История вегетарианского движения в России

  «Вегетарианство сначала распространяется по нравственным и религиозным причинам. Наука только тогда сдается, когда не может иначе». (Л.Н. Толстой).

   Россия  имеет долгую традицию без мясного питания в период поста. Современное вегетарианство, возникшее на западе в середине 19 века, пришло в Россию только в 1890-е годы. Произошло это, во многом, благодаря влиянию Л.Н. Толстого, ученых А.Н. Бекетова, А.И. Воейкова, А.П. Зеленина и других видных учёных и деятелей искусства.
    До первой мировой войны в России образовалось мощное вегетарианское движение с созданием вегетарианских сообществ, открытием столовых и ресторанов, изданием тематических журналов. Вегетарианство активно развивалось вплоть до постепенного и последовательного подавления движения, начавшегося после 1917 года.
Тогда вегетарианские идеи  продолжали существовать только в «научной утопии» и «научной фантастике». К великому сожалению, почти вся информация по этому вопросу была закрыта или уничтожена. С этими трудностями столкнулся немецкий ученый - вегетарианец Петер Бранг, автор замечательной книги «Россия неизвестная». Благодаря друзьям в России, которые помогли ему попасть в архивы государственного музея "Истории Религии" в Санкт-Петербурге, где хранится большая часть актов московского вегетарианского общества; в хранилища библиотеки им. Ленина; в Петербургскую Академию художеств; в государственный музей Л.Н. Толстого в Москве, Петер Бранг, по крупицам, собрал материал для своей книги. В процессе работы, он пришел к выводу, что в России любые правдивые материалы о вегетарианстве собираются очень сложно, в связи с умышленным табуированием этой темы. Например, работая в каталогах московской библиотеки им. Ленина, он только случайно наткнулся на карточку по вегетарианскому движению в России и то, она была неполная, в карточке полностью отсутствовала информация по вегетарианским изданиям 1915 года. А в биографиях известных ученых, художников, поэтов и писателей, информация об их приверженности к вегетарианству, либо полностью отсутствовала, либо подавалась как какое-то чудачество, граничащее с ненормальностью.
 
      КТО ВОЗГЛАВЛЯЕТ ВЕГЕТАРИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

  Знаменательно, что со времен античности и до наших дней, в вопросах сознательного вегетарианства, независимо от того, какие побуждения лежали в основе отказа от мяса: этические или оздоровления, ведущую роль всегда играли представители интеллигенции, – философы, писатели, поэты, художники и музыканты. Истории известны такие имена, как Пифагор, Овидий, Плутарх.
Пифагор – ученый, философ и основатель первой вегетарианской ассоциации. Учение Пифагора базировалось на гуманном отношении ко всему живому, включало в себя принципы справедливости и умеренности во всем. Он утверждал, что пища без мяса возвышает человека, укрепляет его здоровье. Сам он употреблял в пищу только вареные или сырые овощи, мед и хлеб. Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Почти 2 600 лет тому назад Пифагор сказал: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут, не задумываясь, уничтожить и себе подобных». Когда римский поэт Сенека, узнал, что Пифагор стал вегетарианцем, отметил, что это пошло тому на пользу и, к удивлению, « ум его стал более живым и просвещенным».
     Платон, являясь последователем учения Пифагора, развил теорию об идеальном обществе, построенном на принципах воздержания и благоразумия. Платон был противником употребления в пищу мяса, поскольку связывал это с болезнями физическими и нравственными.
     Римский историк Плутарх также поддерживал точку зрения Пифагора, удивляясь жестокости и безнравственности людей, убивающих животных с целью заполнения своего желудка: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

В трактате «О поедании плоти» Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился  человек, впервые прикоснувшийся своими устами  к окровавленной плоти и отведавший мертвечины.

