Китайское танкостроение

Почти 50 лет назад, когда я после трех лет службы на подводной лодке Тихоокеанского флота уволился в запас, стал выписывать журнал «Зарубежное военного обозрение», который получал, пока существовал Советский Союз. Особо полюбили его читать мои сыновья Саша и Сережа. Там описывались все новинки ведущих стран мира в армии, в авиации и флоте.  С тех пор мой интерес к этой теме не угасал.

В Интернете я нашел интересного блогера, который публикует свои заметки под ником, а не под своим ФИО.  Мне его рассуждения показались здравыми, и в своих материалах я в основном ссылаюсь на его мнение. Сегодня речь пойдет в танках в Китае.

Но начну свой рассказа я со старого анекдота, когда между СССР и Китаем были враждебные отношения. Якобы китайский военачальник дает указание своим подчиненным атаковать советскую границу двумя колоннам танков, на что подчиненный говорит, что не сможет это сделать, так как второй танк в ремонте.  Все верно, в те годы НОАК была еще очень слаба в техническом отношении, имела лишь многочисленную пехоту и брала числом, а не уменьем. Именно так она показала себя во время Корейской войны, воююя на стороне Северной Кореи — КНДР.

Совсем другое дело сейчас. По финансированию своих Вооруженных Сил и численности армии, флота и авиации. Китай в числе ведущих стран мира и постепенно догоняет по численности считающиеся  самыми сильными вооруженные силы США.  По численности, но не по качеству своих вооружений. Сегодня речь пойдет о танках. 

Китайское танкостроение представляет собой сегодня самый настоящий эрзац, основанный на бесплатном клонировании старых советских танков, двигателей к ним и вооружения. И судя по скудным результатам, которые на данный момент добились китайские танкостроители, они отстают на треть века даже от своих азиатских соседей – Южной Кореи и Японии, танки которых на мировом рынке ценятся на уровне американских и европейских, хотя до российской бронетехники все же тоже не дотягивают.

Считается, что Китай – лидер во всяких технологиях, и особенно – в военных. Я разбирал уже «лидерство» Китая в области гиперзвука, и оказалось, что оно существует только на бумаге, а на самом деле китайские инженеры не могут даже своих самолетов изобрести, военные пилоты Поднебесной так и летают на авиатехнике старых советских конструкций.

И самое удивительное, что на вооружении НОАК (Народно-освободительной армии Китая) до сих пор стоят на вооружении советские МиГ-21, которые начали производиться еще в 1959 году и в СССР перестали использоваться уже много десятилетий назад.

То же самое можно сказать и о современных китайских танках, которые считаются чуть ли не лучшими в мире, но на самом деле – это клоны все тех же старых советских танков 50-х годов. Таким образом китайцы даже свои танки изобрести до сих пор не могут, а дальнейшая их модернизация приводит к потере характеристик, что заставляет китайских инженеров очень сильно шевелиться.

Впрочем, шевеление это совсем безрезультатное, потому что модернизировать танки 60-летнего возраста имеет смысл только в недоразвитых странах, которые обычно воюют с такими же недоразвитыми точно с такими же танками.

А вот для «самой современной в мире» китайской армии такие «старики» вроде никак не подходят. Тем не менее, все танковые части НОАК как раз на этих «стариках» и основаны. И вот как вы думаете – можно ли 60-летний танк модернизировать до такой степени, чтобы он составил к
онкуренцию даже старым западным «Абрамсам», «Леопардам» или «Челленджерам»?
Нет, конечно. А тем более никакой конкуренции они не могут составить и советским Т-90, которые считаются самыми продаваемыми танками в мире, а этот параметр как раз и определяет качества бронетехники самым прозрачным образом. И поэтому считать китайские танки какими-то там «супер-пупер» современными образцами бронетехники не имеет никакого смысла.

Итак, что же за танки производит Китай?
На вооружении китайской армии сегодня состоит почти 15 тысяч гусеничных танков, в основе которых - танки WZ-120 (тип 59) и WZ-121 (тип 69). Также есть небольшое количество (несколько сотен) более новых танков ZTZ-99 (тип 99). Что же это за танки такие?

