Пушкин Онегин и мимесис
1) Некоей им понимаемой субъективно действительности реального (проявленного) мира (Мимесис-1)
2) Вымышленной (выдуманной) «реальности» - внутрипроизведенческий Мимесис-2, указывающий на то, что литературное произведение самодостаточно и не сводимо к достоверности внешнего, якобы реального мира.
3) Цеховой реальности отношений литературных текстов между собой (Мимесис- 3)
Литературу можно рассматривать с точки зрения ее подражательной достоверности (принцип правдоподобия). Правда, эта степень «правдоподобия» каждый раз заново определяется.
И всегда возникают вопросы = достоверность относительно чего, где критерий реальности, подобие какой правде, адекватно какой реальности итп.
В теории математ. моделирования это называется классической задачей адекватности модели
Классическая теория подражания восходит к «Поэтике» Аристотеля
Разнообразие мимесисов (внутренних) соотносимо с разнообразием литературных миров, поэтому так очевидны отличия одной литературы от другой.
Для литературы образца на первом месте остается критерий реалистичности, т.е. поддержание у читателя «сильной» референциальной иллюзии.
Для литературы другой, экспериментирующей, определяющую роль начинает играть внутрипроизведенческий мимесис: нет иной реальности, кроме той, доступ к которой предоставляет повседневный миметизм языка. Утопия произведения расширяется вплоть до поглощения любой конкурентной ей реальности.
Идеальный пример = текст романа «Евгений Онегин», который переродился (в жанровом и стилевом смысле) из сатиры нравов в нечто, что мы уже назвали «три в одном» :
Роман + Трагедия + Лирика
Прим. Трагедия по Аристотелю
Аналогично с позиций аппарата антропологического анализа мимесиса текста мы спокойно без натяжек найдем в этом романе Пушкина все три мимесиса – три набора подражаний этим трем «реальностям»
***
Источник:
Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы Том 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский
Свидетельство о публикации №223031000462