Пора подводить первые итоги

Когда-нибудь каждому из нас приходит в голову довольно простая и даже в чем-то банальная мысль: что мне удалось в своей жизни такого, чтобы это принесло пользу людям, с которыми меня связала судьба?
Событий в прошедшей жизни любого человека  всегда немало и выделить из них то, что действительно было интересно, что оказалось  в какой-то степени судьбоносной для зависящих от тебя людей в итоге непросто. Не буду касаться судеб своих самых близких и родных мне людей, и того насколько я повлиял на их жизнь. Жизнь продолжается, все может измениться. Как говориться - будущее покажет. Но вот о своей профессиональной судьбе и о том, что удалось когда-то сделать на своем рабочем месте, как это повлияло на настоящее и будущее детей я расскажу.
Так получилось, что много лет назад, перед окончанием школы мне посоветовала моя учительница истории Л.И. Панкова поступать в пединститут. Я не принял в тот момент ее совет всерьез, уж очень невысокого мнения был об этой профессии. Мало было среди моих учителей ярких личностей, кроме Лилии Ивановны еще 2-3 педагога и все. Кроме того я понимал, что пединститут больше похож на женский монастырь, и идти туда не хотелось. МАИ, МВТУ, МИФИ эти вузы были в центре моего внимания, хотя кроме вывески я совсем не представлял, чем придется заниматься после их окончания. Поступив в МВТУ и 6 лет «отпахав», отмучившись и получив заветный диплом, понял, что профессию надо менять как можно быстрей, потому что настоящего инженера из меня не получится, а тянуть нудную лямку в НИИ … не хотелось. К тому времени  уже несколько лет параллельно с учебой я отработал в таком НИИ.
Распределение после вечернего отделения МВТУ мне не грозило и, вспомнив о совете своей учительницы, пошел работать в школу учителем математики.
Это предисловие к моему рассказу прямого отношения не имеет, но важно для понимания тех событий, о которых я и хочу рассказать. Ровно через 20 лет после начала моей педагогической деятельности судьба снова занесла меня в ту же 848 среднюю школу Москвы, в которой я работал свои первые годы учителем. Но теперь уже директором.
 Опыта уже хватало, прошел путь от учителя до старшего научного сотрудника  педагогического НИИ и главного специалиста Минпроса РФ, но хотелось создать СВОЮ школу, тем более что на календаре был сентябрь 1992 года.
Как сделать так, чтобы в твоей школе детям было бы интересно учиться? Чтобы они не отсиживали в ней впустую самые счастливые свои годы детства и юности, чтобы им было что вспомнить, а знания, приобретенные здесь, пригодились в будущем, и, может быть, стали основой будущей профессии. Ведь именно в этом главенствующая роль школы, а все остальное потом.
Свою роль директора видел, как лидера, ведущего за собой единомышленников, соратников по общему делу. Условия для того сложного в жизни страны, но очень интересного и необычного времени, были почти идеальными. Руководство страны в целом, и образования в частности, растерялось и практически не понимало, в каком времени оно оказалось и что надо делать дальше. Глупых установок от них всегда хватало, но они касались уборки территории и внешнего вида внутри и снаружи. Что касается содержания учебного процесса то в него никто и не вникал. А все новое тогда поддерживалось, работать не мешали.
Удалось почти сразу установить контакт с рядом Вузов, преподаватели которых стали вести в школе и в своих учебных аудиториях занятия для старшеклассников. На них преподаватели вводили юношей и девушек в мир будущих профессий, разных сфер. Старшеклассники пробовали себя в разных видах деятельности- от гуманитарных (актер, психолог), до технических специальностей (инженера, экономиста и др.). При этом работали с ними профессионалы высшей категории, не только теоретики, но и практики. Это было возможно тогда, потому что специалисты вузов получали очень маленькую зарплату и рады были любой подработке. Но отношение их к своему делу было серьезным, я это видел, понимал, насколько их труд может помочь моим выпускникам правильно выбрать свой дальнейший профессиональный путь.
Кроме этого немало важно было определить приоритеты в образовательном процессе. Мне удалось тогда, получив для школы статус «школы – лаборатории», будучи не только директором, но и ее научным руководителем, ввести в учебный процесс все то новое и интересное, что можно было внедрить для пользы дела. Помогло и то, что я поддерживал постоянную связь со своим педагогическим НИИ, многими передовыми в то время педагогами Москвы и страны. Сам я преподавал в нескольких классах историю и литературу. Но больше всего и интереснее всего было в параллели, которую я провел, как учитель от 6-ого и до 11-ого класса. С помощью педагогов, психологов школы, классных руководителей (« классных мам», как мы их тогда называли) удалось создать в школе очень интересную творческую атмосферу. В этой параллели я вел в разное время не только историю и литературу, но и логику, риторику, москвоведение. Причем последний предмет почти все время на улицах и в музеях Москвы. Считал и считаю, чтобы москвичи знали и любили свой город, его историю, прошли своими ногами хотя бы его центр. Я далеко не всегда сам был экскурсоводом, так как в большинстве случаев сами школьники выбирали маршруты и рассказывали об истории, архитектуре тех объектов, около которых мы останавливались и о том, с судьбой каких интересных личностей были связаны эти места.
Много было еще тогда придумано и внедрено в учебно-образовательный процесс 848 школы нового для нашей системы образования. Мы всей школой перешли еще в середине 90-х годов прошлого века на систему обучения «5+1»(5 недель учебы, 6-я неделя каникулы). Ввели 10-бальную систему оценивания знаний детей, наряду с введения их индивидуального рейтинга. Это значительно повысило учебную мотивацию школьников в тех классах и параллелях, где это было введено. Подчеркну, что все эти инновации, что  введены тогда в школе, были  с ведома и согласия наших родителей. Каждый учебный год я начинал с проведения общешкольных родительских собраний отдельно для начальных, средних и старших классов. На них я подробно рассказывал о том, что мы собираемся вводить, что это даст их детям, отвечал на вопросы. Некоторые новации вводил после опросов, анкетирования родителей.
Больше всего доставалось тогда тем детям и родителям, что учились в параллели, в которой я сам преподавал. Родители, приходившие  на эти собрания, первые обо всем новом узнавали, и всегда меня поддерживали. Моей голубой мечтой было тогда то, чтобы уроки в старших классах могли бы вести сами учащиеся. Надо сказать, что эта мечта сбылась и несколько моих старшеклассников на последних  уроках истории в учебном году провели диспут о будущем России в ХХ1 веке. Я был зрителем на этом уроке вместе с психологом и классной мамой этих одиннадцатиклассников. Прошло больше 20 лет с тех пор, но их предсказания, высказанные  на этом занятии,  сбылись. А те старшеклассники, кстати, стали педагогами.
Некоторое время назад я встретился  со своими бывшими выпускниками 2000 года, уже взрослыми солидными людьми. Встреча была очень интересной и для меня, да и для них. Мы о многом вспомнили, рассказали о себе и том, как школа помогла им не только в выборе профессии, но и том, как повлияла на их становление и развитие, и даже, на воспитание  собственных детей.
Честно говоря, после этой встречи, так же, как и после других встреч со своими бывшими выпускниками, мне показалось, что, как минимум, свою профессиональную жизнь я прожил не зря. Хотя она пока еще продолжается в роли учителя, чему я несказанно рад.


Рецензии
Уважаю Ваш труд! Храни Вас Господь!

Владимир Шамилов Георгиев   01.05.2023 19:16     Заявить о нарушении