Первые два танка – это клоны старых советских танков Т-54 и Т-55. Третий – клон более современного советского танка Т-72. Причем первые два танка производились в Китае с разрешения СССР, а вот последний – уже пиратским образом, без лицензии и на свой страх и риск.

Надо сказать, что еще в конце 1950-х годов советское руководство приняло решение передать китайским «братьям» технологии новых танков (Т-54 и Т-55), чтобы те могли их выпускать у себя по лицензии. Кое-какую помощь оказали командированные в Китай советские танковые специалисты, но вот чего СССР не передал Мао Цзэдуну – так это технологию конвейерного производства танков. Это был решающий фактор, сказавшийся на качестве лицензионных изделий. Китайцам пришлось собирать танки вручную, что очень сильно снизило боевой потенциал новой бронетехники.

В принципе, Хрущев поступил мудро – он не собирался усиливать китайскую армию, просто нужно было продемонстрировать стремления к дружбе и сотрудничеству без предоставления реальной технологической помощи. В результате китайцы начали штамповать свои танки «массовыми тиражами», но вот боевая ценность этих машин была очень низкой.

В середине 60-х между СССР и Китаем произошло охлаждение отношений, и вся военная помощь Поднебесной со стороны советских «братьев» была свернута. Китайцы продолжали штамповать старые танки, и к началу 70-х всему миру стало видно, что китайская армия находится в совершенно смехотворном положении. Модернизация старых советских гусеничных машин шла со скрипом, а новых технологий китайским инженерам взять было негде – ни СССР, ни Запад не собирались сотрудничать с Китаем в военно-технической сфере.

Такая деградация китайского танкостроения тянулась до самого начала 90-х годов, и когда СССР развалился, то китайцы оперативно закупили в бывших союзных республиках и бывших странах Варшавского договора образцы танков Т-72, которые производились с 1974 года, прибрали к рукам и технологию их изготовления. Более современные советские танки Т-90, правда, китайцам не достались, так как до 1992 года руководство РФ благоразумно их из всех союзных республик, где новое «изделие» проходило испытания как танк Т-72БУ, изъяло.

Но китайцы извлекли пользу даже из этого скромного успеха, который им перепал в связи с развалом СССР. Они начали вовсю копировать украинские Т-72 с попытками их модернизации, и получили для своей армии более новые танки ZTZ-96 (сначала - тип 88С, сегодня – тип 96) и ZTZ-98. Правда, последний, являвшийся точной копией Т-72, китайцы даже в том виде, в каком они его получили, не смогли скопировать, поэтому их было выпущено не так много. А вот ZTZ-96 стал чисто китайским гибридом – на ходовую часть WZ-120 (Т-54) прилепили многие причиндалы от Т-72, и получился довольно простой в изготовлении танк, который прекрасно годился китайской армии в качестве основного. Правда, боевые качества у него были тоже невысокие, зато он ломался не так часто, как «чистый» клон Т-72 - ZTZ-98.
Таким образом танк ZTZ-96 стал основным танком НОАК, также китайцы стали его производить и на экспорт, и всего до сих пор произведено несколько тысяч экземпляров, что немало даже для Китая.

Но и ZTZ-98 китайцы тоже забрасывать не собирались, надеясь «вымутить» и из этой машины что-то дельное. Как мы знаем, ZTZ-98 – это советский танк Т-72 (1974 г.) практически в чистом виде, и за неимением чего-то более современного китайцы и принялись над ним «колдовать». В результате появился танк ZTZ-99. Машина вышла перетяжеленной, потому что китайцы совсем не имели представления о том, как можно усовершенствовать советский Т-72 без увеличения веса. Копия советского двигателя В-54 - 12150L7-BW, была слишком слабой для тяжелого танка, поэтому пришлось закупить в Украине моторы 6ТД. Правда, эти моторы китайцы скопировать так и не смогли, но зато их было много – до какого-то момента украинцы распродавали их по дешевке чуть ли не тысячами.

Однако и украинские моторы не особо тянули такие тяжелые танки, какие умудрились придумать китайские инженеры, поэтому в Германии через Южную Корею были закуплены дизельные двигатели MB 871 компании MTU. Так как эти моторы применялись исключительно на железнодорожных дрезинах, то военным оборудованием не считались и под запрет на экспорт в Китай не попадали. Таким образом констатируем факт – все новые китайские танки оснащены моторами для дрезин, а маломощные украинские 6ТД ставятся только на экспортные, очень сильно облегченные за счет бронирования варианты.

