Пропавшая. Часть 3

Прошло несколько лет с тех пор, как к Варваре(а в прошлом- Лизе) вернулась память. И с каждым годом становилось ей всё сложнее жить в этой ситуации раздвоенности.

С одной стороны, она -Варвара- мать, жена, хозяйка в доме, её все любят. И соседи, и родные Ивана её Варей называют, потому что для них она и есть Варя...

Но с другой стороны, она-Лиза, та, что в прошлой жизни жила в городе, Лиза, которая занималась любимым делом, и которую бывший муж решил уничтожить из-за ревности.

Это просто невыносимо было вспоминать! Это было страшно... Хоть и прошлое это дело, хоть и семья сейчас была прекрасная, но душевная боль от этого не утихла. Наоборот, с каждым днём это противоречие просто разрывало на мелкие кусочки её сознание.

Невозможно просто жить человеку не под своим именем, не своей жизнью, если только он не делает это намеренно, когда скрывается от кого-то.

Иван видел , как жена иногда становится очень молчаливой и замкнутой, смотрит на детей отрешённо, будто не здесь находится...

В один из таких вечеров он решил с ней поговорить. Надо было как-то разруливать эту ситуацию, иначе совсем сгорит жена от страданий.

Детишек уложили спать, а сами сели на кухне.

-Варя... Давай-ка решать что-нибудь. Нельзя так мучиться! Ты же изводишь себя. Дети видят, спрашивать начнут-что скажем? Давай разберемся и решим, что делать будем.

-Не могу я, Ваня... Страшно мне...

-С чего страшно-то? Трудно? Это я понимаю, не своей жизнью живёшь, не чувствуешь себя Варей. Но давай не об этом сейчас.

-А о чём, Вань? Я ничего не понимаю! Что мне делать? Я ведь не могу пойти и сказать, что я-это не я, а Лиза! Тогда скажут, что я по чужим документам живу! А даже если сказать, что только что всё вспомнила, то детям я как объясню? А не объяснять-значит врать. Я и так молчу. Но это так трудно.. Ведь Катюшка-то маму Варю любит. А я не Варя...-Варя-Лиза заплакала молча, почти без звука, с тяжёлым вздохом и потоком слёз. Нельзя было громко -дети услышат, испугаются.

-Ну-ну! Не надо, хорошая моя!-Иван подошёл к жене, обнял её крепко, прижался щекой к тёплой макушке, как она тогда, увидев в первый раз Катюшку.-Не надо! Мы всё решим, вот увидишь!

Иван постоял , пока дыхание жены немного выровнялось, и сел обратно.

-Вот, слушай. Я долго, очень долго над всем этим думал. Тут есть несколько дел, которые нужно сделать. А тогда , может, и утрясётся всё само собой.

Варя-Лиза посмотрела на мужа сквозь опухшие от слёз веки.

-Говори. Я слушаю.

-Ну, вот...Давай подумаем: хорошо ли будет, если ты восстановишь своё настоящее имя? Что думаешь?

-Придётся уезжать отсюда. Не поймут люди ни меня, ни тебя. И Катюшка ещё мала, чтобы понять. Я сама-то не понимаю, как такое случилось...

-Вот! Отсюда вывод: пока это не трогаем. Дальше вопрос: как так получилось, что вы с Варей так похожи?

-Этого я вообще понять не могу! Может, так просто совпало? Хотя... Не бывает так... Я не знаю.

-Это надо выяснить. Может, здесь будет какое-то решение нашей проблемы. И вот ещё что... Я бы того ...., первого мужа твоего, с удовольствием бы посадил! Надо узнать, где он и что теперь делает, да документы кое-какие собрать. Но тогда придётся сказать, что ты-это та самая Лиза... Тут замкнутый круг получается.

-Нет! Я боюсь его! Не хочу... Дело прошлое..-Варя-Лиза отвернулась и закусила губу.

-Он преступление совершил, а ты говоришь "дело прошлое"? Ты что? Он на свободе, жизнью наслаждается, а может, ещё кто от него страдает?

-Но не могу же я открыться ! Что же делать?

-А я знаю, что делать. Я по-своему это решу.

-Нет! Не надо! А то получится, что как он будешь. Нет.

-Я разберусь, обещаю. По закону. -Иван был полон решимости и, похоже, знал, что будет делать.

-Вань, что делать-то теперь?

