь выбрала ленту.
Настал великий день, к которому я шла с четырех лет. Меня облачили в купальник с блестками и стразиками. Волосы стянули в сеточку.  Я лично выбрала музыку- великая LOVE  STORY, и лично придумала хореографию, которая как мне казалось, наилучшим образом представит всё моё мастерство. Ночью я раз десять просыпалась и проверяла ленту, сеточку, купальник. Все поджилки вибрировали- сегодня, сегодня! Краем моего воображения, куда даже страшно было заглядывать, я видела себя на пьедестале с блестящей медалькой на шее.
И вот меня вызвали. Я приготовилась. Зазвучала музыка. И с этого момента мандраж пропал и всё пошло хорошо. Я кружилась, прыгала, рисовала лентой историю любви. В середине номера был запланирован сложный, но очень красивый элемент, когда подкинув ленту в воздух я делала колесо и ловила её уходя в шпагат и вращая  вокруг головы. На тренировках я постоянно промахивалась и лента падала на пол. Но во время выступления вся связка прошла идеально и я сидя в шпагате с победно красной лентой над головой, думала что видимо я наглядное доказательство того что если упорно работать мечта сбывается. А пока я так думала, легкий кончик ленты скользнул по ткани купальника и получив небольшой статический заряд, прилип к моему затылку. Лента стала наматываться на шею. Поняв, что случилось я попыталась вращать ленту в обратную сторону, одновременно стараясь попасть в ритм музыки. Куда там. Лента жестко и плотно наматывалась на меня как рукава смирительной рубашки. А музыка о вечной любви, дошла до своей кульминации, до самых трагических нот. На особо сильном пассаже, я удушив себя окончательно, наконец потеряла сознание.

А медаль мне всё таки дали. Восьмое место из девяти. Девятое получила девочка, которая выйдя выступать расплакалась и убежала не начав. Так и осталась эта медаль моим единственным спортивным достижением. И фотка, где я в купальнике с блестками и медалькой на шее смотрю в объектив зарёванными глазами и улыбаюсь. Потому что мечты сбываются.


Рецензии