Однако какие бы новшества китайские танкостроители не придумывали, вся ценность их «новых» танков упирается в ходовую часть советского Т-72, которую китайцы за все эти долгие годы улучшить не смогли вообще никак. Советская основа танка была рассчитана на нагрузку не более 40 тонн и максимальную скорость передвижения 45 км/час. Отсюда и низкая надежность китайских танков, которые за счет монтажа на них множества необходимых для современных бронированных машин «гаджетов» имеют массу свыше 50 тонн, и передвигаются на пересеченной местности 60 км/ч и более.

На заставке :Китайский танк "тип 99" на учениях НОАК.

У некоторых танков на испытаниях, причем не только на внутрикитайских, но и на международных, ходовая часть просто рассыпалась и танки полностью выходили из строя. Так что это не частные случаи, а проблема, сопровождающая проекты, не рассчитанные на заложенные в них задачи.

Китайцы определили высокие цели, чтобы догнать танковых конкурентов из России, Америки и Европы, но проекты их так и остались на уровне полувековой давности. И особенно это касается систем вооружений, которые разрабатывались также более полувека назад. Например, в начале 90-х китайцы заполучили от Украины старое советское танковое орудие 2А46, но лицензию на него брать не стали, а просто скопировали конструкцию.

Но копия – она и есть копия, потому что если какая-то высокотехнологичная схема была украдена, то для ее копирования используются совсем не те материалы, какие нужно. И что толку с такой копии? Китай не имеет своей школы изготовления высокопрочных сплавов, и потому изготавливает орудия 2А46 из того, что у них имеется в наличии, то есть качеством похуже. А так как гладкоствольные пушки, в число которых входит и 2А46, и которую китайцы переименовали в ZPT-98, имеет гораздо более тонкие стенки, чем орудия нарезные, то китайские танки поголовно страдают искривлением стволов после определенного срока эксплуатации. Именно поэтому китайские танковые орудия не только страдают ненадежностью, но и требуют очень частой замены, что в условиях боевых действий часто очень затруднительно.

Насчет боеприпасов – все снаряды и прочие артиллерийские заряды для китайских танковых орудий были разработаны в СССР, а кое-что – в Израиле. Насколько известно, разработке боеприпасов в Китае уделяется очень мало внимания, потому что основные технические мощности Поднебесной нацелены не на разработку, а на копирование. Даже модернизация всего, что нуждается в модернизации, китайскими инженерами ведется на основании уже существующих мировых разработок, в основном украинских, потому что из других стран новинки в Китай просто не поступают. Все, что удается китайцам заполучить, не сопровождается лицензионным сопровождением, а, следовательно, модернизации не подлежит.

Нет, китайцы свои танки пытаются модернизировать, причем активно, но все эти попытки приводят только к снижению надежности модернизируемых систем. И особенно это заметно на экспортных вариантах, так как свои внутренние проблемы, то есть проблемы в НОАК, китайцы по очевидным причинам не афишируют. А вот скрывать недостатки на танках, поставляемых другим странам, не получается, и они все известны. Исключение составляют только парады в Пекине, на которых обычно присутствует множество иностранных гостей, становящихся свидетелями того, как глохнут китайские танки прямо на публике.
Приведу несколько примеров, вскрывших ненадежность китайских танков, которые невозможно было скрыть от мировых экспертов.

