Ушлые и дошлые. Охота на слова

Мне уже довелось охотиться на слова ПОШЛЫЕ и УШЛЫЕ,  смотрите http://proza.ru/2017/10/23/1616.

Напомню некоторые мысли из того времени.

«Я человек ушлый, меня на мякине не проведёшь. Открывая монитор при запуске  я многого не замечаю, не откликаюсь на призывы, не играю, не верю обещаниям заработать кучу долларов. Но я вижу, как реагируют на всё это новички и нередко попадают в расставленные сети авантюристов и даже преступников.
Ушлый. В словарях обычно даётся два значения:
1. Ушедший, потерянный.
2. Хитрый, вёрткий, изворотливый, хваткий.

Почему-то слово ушлый  даётся с отрицательным оттенком. Ну, неужели я буду себя оскорблять, называя ушлым. К тому же ушлый я не всегда и не везде. Но посмотрите,  сколько негатива собрано в электронном словаре синонимов.

Ушлый, изворотливый, голой рукой не возьмёшь, хитрожопый, на ходу подмётки рвёт, охулки на руку не кладёт, без мыла влезет, всегда сухим из воды выйдет, оборотистый, хваткий, не промах, хитрый, продувной, дошлый, ловкий, пройдошливый, пронырливый, своего не упустит.

Ясно, что составлял этот список синонимов человек недалёкий, не очень много знающий, не с чистым сердцем. Иначе бы он заглянул в словарь Владимира Даля и понял, что слово ушлый родилось в языке охотников. Ушлым называли зверей, которые уходили от погони, преследования, из-под флажков, из облавы. Это обычно очень опытный, матёрый зверь».

Вновь обратиться к этому слову меня побудило стихотворение очень уважаемого мною Константина Юрьевича Фролова-Крымского. Оно напомнило мне, что катушку капроновых ниток я купил давным  давно, ещё работая в школе, то есть году в 1975,  и она сохранилась у меня до сих пор.

КАТУШКА КАПРОНОВЫХ НИТОК

Константин Фролов-Крымский
Ставки сделаны, как говорится!
Так используй свой шанс от и до!
Вот и мы разлетались, как птицы,
Покидая родное гнездо.

И когда от знакомой калитки
Уходил я под шелест ветрил,
Мне катушку капроновой нитки
На прощанье отец подарил.

Наш народ был и ушлый, и дошлый,
Дело даже отнюдь не в деньгах.
Мы себе подшивали подошвы
На ботинках и на сапогах.

Да, сейчас это выглядит глупо
Для не знающих жизнь «мудрецов».
Мы чинили пальто и тулупы,
И носили одежду отцов.

Хоть нехитрыми были пожитки -
Кружка, смена белья, сухари, -
Что-то было в капроновой нитке,
Что меня укрепляло внутри.

Эластичная гибкость и прочность,
Что нужна в неизвестном пути,
И уверенность, и непорочность,
И стремленье до цели дойти.

Я дошёл, я увидел вершины,
На которых лежали снега,
Аладдина златые кувшины,
Недоступных земель берега.

И хранит мой исписанный свиток
Стены Рима, вулканы Курил…
И катушку капроновых ниток,
Что когда-то отец подарил.
   00.45    09.03.23
© Copyright: Константин Фролов-Крымский, 2023
Свидетельство о публикации №123030900290

Повторю:
Наш народ был И УШЛЫЙ, И ДОШЛЫЙ,
Дело даже отнюдь не в деньгах.
Мы себе подшивали подошвы
На ботинках и на сапогах.

При прежней охоте я это слово не вспомнил. Дошлый -  бывалый, опытный, знающий. Дошлый.  Произведено от доходити и первоначально означало "тот, кто до чего-то дошел, чего-то достиг", что не так уж далеко от современного значения – "способный дойти до всего, смышленый. Способный дойти до всего, смышлёный, ловкий. Словом, ДОШЛЫЙ.

Уточняем по словарю Владимира Ивановича Даля.

ДОШЛЫЙ, который дошел или поспел.
Дошлый хлеб, спелый, зрелый, а о печном, хорошо выкисший и выпеченый.
Дошлый зверь, выматоревший, поспевший по возрасту или долинявший, по времени года (молодой зверь: прибылой, прибыляк, недолис, недокун и пр. )
|| о человеке мастер своего дела; дока; опытный, сведущий, знающий, наторелый, бывалый, тертый, битый, смышленый, способный; || пройдошливый, хитрый.
Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает? смерть.
Дошляк, дошлец м. дошлянка ж. дошлый человек, ловкий, мастер; проныра, пройдоха. Дошленок, дошлый ребенок, плутишка. Толковый словарь живого великорусского языка

Ну и попутно следует вспомнить ещё одно слово с почти таким же значением -  ДОТОШНЫЙ.

В словаре Даля – это гнездо прилагательного ДОТОЧНЫЙ.

ДОТОЧНЫЙ, дотошный, доточливый прилаг. доточник м. доточница ж. (дотекать, доходить) мастер своего дела, искусник, сведущий и опытный, дошлый, дока; доходчивый, дотечный.
Мастер доточный, да хмель оброчный. Толковый словарь живого великорусского языка

И тут следует вспомнить героя романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». В  глазах Анны «это не человек, а машина, и злая машина, когда рассердится, — прибавила она, вспоминая при этом Алексея Александровича со всеми подробностями его фигуры, манеры говорить и его характера и в вину ставя ему все, что только могла она найти в нем нехорошего, не прощая ему ничего за ту страшную вину, которою она была пред ним виновата».

В кинофильме «Анна Каренина» (1967) очень хорошо это отразил актёр Николай Олимпиевич Гриценко ( 1912 -1979),   народный артист СССР (1964) Лауреат Сталинской премии I степени (1952) и Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1970). Он чётко выговаривал буквы Ч и Т в словах ЧТО, ЧТОБЫ, выражая тем самым уважение, почитание, почтение  к собеседнику. Похоже, так всегда было на Руси, а произношение /што, штобы/  или по-ельцински  /шта/ - это внесено позднее  дворянами, которые позаимствовали такую манеру в западных языках.

Прав Владимир Иванович Даль, когда сделал в гнезде главным слово ДОТОЧНЫЙ, ведь речь идёт о ТОЧКЕ, о ТОЧНОСТИ, а не о ТОШНОТЕ.


Рецензии