- Вот что... Я в город съезжу, разузнаю про бывшего твоего, что да как. Потом решим, что делать. А ты пока вспоминай всё о родителях, родственниках своих. Слишком уж вы похожи! Не бывает так просто. И вот ещё что.. Есть в соседней деревне одна бабка, Власьевной зовут. Так вот она акушеркой была давным давно, когда мать Варькина на свет появилась. Они жили там, а Власьевна роды принимала. Может, она что и знает. Надо будет съездить к ней.

Варя -Лиза стала успокаиваться. Хоть какая-то ясность появилась. Но теперь она за Ивана волновалась, ведь горячий он, как бы не вышло чего...

___________________________

Иван приехал по адресу, который ему назвала жена. В этой квартире она жила c Сергеем, отсюда он вынес её на плече, чтобы отвезти в лес.

Сердце Ивана колотилось бешено. Он изо всех сил пытался взять себя в руки, чтобы прямо здесь не порешить этого нeлюдя.

Несколько раз глубоко вздохнув, вспомнив обещание жене, дочку Катюшку, Иван немного успокоился и позвонил в дверь. Сначала было тихо. Через минуту послышалось шаркание , и дверь открылась. На пороге стоял очень пожилой с виду мужчина, явно не бывший муж.

-Здравствуйте... Я к Сергею. Он дома?

-Здравствуйте. Нет, его нет. А что вы хотели?

-Да это долгая история.. Понимаете, несколько лет назад мы с ним про машины разговаривали. Я тогда хотел подешевле подержанную купить. А он сказал, что сам будет продавать или его друзья. В общем, я хотел узнать, нет ли...

-Нет. Простите. Сергей вам ничего не продаст. Его машины уже нет.

-Эх, жаль. А у друзей нет? Я бы поговорил с ним...

-Нет. С ним нельзя поговорить. Его нет дома.

-А когда будет? Я попозже заеду или позвоню. Только у меня номера его нет.

-Простите, вы не сможете ему позвонить. -Старик опустил глаза.-Он в лечебнице.

-Заболел? Так я навещу!

-Молодой человек! Он в психиатрической лечебнице. Он... когда его жена Лиза пропала, он места себе не находил, измаялся, есть перестал. А потом... Потом он попал туда. И останется там.

Иван ожидал чего угодно, только не этого. Все слова, заготовленные для разговора, вылетели из головы.

-Простите, я не знал. Вы его отец?

-Да, молодой человек.

-Простите ещё раз. Я пойду.

Дверь закрылась. Иван медленно, очень медленно спустился вниз, забыв про лифт, вышел на улицу и глубоко вдохнул свежего воздуха.

"Всё-таки есть справедливость на этом свете! "-подумалось как-то само собой.

Иван достал телефон и стал звонить жене...

_________________________

Варя-Лиза, узнав такую новость, была в не меньшем удивлении, чем Иван. Но то, что всё решилось само собой , её очень порадовало. Она не готова была к тому, чтобы Иван как-то ввязывался в выяснение отношений с бывшим мужем. А так- всё по заслугам.

Теперь, когда одна тяжесть свалилась, Варя -Лиза стала вспоминать всё о своей родне. А вспоминать было почти нечего, потому что родители погибли, когда Лизе было четыре с половиной годика. Что она могла о них помнить? Только то, что рассказывала бабушка.

Да фотографии ещё..Фотографии! Но теперь до них не добраться. Они остались в доме Сергея, а там его родители сейчас. Как им всё это объяснить-то, когда у самих это в голове не укладывается?

Оставалась только бабка Власьевна. Она должна быть очень старая. Кто знает, не тронулась ли она умом, помнит ли ту роженицу, которая родила мать Вари.. Да и как ей объяснить, про кого они спрашивают-то?

Вот ведь путаница великая.. Оставалось ждать Ивана и ехать с ним к этой aкушeрке.

____________________

Дом Власьевны стоял почти на краю деревни. После него были ещё два рухнувших почти дома, которые пришли в негодность после ухода стариков-хозяев.

А Власьевна, несмотря на древние годы, ещё копошилась во дворе. Может, потому и копошилась, что вокруг, затеяв чехарду, носились правнуки, а может и праправнуки-малыши, в общем.

Иван с Варей-Лизой подошли к калитке. Иван вошёл на участок и окликнул старушку. Она повернулась, узнала его и тихо засеменила навстречу.

-Здравствуй, Власьевна!-Иван нагнулся и обнял её как родную. Они с Варей раньше часто заезжали к ней, так уж повелось. Ещё мать Вари эту традицию ввела.

