Пацаны из Нальчика и Дон Карлеоне из Нью-Йорка

Так уж случилось, что Бог поселил меня, Андрея Клюева, Эдика Мазлоева и Фадира Хараева в одном городе Нальчике, примерно в одном районе и усадил учится в одной городской девятой школе.

Все события, про которые этот рассказ происходили в прошлом двадцатом веке, когда мы были юными и озорными пацанами. Назвать нас хулиганами было бы не верно, но и добренькими мальчиками нас никто не называл, ну кроме бабушек, которым мы помогали дотащить сумки до квартиры.

Я старался учится в школе, быть на хорошем счету. При этом в классе десятом уже закурил, случалось даже выпивал. Комсомольцам бы себя не назвал. В наше время комсомольцы были уже не в чести. В середине 80-х ВЛКСМ была такая «молодежная» организация, которая жила сама по себе, а мы мальчишки и девчонки тех лет сами по себе.

В Нальчике среди молодёжи 80-х годов активно присутствовала некая уркаганская идеология. Мальчишки между собой имели иерархию. На вершине пирамиды были «Пацаны». Среди пацанов также выделялись лидеры, ну типа «Босс боссов», Капо де тутти капи (capo di tutti capi). Все как бы слушались его. Боссом боссов такой пацан слыл не потому что был самый умный или учился на отлично, а потому что лучше всех дрался и не врубал заднюю скорость, курил и выпивал.

На более низкой ступени стояли «Фуцманы» или «Лохи». Это были ребята, которых можно было бы по современному назвать «Ни рыба, ни мясо». Они жили своей жизнью, никуда не вмешивались, в драки не ввязывались, с девчонками на свидание не ходили. Зачастую лохов иногда трясли на деньги.

На самом низкой ступени находились мальчишки, которых называли «Козлы». Таковыми были ребята, которые проштрафились по пацановским понятиям. Среди козлов могли оказаться, как пацаны, так и лохи. Через процедуру опускания могли запустить того, кто дал слабину в драке, например убежал, когда все дрались. Если настучал учителю или участковому милиционеру, не защитил девушку и прочее. В список поводов для опускания входили все неджентльменские поступки.

Андрей Клюев и ныне покойный Фадир Хараев жили в доме по улице Советской (ныне Кешокова), напротив городской администрации Нальчика, где жил Нобелевский лауреат Андрей Гейм. Эдик Мазлоев в том же дворе, но в доме по улице Пушкина. В их доме был теплый подвал, где пацаны поставили диванчик, стол. Зимой там был откидняк, где мы курили и общались.

В один из таких зимних вечеров Андрюха Клюев рассказал, что в его подъезде живёт лох по имени Вовчик, которого можно побить. Все одобрительно согласились бить лоха и мы пошли его выслеживать. Эдик встал на этаже, что бы не дать Вовчику убежать до квартиры, Фадир, как самый молодой, худенький, но шустрый, встал на атасе. Ну а мы с Клюевым стали дожидаться лоха у подъезда. Когда тот появился мы Вовану дали войти в подъезд и там его окликнули, типа «подожди, базар к тебе у пацанов имеется...» Одним словом в итоге вломили мы лоху.

Другим днем всё тот же затейник Андрей Клюев предложил собрать светомузыку и повесить ее в подвале. Идея была хорошая. Но для светомузыки нужны были не только лампочки и паяльник, а самое важное транзисторы. Эти самые транзисторы были в дефиците и в магазине их было не купить. И тут Андрея осенило. Транзисторы может достать тот же лох Вовчик. Опять мы подловили Вована, побили вчетвером и я ему приказал принести дефицитные транзисторы. Он было попытался отбрехаться, но после хорошего леща, согласился.Транзисторы он принес, светомузыку мы собрали. Классно получилось, лампочки мигали.

Но вот уже наступало грядущее, конец СССР. Андрей Клюев поступил в Московский авиационный МАИ, Эдик Мазлоев заделался художником, Фадир Хараев погрузился в бизнес, а я в чиновники.

В начале девяностых в СССР появился американский фильм «Крестный отец», который мы смотрели дома у моего одноклассника, ныне ушедшего в мир иной Олега Курдюкова (Люфтика). Тогда новое кино смотрели с упоением и наслаждением, благо был видеомагнитофон. И захотелось быть похожими на Дона Карлеоне, Луку Брази, хитрого Барзини.
И только сегодня просматривая еще раз это стильное и талантливое кино я понял, что умные идеологи очень хитро через фильм объяснили всем пацанам Советского Союза, что уркаганская тема это вчерашний день, а вопросы надо решать, как Дон Карлеоне. Пиф-паф и всё улажено.

Мы, действительно могли доить «лоха» или «козла» на транзисторы, чтобы собрать своими руками светомузыку. Могли и потребовать деньги, что бы пойти вместе в кафе. Но мы не делали этого с целью нажиться. А вот Дон Карлеоне и Дон Луккези, произнесший фразу «Ничего личного, только бизнес», подучили нас мотивировать свои действия наживой.
Вот так вот прошло тридцать лет, как первое поколение страны изучало фильм «Крестный отец», а теперь его изучает наша молодёжь. Интерес к этому кино регулярно подогревается в нашей блогосфере разными юбилеями фильма и артистов, которые там играли главные роли. А музыка Нина Рото каждый день звучит на каналах радио. Так вот я и подумал, что все-таки не  просто так этот  фильм привезли в страну....


Рецензии