Проповедь в день памяти Григория Паламы!
Итак, на дворе у нас конец XIII века – 1296 год и на престоле в Константинополе сидит император Андроник II Палеолог. Это был мудрый и решительный человек, который смог собрать вокруг себя очень образованных и честных людей, что говорит о нем еще и как о хорошем администраторе. Среди его придворных особо выделялся один – сенатор Константин Палама. Он был выходцем из Малой Азии, по национальности греком и принадлежал к старинному аристократическому роду. Константин обладал по меньшей мере двумя добродетелями – он был очень умен и весьма набожен. К примеру, если его одолевали какие-то сомнения, он вместо того, чтобы вступать в спор в Сенате подобно всем присутствующим, мог запросто отрешиться от окружающего мира и начать молиться о даровании ответа на злободневный вопрос. Этим он подкупил императора, и тот доверил ему воспитание своего внука и наследника – Андроника III.
Но не только в работе был удачен Константин, но также и в семье. Бог благословил его прекрасной супругой – Каллонисой, которая стала преданной спутницей сенатора и родила ему пятерых прекрасных детей (троих сыновей и двух дочерей). Старшим сыном в семье был Григорий («;;;;;;;;» – с греческого языка его имя переводится как «бодрствую»). О которым мы с вами сегодня и поговорим. Он родился на стыке времен. Ему не суждено было узнать отцовское воспитание, потому что после рождения пятого ребенка, в 1303 году сенатор Константин Палама неожиданно скончался. Его вдова была безутешна, и, хотя семья не осталась без денег, но лишилась своей опоры.
Император Андроник II принял деятельное участие в жизни молодого Григория, и потому, сочувствуя горю семьи, взял его на воспитание во дворец, где позволил ему учиться со своим внуком – Андроником III. Светские дисциплины и основы философии с богословием Григорий Палама изучал под руководством лучшего учителя той эпохи – великого логофета Константинополя Феодора Метохита. Этот ученый был прекрасным оратором, увлекался греческой философией и трудами античных астрономов. Он воспитал двух поистине великих людей – упоминаемого нами ныне святителя Григория Паламу и историка Никифора Григору.
Обучение давалось Григорию легко. К семнадцати годам он уже готов был испытать свои силы в ежегодном диспуте, который происходил во дворце в собрании всех ученых мужей и под председательством самого императора. Обычно к такого рода собраниям юношей не допускали. Но Феодор Метохит настоял на том, чтобы Григорию дали слово. Ученые уступили авторитету и личной просьбе Феодора, не ожидая от юнца ничего интересного и нового. Каково же было их изумление, когда Григорий очень толково и быстро сумел объяснить один из сложнейших постулатов философа Аристотеля. Даже император заслушался. После того как Григорий Палама сел на место, слово взял его учитель и произнес такую речь: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить эту речь похвалы». Все ожидали от юноши блистательной карьеры. Многие говорили о том, что он превзойдет своего знаменитого отца. Но, вопреки все ожиданиям, Григорий в 20 лет отправляется на остров Афон для принятия монашеского пострига. Люди не поняли его выбора и порицали за это, называли его недоучкой и неудачником. Сам же Григорий сказал об этом следующее: «Хорошо в молодости приобщаться к светской науке и словесности, но изощряться в них до зрелого возраста смешно и вредно для души».
Период его подвига на Афоне был также сопряжен с обучением молитве и смирению у великих старцев святой горы, таких как Григорий Дрими и Григорий Синаит. От них он впервые услышал о практике умной и созерцательной молитвы. Это мистическое направление в христианстве называлось «Исихазм» (с древнегреческого «;;;;;;» – «спокойствие, тишина, уединение»), оно не было чем-то новым, это было продолжение святоотеческого осмысления такого делания, как молитва. Через некоторое время уже обретший некоторый опыт в духовных делах, Григорий становится игуменом одного из монастырей на Афоне. Тогда же начинается его литературная деятельность. Он оставил после себя большое наследие, основу которого составляют проповеди и богословские труды.
В то время, пока Григорий Палама отстаивал необходимость практики умной молитвы и среди мирян, на него обрушился шквал критики со стороны западных богословов и ученых мужей. Самыми непримиримыми его оппонентами стали – Варлаам Калабрийский и Акиндин. Они считали недопустим представить себе, чтобы Бог здесь на земле мог видимым образом открыться человеку. Григорий же утверждал обратное, что при правильном обращении к Богу и чистой жизни можно достичь соединения человеческого духа с Божественной энергией, которую он сравнивал с энергией Преображенного Бога на горе Фавор или с Неопалимой купиной Ветхого Завета. За свое учение и твердость исповедования Григорий претерпел многое. Сидел в тюрьме, подвергался пыткам, его сочинения, которые не смогли укрыть, были публично сожжены. Но правда всегда торжествует. Весной 1347 года Григорий Палама был освобожден из тюрьмы и поставлен на епископскую кафедру в городе Фессалоники. В городе по этому поводу устроили большой праздник.
Но жизнь Григория нельзя назвать ровной и спокойной. Дело в том, что уже тогда турки сельджуки стали кусок за куском отхватывать у Византийской империи ее законные земли, сначала в Малой Азии, а потом уже и на Балканах. В один из турецких набегов на Фессалоники, Григорий, который был на стенах города и молился о победе над неприятелем был похищен турецкими пиратами и целый год находился в плену у турок, пока его не выкупили сербы. И даже находясь в плену он продолжал христианское делание. Он всерьез стал просвещать турок христианством и обращать их в свою веру. После возвращения из плена, Григорий Палама почувствовал скорое приближение смерти, сделал последние распоряжения, передал свои записи своему преданному ученику – Николаю Кавасиле и мирно отошел к Богу со словами: «Иду в высь».
Чему же учил нас Григорий Палама? Послушаем его речи. «Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящен на служение Богу и никогда не отстает от этого духовного дела умной молитвы, как заповедует нам и Богочеловек Иисус, говоря в святом Евангелии: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне» (Мф. 6, 6). Темница души есть тело, двери наши – пять чувств телесных. Душа входит в темницу свою, когда ум не блуждает туда и сюда по делам и вещам мирским, но находится внутри нашего сердца. Чувства наши затворяются и остаются такими, когда мы не даем им прилепляться ко внешним чувственным вещам, и ум наш, таким образом, остается свободным от всякого пристрастия мирского и сокровенной умной молитвой соединяется с Богом Отцом своим».
Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется, как говорит Апостол (2 Кор. 4, 16). Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкого ума; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он по необходимости и ум делает тонким. Таким образом, благодаря этому совершается все прекрасное и хорошее. Пост и воздержание – это двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир».
«Где налицо это холодное слово «мое», там, как говорят божественные отцы, нет союза любви, и Христос изгнан. Те, которыми овладела эта страсть собственничества, становятся себялюбивыми, сребролюбивыми, братоненавистниками, всем тем, что позорит их».
Будем же стараться жить по заповедям Господним и мудрым наставлениям святителя Григория Паламы. С праздником дорогие друзья.
Свидетельство о публикации №223031100127