-Доброго здоровьичка, Ванюша! Какими судьбами ты к нам? Идите, идите к хате,-махнула старушка на подбежавших внучат. Те, весело смеясь , побежали пугать кур. -Проходи, вон, на лавку садись.

-Я не один, бабуль. Я с женой.

-С Варюшкой? А где она?

-Да вот, бабушка, вот же.

Ваня открыл калитку, впустил Варю-Лизу, которая никак не решалась войти, потому что ноги становились ватными от мысли, что откроется какая-то тайна.

-А.. Ну , проходите. Я сейчас молочка принесу,-Власьевна мелкими шажками пошла в дом. Вскоре вышла, держа крынку с молоком и две кружки. Иван подошёл, взял всё и они потихоньку двинулись к лавке.

-Какое дело-то, Ваня?

-Дело-то.. Дело такое, что нам нужно, чтоб ты рассказала, бабуля, о том, как мать Вари родилась. Помнишь ли?

Власьевна внимательно поглядела на Варю-Лизу, потом на Ивана, вздохнула и сказала:

-Как не помнить?...-она помолчала, снова посмотрела на Варю-Лизу, словно пытаясь вспомнить что-то или сопоставить.-Помню. Только зачем вам это?

-Нужно, бабуль. Тут дело такое затеялось, что мы без этого не разберемся.

-Понятно...-она снова помолчала. Потом взглянула на Варю-Лизу.-А ты ведь не Варька!

Варя-Лиза залилась краской, Иван раскрыл глаза широко-широко.

-Что ты, бабуль? Как же не Варя?

-Я ещё из ума не выжила. И Варьку я помню. Да ладно. Расскажу. Всё равно в живых уж нет никого, кто знал это всё. Я одна осталась, а с меня какой спрос...

Власьевна тяжело вздохнула. Не думала она, что придётся рассказать про всё, но , видно, не судьба унести с собой секрет. Варя-Лиза едва дышала, ожидая услышать что-то, что случилось очень много лет назад, и что теперь определило её судьбу.

-Я тогда молоденькая была... Только на фельдшера выучилась да по распределению в городе осталась, в родильном доме. Маленький он был, но работал, детей тогда много рождалось, мы сутками работали. Вот как Антонину привезли-не знаю, не видела. Только тогда врач наш, Василь Василич, сказал:" С двойней приехала, не иначе, если не с тройней. Плоха, собирай, Мария Власьевна всех, кого найдёшь.' Я и побежала тогда в соседнюю больницу за хирургом. Тяжёлые роды были, ох тяжёлые... Тройня оказалась. Первая девочка-то покрепче родилась, маленькая, но ничего. Вторая только через полчаса, еле -еле. Не плакала долго, а как заплакала, так и мы заплакали. Но не жилица была.. Очень уж мала. А мальчишечка... Так достали. Тоня-то очень плоха была. Думали, что не выживет. Но через три дня стала в себя приходить. Две недели ещё отлежала, да выписалась с дочкой.-Старушка замолчала.

-Как с дочкой? С дочками! Вторая-то что ж? Умерла или жива осталась?

-Вторая-то? Вторая... Её забрали в дом малютки. Думали, что не выживет всё равно.

-Как же? А Тоня? Как она отдала-то?-Варя-Лиза была в ужасе от услышанного.

-Отдала... Посмотрела на тельце никудышнее и отдала. Не готова она была ещё и дочку хоронить. Мальчишечку забрала, похоронила. А про вторую дочку и думать не стала... Бывает так. У рожениц бывает, что они чудные становятся, от детишек отказываются.

-А потом что?

-Что? Уехала Антонина домой. Дочку растила... Ко мне приезжала потом, спрашивала про ту, вторую. Одумалась, да поздно было. Кто ж её знает, что там с ней. Всю жизнь мне Тонька плакалась про дочку, но не говорила никому. И я не говорила. Не за чем было...-Власьевна посмотрела на Варю-Лизу.-Похожа ты на Варьку.. Да, похожа. Но не Варька. Про мать-то что знаешь?

-Ничего почти. Бабушка мне рассказывала, да я по глупости детской плохо слушала. Помню только, что мама светленькая была, умная, но с характером твёрдым... Значит, бабушка ей не родная... Она мне ничего не говорила.. Они с папой погибли, когда я маленькая совсем была. Я не помню ничего...

