Тяжелое слово фашизм
Я прожил жизнь в суровых мужских коллективах, где принято бережно относиться к словам. За неосторожное слово в суровом мужском коллективе могут устроить встречу с лицевым хирургом, прострелить коленную чашечку, либо просто прикопать в огороде. Я привык бережно относиться к словам и очень страдаю, когда слов не выбирают. Ныне на нерве, на военном психозе, на адреналиновой интоксикации люди совсем перестали выбирать слова, совсем забывая, что слово есть дело. За слова, например, распяли Христа. Христос ведь не устраивал революций, не звал на баррикады, не носил оружия, но так сумел напрячь синедрион простыми словами, что они не испугались даже проклясть свой народ Его кровью.
Люди сейчас очень небрежны к словам. Невозможно включить утюг, чтобы не услышать из него слово «фашизм». Фашисты здесь, фашисты там, пропаганда со всех сторон усирается, приучая нас к этому слову. Все вокруг фашисты, и Петя, и Петро, и вон тот Ваня, и вон тот Дмитро.
Слова от частого употребления стираются. К ним привыкают. Но мне кажется, привыкать к ним не надо. В них надо разбираться. Давайте вспомним, что такое фашизм.
Кому мы поверим? Я предлагаю доверять профессионалам. Вот жил такой человек на свете, Умберто Эко, итальянский писатель, публицист, теоретик культуры, исследователь средневековой архаики. Бедолагу Умберто угораздило родиться в Италии времён Муссолини, где, собственно, фашизм и родился. Вспомним, что слово «фашизм» происходит от итальянского «fascio» — фашио, то есть пучок, связка, попросту веник.
Посмотрим, что нам скажет энциклопедия.
\\Фашизм (итал. fascismo, от fascio — союз, пучок, связка, объединение; fascio di combattimento — союз борьбы) — общественно-политическое движение в рамках авторитарного милитаристского ультранационализма и соответствующая диктаторская форма правления с жёсткой регламентацией общества и экономики, антилиберализм, отрицание выборной демократии\\.
Маловато. Спросим синьора Умберто, он дал более развёрнутую формулу фашизма. В своей работе «Родовые признаки фашизма» он расписал четырнадцать его признаков. Присмотримся подробно.
Итак, четырнадцать признаков фашизма по Умберто Эко:
1. Культ традиций и застывших форм. Монополия государства на истину. Истина стабильна и неизменна, любое инакомыслие объявляется предательством.
2. Боязнь будущего, неприятие любого развития, прогресса, модерна.
3. Культ действия ради действия. Культ любых действий, направленных на демонстрацию массового единства — парадов, шествий, собраний на площадях и стадионах.
4. Запрет на критическое мышление. Любые попытки мышления вне господствующей парадигмы, любая общественная дискуссия объявляется зловредной, а потому незаконной.
5. Несогласие есть преступление. Если ты не согласен с коллективным мнением, ты подлежишь изоляции или уничтожению.
6. Обида как ядро идеологии. Культ разочарования, обиды на исторические несправедливости, военные поражения и экономические кризисы. Культ мысли, что все тебе должны — родители, общество, соседи, страны, цивилизации.
7. Культ крови и почвы. Мы особенные, мы уникальные, что родились на этой земле и в этом народе. Мы в осаде, нам вредят внешние враги и внутренние предатели.
8. Ксенофобия. Враг глуп, туп и слаб, но почему-то живёт богаче, сытнее и благополучнее. Эту несправедливость необходимо устранить.
9. Милитаризация сознания. Жизнь есть борьба, борьба с врагом есть высшая ценность. После победы над всеми врагами настанет золотой век, эра благоденствия. Пацифист есть предатель этой идеи, а потому подлежит уничтожению.
10. Популистский элитаризм. Нация объявляется избранной, лучшей, но народная масса тупа и ослаблена, она нуждается в простой и всем понятной идее, и в твёрдой руке. Эту функцию несёт военная элита.
11. Культ героя и смерти. Рождённый в правильной нации есть уже потенциальный герой. Героев в других нациях не существует. Герой должен подтвердить свой героизм героическим поступком, высшей формой которого является смерть, желательно на поле боя.
12. Культ мужественности. В милитаризованном обществе роль женщины строго утилитарна (киндер-кюхе-кирхе), главная роль у мужчины. Парадоксально одинаково преследуются как целомудрие, так и половые извращения. Культивируются военные учения, спорт, физическая сила, а потому физические недостатки и слабости презираются.
13. Монолитность общества как идеал. Наверху вождь, его решения и поступки неподсудны и не подлежат сомнению, ниже правящая элита, она доводит их до народа, народ всё принимает, одобряет и требует от вождя ещё и ещё поступков и решений, которые он радостно исполнит.
14. Склонность к простым решениям и редукции языка (новояз). Формулировки должны быть просты, функциональны и максимально понятны, а потому язык нуждается в новых словах.
Вот признаки фашизма по Умберто Эко. Никаких выводов не предлагаю, степень доверия к этому итальянскому мыслителю может быть у каждого своя, время тоже вносит свои коррективы. Черчилль, например, говорил, что фашисты будущего будут называть себя антифашистами, так что всё ещё запутаннее, чем нам бы хотелось. Но версию Эко предлагаю как вариант для анализа, а дальше пусть все сопоставления и выводы каждый делает сам, всё оставляю на волю диванных экспертов. От себя только прошу хорошо думать, прежде чем говорить такие тяжёлые слова как слово «фашизм». Больно уж тяжёлое слово, от него пахнет смертью и кровью.
