Актёры индийского кино. Наргис

  Без неё не получится рассказ о "звёздах" индийского кино. Потому что она первая великая актриса в Индии и рядом с ней некого поставить. Разве что - Смиту Патиль, увы, так рано ушедшую из жизни...

  Настоящее имя актрисы - Фатима Абдул Рашид: Наргис ( в переводе Нарцисс), она стала зваться с 1943 года, снявшись в фильме "Судьба". Она никогда не хотела быть актрисой, прилежно училась и мечтала стать врачом, но её артистическая интеллигентная семья всё предрешила, как и в случае с Раджем Капуром. Наргис никогда не считала себя красавицей, путь в кино называла случайным, поэтому очень рано, без сожаления оставила кино ради любимой семьи, воспитала троих детей, написала очень интересную книгу "Из ранней юности" и, наконец, Индира Ганди назначила её членом Совета штатов парламента Индии.

  Журналисты спросили Наргис незадолго до смерти (а умерла она в мае 1981 в возрасте 51 года): "Вы не жалеете, что ушли из кино? Понятно, что это вы сделали по собственному желанию." И она ответила:
- Я не жалею. Я решила, что с меня достаточно. Должна сказать, что не скучала по кино, потому что была занята семьёй, воспитанием детей, а это тоже своего рода творчество. Более того, я не только не скучала, но и радовалась, что ушла оттуда, - я бы никогда не смогла пойти на те компромиссы, которые сейчас требуются от актёров.

  Радж Капур сделал из неё кинозвезду с постоянным имиджем молодой и чистой, внутренне благородной женщины, именно такой он и показывает её из фильма в фильм с тех пор, как они вместе стали работать на его студии после премьеры "Ромео и Джульетты" в 1944 году. Семь лет работы с Капуром приносят Наргис всемирную известность и популярность и первая встреча с ней зрителей Советского Союза оборачивается любовью навсегда! "Фильмы эти, - говорила она, - были, несомненно, хорошими. Но мои роли в них, хотя и милые. с актёрской точки зрения не были достаточно сложными". Её реноме великой актрисы утверждали отнюдь не капуровские ленты, столь популярные. Актриса была достаточно требовательна к себе и другим, для того чтобы всю жизнь ориентироваться только на коммерческое кино. Она снималась у таких режиссёров как Х.А.Аббас, К Шарма, наконец у классика индийского кино Мехбуба Хана, у неё были роли и в историческом "Хумаюне", и в мифологическом "Обете Бхишмы", и в упомянутом романтическом варианте "Ромео и Джульетты", и в ряде современных драм. Именно эти разнообразные роли позволили раскрыть Наргис её сильный актёрский дар.

  Она играла комедийные и трагические роли, драматические и гротескные. У Аббаса, например, в "Невероятном случае" она сыграла сразу две роли - доброй, чистой девушки и порочной, злобной женщины. В этих, порой, очень сложных ролях, Наргис раскрылась как великолепная актриса, способная к перевоплощениям, естественная во всём, в каждом жесте, убедительная в любых образах, любых ролях, даже эпизодических.
  Индира Ганди писала после смерти Наргис: " Для миллионов кинозрителей Наргис останется символом огромного таланта и самоотверженности".
Она неправдоподобно рано ушла из кино - точнее: ушла с экрана, перестала сниматься - в пору расцвета красоты, в момент наивысшего актёрского успеха. Её последней и самой знаменитой картиной стала "Мать-Индия" Мехбуба. В ней Наргис в роли Радхи показала типичную судьбу индийской женщины - с ранней юности до глубокой старости - судьбу сложную, противоречивую, внутренне тесно связанную с жизнью страны. Жизнь Радхи - это борьба за выживание, за достойное воспитание двух её сыновей. За эту роль актриса получила приз на международном фестивале в Карловых Варах за лучшую женскую роль. Но фильм этот принёс ей не только приз, но и сюрприз - она выходит замуж за актёра, исполняющего роль одного из её сыновей Сунила Датта. Сегодня он известен как режиссёр и общественный деятель. В фильме он не привлекал особого внимания и играл средне, рослый, симпатичный, добродушный - до простоватости и, пожалуй, это все его достоинства, как актёра, но... На съёмках случилось несчастье, вспыхнули декорации, огонь охватил и сари Наргис. Датт руками погасил пламя и вынес Наргис из огня. Правда, романтическая история, как в кино?! И эта история потом закончилась свадьбой!
  В том же 1956 году, когда снимали "Мать-Индию", Наргис выступила в копродукции Индии и СССР - фильме "Хождение за три моря" В.Пронина и Х.А.Аббаса. Роль Чампы - крестьянской девушки, которая полюбила тверского купца Афанасия Никитина, стала для него тоже понятной и родственной душой. Эта роль была сыграна Наргис тоже с блеском! И вот в этот момент наивысших актёрских достижений Наргис - как отрубает всё, что связано с актёрством. В 1956 году она выходит замуж за уже известного нам героя и заявляет журналистам, что теперь её дело - семья, воспитание детей, в общем - частная жизнь.
  Но из творчества она не ушла окончательно, да этого и не могло быть: она владеет и руководит лучшей в Бомбее студией звукозаписи. Её авторитет чрезвычайно велик, она имеет почётное звание Падмашри, которое даётся за особые заслуги в области культуры и искусства. Её избирают президентом ассоциации продюсеров, а это невероятный выбор, нужно знать склочность и порочность этих людей, которые избирали в свои ряды лишь миллионеров, что давало им дополнительные возможности влияния на общество, а она была выше, не как все и стала над ними, как наивысший авторитет и национальная ценность. Она - национальное достояние и гордость Индии. Актриса - навсегда, чьё звание подтверждается блеском негасимых небесных Звёзд и не только над индийским небом!




 


Рецензии