-Да... Дела... Ну вот. Сняла я груз с души. Теперь и помирать можно...

-Ты что, Власьевна! Что говоришь-то? Типун тебе..-Иван замахал руками на старушку.

-Ты не поймёшь. Да и не надо. Молод ещё. Идите домой. А мне лечь надо. Устала я.

Власьевна встала, еще медленнее пошла к дому...

________________________

Иван и Варя-Лиза вернулись домой.

Они на время поездки оставили ребятишек с матерью Ивана. На столе лежала записка: "Не волнуйтесь , ребят забрала к себе. Завтра приедем. Отдыхайте."

-Я никак в себя прийти не могу, Ваня...

-И не говори.. История.. с географией..Получается, что вы с Варей так похожи, потому что ваши мамы-сестры.. Так бывает? Чтобы через поколение? Всё равно не верится... Но другого объяснения нет...

-Да... нет... Значит, я Варина сестра двоюродная... А я считала, что у меня никого нет... А Катюшка мне племянница... Я не могу.. Это что же такое.. Как же?

-Ну, смотри. Теперь и вопросы все решились.

-Не все. Есть ещё два. Я не Варя. И как сказать Катюшке?

Иван помолчал. Потом обернулся на красный угол, где иконы стояли.

-Вот что... Ты не крещёная?

-Нет..

-Креститься тебе надо с именем Варвара. И всё. Той Лизы больше нет. Для всех ты Варя. И имя твоё крестное будет Варвара. А Катюшка... Вырастет-расскажем. Если уж так ты хочешь. Она тебя любит и мамой считает. Ты думаешь, что это от имени зависит? И ей всё равно, как тебя зовут. Для неё ты-мама. Ты заменила ей маму. И перестань, пожалуйста, глупости всякие думать. Считай, что заново родилась. А прошлая жизнь осталась в прошлом. И та Лиза осталась там, в прошлой жизни.

-А Варя? Та, настоящая Варя?

-Прости... Не говорил я тебе.. И так тебе плохо было.. Я тогда говорил со следователем...Он сказал, что ждать, похоже, нечего..Там задержали группу, которая разбойничала по поездам... За ними много чего.. И несколько человек...

-Ужас какой.. И никакой надежды?

-Нет..

-Бедная Варя...Но ведь её погибшей считают!

-Так и ты нашлась избитая и память потерявшая! Считай, что чудом выжила. Перестань! Или ты хочешь всю кашу заварить снова с документами, с историей, с объяснениями? А что тебе это даст? Хотя.. Решай сама. Хочешь- пойдём, напишешь заявление и начнём это всё. Наверно, это будет правильно по закону. А вот по -человечески.. Можно просто в паспорте имя поменять, и стать Лизой.

-А что это изменит? Ничего. Это только имя. Ты прав, пожалуй. Надо с батюшкой поговорить. В память моей сестры, пусть и двоюродной, ради Катюшки, Максимки. Ради нас с тобой...

___________________

Корни этой невероятной истории уходят в далёкое прошлое. И уж что или кто вмешался, чтобы именно так сложилось всё-нам не ведомо.. Но так или иначе, жизнь продолжается...


Рецензии
Очень интересная мини-повесть, прочитал в один присест и с большим удовольствием. Сначала думал, что это все-таки Варвара, чей менталитет и вкусы изменились после травмы. Но вышло вон оно как...
Не совсем, конечно, понимаю мужа: как-то он слишком быстро переориентировался на другую "Варвару". Но люди бывают разные...
Жаль настоящую Варвару, разве можно пускаться в откровенности со случайными попутчиками! Придется теперь Лизе проживать ее жизнь... Ох, а если в один прекрасный день она все-таки появится на горизонте? Вот это была бы ситуация!

С уважением,

Максимилиан Чужак   15.03.2023 21:40     Заявить о нарушении
Большое спасибо за такой хороший отзыв, Максимилиан! Ситуация жизненная, настоящая. Варя не вернётся, к сожалению. А Лиза теперь, и уже давно, стала Варей. Трудное было решение, но тогда им с Иваном подумалось, что именно так правильно. Иван тоже не сразу принял всё это, потому и ходил долго хмурый. Но ведь жизнь есть жизнь.. Вроде и грустная история, но и светлая в то же время. Благодарю вас за такое внимание к моему творчеству)) С уважением, Татьяна.

Татьяна Гордеева 4   15.03.2023 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.