Так, в 2006 году Саудовская Аравия вознамерилась закупить партию китайских танков MBT-2000, которые якобы являлись совместно разработкой с Пакистаном и носили название «Al-Khalid». Да, танки «Al-Khalid» и на самом деле производились в Пакистане, но из китайских материалов, с украинскими двигателями 6ТД, и в целом являлись стандартными китайскими танками ZTZ-96. Эти танки с треском провалили всю программу испытаний, которая не была доведена не то что до конца, но и до середины. Как результат – арабы от этих танков отказались, отказалась от них и Малайзия, которая тоже было раскатала губу на дешевую новинку.
Каким образом впарили этих «недоделанных монстров» Бангладеш, Бирме и Марокко – не совсем понятно, но учитывая глобальный уровень коррупции в этих странах, можно предположить, что китайцы просто «откатили» военным властям этих стран, которые распихали деньги по своим карманам. Ни Бангладеш, ни Бирма, ни Марокко не собираются ни с кем воевать, поэтому усиление танковых армий этих стран – это не повышение их оборонной мощи, а просто средство для заработка высокопоставленных местных чиновников. Ведь каждый контракт на танки MBT-2000/«Al-Khalid» (VT-1) - это сотни миллионов долларов, поэтому сами понимаете, что под такие денежки закупили бы даже такое дерьмо, на которое в нормальных странах даже не взглянули бы.

Как итог – несколько лет назад военные Бангладеш выкатили претензии к китайцам и их пакистанским подельникам по поводу того, что двигатель танка совершенно не соответствует его массе, и в самые критические моменты резко теряет мощность. А это недостаток весьма существенный. С аналогичными проблемами к своим китайским экспортерам вскоре обратились и марокканцы с бирманцами, причем первые обнаружили еще один недостаток – танк часто глохнет в условиях пустыни, а бирманцы жаловались на то, что при применении в сырых джунглях все электрические системы машин выходят из строя и приводят к пожарам.

В общем, для китайцев это стало плохим сюрпризом, потому что потенциальные покупатели на MBT-2000/«Al-Khalid» больше не появились. В связи с этим было решено такой перспективный проект бросить, но разработать на его основе новый экспортный танк и придумать к нему собственный двигатель взамен украинского.
Сказано – сделано. В 2020 году в Нигерию было поставлено три новых танка VT-4 (MBT-3000), которые даже успели принять участие в боях против местных повстанцев. Однако о результатах применения этих танков никому ничего неизвестно. Несколько десятков танков VT-4 собрался было заказать Таиланд, но после поставки двух танков, которые, по некоторым данным, приняли участие в повторных испытаниях, этот заказ так и завис в воздухе.

А кто еще купил китайские танки?
Да никто их больше не покупает, а если и покупает, то в относительно небольших количествах. Например, в армии Марокко имеется 150 танков VT-1 (MBT-2000/«Al-Khalid»), в армии Бирмы (Мьянмы) по слухам имеется около 30 единиц этих танков, но в официальном реестре тамошней армии они не фигурируют, а фигурируют только советские танки Т-72 и старые китайские ZTZ-96. Куда подевались китайско-пакистанские «Эль-Халиды» - мне лично неизвестно. Также 44 VT-1 было продано Бангладеш, и на этом всё. То есть мы имеет проданных только немногим более 200 китайских экспортных танков MBT-2000 за 20 лет, и уж вообще мизерное количество танков MBT-3000.
Для сравнения – за тот же срок Россия продала своих Т-90 более 2 тысяч, и еще 1000 уже заказано Индией, Египтом и Кувейтом.

Вот и возникает вопрос – что стоят утверждения китайской стороны о том, что китайские танки составляют очень сильную конкуренцию российским танкам? Статистика продаж говорит сама за себя, причем у России закупаются не только Т-90, но и Т-72, с которых китайцы в основном накопировали все свои «новейшие» танки.

Интересно, что многие зарубежные специалисты, рассматривая танк Т-72Б модели 1984 года, признают, что последние хоть и не имеют в большинстве своем современной системы управления огнем на поле боя (что несколько затрудняет ведение боевых действий ночью и в ненастье), тем не менее по всем прочим параметрам они на порядок превосходят все новые китайские машины, включая и «самые современные», очень широко разрекламированные ZTZ-99.
Исходя из всего вышеизложенного, можно со всей уверенностью заключить, что китайское танкостроение еще не достигло того уровня, на котором давно пребывают соседи Поднебесной, причем не только Россия, но и Южная Корея с Японией. Технический и конструкторский уровень китайских танкостроителей сегодня находится на уровне прошлого века, потому что сравнивать китайские танки с танками американскими, европейскими, а тем более с русскими, вообще неразумно. Налицо прогрессирующее технологическое отставание китайцев в танковой гонке, как, впрочем, и в других военно-технических областях, как минимум на треть столетия.


Рецензии