15 апр 2022
ОСТАНОВИТЕ ЗЕМЛЮ, Я СОЙДУ
У меня не читатель, а золото. Сто раз это говорил и повторять не устану. Очень много пришло умных откликов на заметку о фашизме.
Написали, что почти во всех обществах можно найти элементы фашизма. Совершенно верно. Надо понять, что фашизм был выдуман в Италии 1920 года только как термин, но на самом деле это ЕСТЕСТВЕННОЕ состояние любого общества, не отягощённого нравственным императивом, либо общества с серьёзной психотравмой. Кроме того, мы плохо знаем историю. Что мы знаем о фашистских режимах? Ну, немецкий национал-социализм... ну краем уха — итальянский фашизм времён Муссолини. А между тем фашистские режимы были почти во всей Европе, вся Европа переболела фашизмом. Фаланги Франко в Испании, режим Салазара в Португалии, «железная гвардия» в Румынии, «скрещенные стрелы» в Венгрии, фашистский режим Дольфуса в Австрии, удивительный «католический» фашизм Дегреля в Бельгии...
Многие до сих пор удивляются, почему Франция так легко и быстро легла под Гитлера. А причина проста — во Франции тоже было очень сильное влияние фашизма. «Аксьон франсез» и «огненные кресты» имели там большой и политический, и экономический, и социальный вес.
Очень много фашизма было и есть в Латинской Америке. Достаточно вспомнить режим Перона в Аргентине и интегралистов в Бразилии. По этой причине недобитые немецкие нацисты после крушения Рейха рванули именно туда, и находили там весьма тёплый приём. До сих пор от Аргентины до Уругвая можно увидеть городки истинных арийцев со свастиками на домах.
Первые концлагеря придумали англичане ещё во времена англо-бурской войны. Расовую теорию тоже придумали в богоспасаемой Англии. Достаточно вспомнить всеми нами любимого Киплинга с его «бременем белых». Всё это очень фашистам понравилось.
Фашизм прост и соблазнителен своей простотой. Фюрер, вождь, отец народов, однопартийная система, социальный дарвинизм, национальная гордость, элитаризм, агрессия, культивирование исторических обид и комплексов... Просто и понятно, думать не надо, не нужно бремя свободы, ибо свобода требует мысли и самоанализа, а нахрен оно мне всё это сплющилось? Да здравствует вождь, безошибочная линия партии, смерть врагам, и не болит голова. Вы там думайте за меня, у вас голова большая, а у меня пиво и футбол.
Но если посмотреть историю, фашистские режимы в целом недолговечны. Причин, как мне кажется, три:
1. отсутствие политической конкуренции убивает общественную жизнь, превращает её в мёртвый тухляк, что очень быстро приводит режим к деградации.
2. отсутствие экономической конкуренции убивает промышленность и экономику в целом.
3. человеку просто надоедает быть плохим. Человеку свойственно считать себя хорошим, а все попытки преуспеяния при фашистском режиме неминуемо приводят человека к мысли, что он говно, ибо все эти попытки преуспеяния должны быть основаны на лизании жопы начальства, насилии и стукачестве. Долго обманывать себя не получается. Даже полицейские в оцеплениях в конце концов снимают шлемы и говорят — пошёл ты в жопу, кормилец, я с народом, я тоже народ.
Пришла ещё одна любопытная ремарка —
\\ Дал яд — дай противоядие. Как противостоять фашизму?\\
Это просто. Самое действенное средство от фашизма — христианство. Христианство требует уважения к личности.
\\Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?\\
Фашизм требует стирания личности, превращения человека в винтик системы, а христианство этого не терпит. Именно поэтому при формировании фашистских режимов из общества в первую очередь изгоняется плотник из Назарета, изгоняется христианская мысль, остаётся только обряд, антураж. Это безошибочный индикатор фашизма, и народные интуиции здесь безошибочны. Помните этот церковный анекдот? — сидит мужик на лавочке перед храмом и плачет. Подходит к нему Христос, садится на лавочку —
— Почему плачешь, мужик?
— Да вот, в храм не пускают.
— Утешься, не плачь. Меня тоже не пускают. Давай тут посидим.
Среди православной публики стало уже общим местом, что проповеди наших попов, особенно шибко медийных, стали больше похожи на уроки политинформации в советской школе. Когда речь идёт о бравых попах, прошедших военные училища, это понятно и не удивительно. Но когда в глазах даже самых манерных, женоподобных попов, у которых и губки всегда бантиком, любимцев наших добродетельных женщин, начинает полыхать адский огонь жажды немедленного всеобщего благородного душегубства, становится понятно — пропал дом.
В целом трудно сказать, что наиболее характерно для фашизации общества, чего тут больше — смертельной скуки или смертельной опасности. Но, тем не менее, интересно наблюдать, как прошлое борется с будущим. Мы уже говорили, что прошлое всегда безутешно, а будущее всегда беспощадно. Эта смертельная схватка архаики и модерна постоянна, и пленных здесь не берут. Куда бы ты не ныкался, как бы ты ни гасился, куды бы ты не пытался сбечь — на Мальдивы ли, в Турцию, в Эмираты, в Америцу, в стакан, в дупло дуба, в монастырь или в кайф — ты никуда не сбежишь. С корабля истории невозможно сойти, разве что заморозиться в криокамере. Но это холодно, товарищи граждане, и достаточно дорого. И достаточно скучно, да и есть один насущный вопрос — будет ли тебя кому разморозить? Кричать «остановите Землю, я сойду» тоже бессмысленно. Езжай до конечной. Лучше поживём, поглядим, что победит — жадность, тупость, кровь или совесть.
Ещё раз сердечно благодарю читателей за умные отклики. С людьми, которые не ленятся думать, приятно иметь дело.
--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №223031101163