Илья Съянов - наш Герой! 1 часть детство Илюши

Сегодня хочется мне вспомнить Героя Советского Союза Илью Яковлевича Съянова.
Родился Илюша в селе Семиозерное В Казахстане. Рядом было много озер и в них полно рыбы. Пацаны  соседские дружили между собой, в основном казахи и Илюша выучил их казахский язык. Много в селе проживало немецких семей и среди друзей Илюши были дети немецкой национальности. Немецкий язык Илюша тоже освоил через друзей, через игру в лапту. На рыбалке в озерах с ребятишками ловили рыбу, ее было очень много. Полное ведро приносил домой сынишка с озера рыбы. Так незаметно пролетало детство Илюши Съянова. В школе учился хорошо, все схватывал на лету, оценки отличные, поведение хорошее, учителя гордились своим учеником и ставили его в пример другим детям и родителям. В колхозе работали отец и мать, да и школьники после уроков с учителями работали на полях и фермах. Илюша подавал всегда пример трудолюбием. В пионеры его не сразу приняли, мол, сын раскулаченных родителей, но учительница настояла принять Илюшу в пионеры, он всем подает пример в учебе, в труде , в поведении. И его приняли в пионеры! А потом  и в комсомол вступил Илюша. Он уже был лидером в школе, в драмкружке, по сбору металлолома, макулатуры, по тимуровской работе помогал нарубить дрова пожилым и одиноким, натаскать воды, как настоящий Павка Корчагин, как Тимур Гайдара  из книги "Тимур и его команда", он создал такую же команду  пацанов.   
Родителей Илюши в далекий Казахстан сослала Советская власть, как врагов народа, как кулаков. А разве они были кулаками? Семья Якова Съянова была трудолюбивой.
А разве были они врагами? Просто у отца  во дворе была корова, лошадь, земли много от родителей в наследство осталось. Золотые руки были у Якова, так говорили о нем в народе, простой, открытый, добрый Яков дружил со всеми, никого не обижал никогда
 Все умело делал своими руками. Трудолюбивый Яков своими руками построил мельницу на берегу речки и молол из пшеницы и ржи муку. Никому не отказывал, когда к нему на подводах в хутор, где они жили приезжали люди с зерном.
Во время НЭПА- новой экономической политики Советской власти их семью не трогали. Но вот все поменялось. Стали организовывать колхозы и у зажиточных крестьян отбирать скот. Яков не торопился в колхоз отдавать добровольно свою корову-кормилицу. Семья  у Якова была большая, корова в хозяйстве нужна была. Да и лошадь, молодой Орлик любимец был в семье, его гриву расчесывали дети, гладили своими ручонками, с радостью катались на санях зимой, кода отец разрешал.
Жалко отдавать. Земли-то много, а на лошади он и пахал на  своих полях, и урожай собирал. Да везде лошадь рабочая нужна! Но на рассвете приехали за ним , арестовали не только хозяина Якова, всех арестовали, всю семью. Жена успела в платочек еды кое-какой собрать. Яков успел свой топор за пазуху засунуть и полушубком прикрыть. Корову- кормилицу  Майку забрали, лошадь Орлика тоже. Все из подвалов, сараев выгребли.   Повезли всю семью в город на железнодорожный вокзал. Собака всю дорогу бежала следом за повозкой арестованного хозяина, выла, как ребенок, как будто провожала и прощалась, как будто ее собачье сердце  понимало всю беду этой любимой семьи.
На железнодорожном вокзале было много таких же несчастных семей с малыми детьми.
Приказали построиться всем, зачитали приказ НКВД и решение суда, где они теперь уже точно услышали о себе, что все эти семьи паразиты кулаки, они вредят пролетариату, их ссылают на проживание в Казахстан, как врагов народа!
Погрузились в товарные вагоны, где было холодно, голодно, тесно. По дороге умирали ослабленные старики и дети. Топор Якова выручал всех! На длительных остановках Яков успевал нарубить дров для буржуйки, вскипятить воды . Везли врагов народа очень долго, выживали только сильные духом. Вот уже и Казахстан. Мазанные глиной юрты  со шкурами, другая природа, другое государство, другой язык. Надо обживаться, надо начинать все заново. С помощью топора Яков построил хатенку для своей семьи, другим помогал семьям. Выжили, с трудом, но выжили. даже на новом месте родился сынок, назвали в честь деда Ильей!


Рецензии