Что чувствовал он, и какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало, блеяло, двигалось и дышало… Почему-то мы не едим львов и волков, которые  представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидных, покорных существ, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы». Ведь первой добродетелью человека, начиная со времен Сократа, было воздержание. Поэтому всякая добродетель тесно связана с воздержанием.
      Другими, не менее известными людьми, придерживающимися  - вегетарианства, были великий Леонардо да Винчи и Гассенди. Леонардо да Винчи, гениальный ученый и художник эпохи возрождения, приравнивал убийство животных к убийству человека: «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!» Ему также принадлежат слова: «Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека». Леонардо да Винчи был полон сострадания ко всему живому. Часто, проходя мимо какого-нибудь дома и видя в открытое окно или дверь сидящую в клетке птицу, он платил владельцу и за клетку, и за птицу. Затем он открывал клетку и долго наблюдал, как птица радостно вылетала на свободу и устремлялась в небеса.
 Гассенди был известным французским философом, изучавшим математику, анатомию и астрономию. Он считал, что питание мясом убитых животных  противоестественно и противоречит самой природе человека. Гассенди опровергал распространённое мнение, что мясо дает силу, приводя в пример лошадей, буйволов, питающихся исключительно  растительной пищей.
Великий английский поэт 19 века Шелли считал целью всей своей жизни - борьбу со страданием, а вегетарианство рассматривал как действенную помощь нравственного роста человека. В своем эссе «В защиту естественного питания» он пишет: «Пусть сторонник мясоедения  докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью… тогда и только тогда он будет последовательным».
 Среди поборников вегетарианства необходимо назвать и таких философов, как Шопенгауэр и Монтень. Оба придерживались мнения, что, убивая животных, человек превышает свои полномочия. Они также проводили прямую связь между нравственностью и вегетарианством.
Другой известный сторонник вегетарианства Бернард Шоу, выдающийся английский драматург и писатель, в своих драмах  высмеивал лицемерие людей, жалующихся на бесконечные войны и распри, но одновременно каждый день осуществляющих убийство ради своих порочных желаний.
"Мы молим Бога -  озарить наш путь:
«Даруй нам Свет, о, Всеблагой Господь!"
Кошмар войны нам не дает уснуть.
Но на зубах у нас животных мертвых плоть".
Б. Шоу был убежден, что без мяса человек может также насытиться, как и с мясом. Все различие состоит в образе жизни, который выбирает себе человек. Он подмечает постоянное лицемерие людей в вопросах, связанных с животными, например:
«Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью». Однажды, когда Б. Шоу был тяжело болен, доктора заявили, что если он не начнет есть яйца и мясной бульон, то умрет. Б. Шоу постоянно отказывался, а доктора упорно настаивали. Тогда он позвал своего личного секретаря и в присутствии врачей продиктовал завещание: «Когда я покину свое бренное тело, пусть гроб мой понесут на кладбище в сопровождении траурной процессии в следующем составе: в первом ряду летят птицы, во втором идут овцы, потом коровы и прочий скот. В третьем – живая рыба в аквариуме. Каждый из них должен нести плакат со следующей надписью: «О Боже! Будь милостив к нашему благодетелю - Джорджу Бернарду Шоу, отдавшему свою жизнь ради нашей!»      

     Так было и в России. Ряд русских писателей, художников, ученых самых разных отраслей, входящих в окружение Л.Н.Толстого, следуя его примеру, стали вегетарианцами.
     В 1822г. в Англии впервые в истории законодательства был принят закон против жестокости относительно животных. В этом приняли активное участие члены английского парламента Р. Мартин и лорд Канупер, которые отличались доброжелательным отношением к животным. Так, Р. Мартин даже вызвал на дуэль человека за убийство собаки своего друга. Он активно защищал права животных, добиваясь своими действиями широкой огласки, прививая людям мысль, что насилие над животными запрещено законом.
      Началом борьбы за права животных принято считать время создания первых обществ по защите животных. Впервые такое общество было создано в Лондоне в 1837 г. Оно называлось «Общество по предотвращению жестокости к животным". Его всецело поддержала Королева Виктория. В 1911г. был принят "Акт защиты животных", касающийся всех без исключения живых существ!
       В Германии такие законы были приняты в период с 1833 по 1940 г.г. Аналогичные законы в 1950 г.г. были приняты в скандинавских странах.
В США подобные законы были введены в законодательство в 1820-х г.г. Через 46 лет там было создано первое общество по защите животных.
Не остались в стороне Австралия и Канада.
А в 1959 г. уже было организовано МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ.
      В нашей стране также начала развиваться деятельность по защите животных. В 1954 г. было создано "Общество охраны животных" при Московском отделении "Всероссийского общества охраны природы".
Инициатором этого стала преподаватель одного из московских вузов Е.А. Антонова. Ее активно поддерживал художник - анималист В.А.Ватагин.Постепенно общества по защите животных стали появляться и в других городах России – Санкт-Петербурге, Вологде, на территории Украины – в Киеве, Харькове, Одессе. В России в 2000 г. закон о защите прав животных и жестоком обращении с животными был отклонен 03.01.2000 г. президентом России (Б. Ельциным) . Заново к закону о содержании животных вернулись в 2018г. Это уже хороший шаг, но сам закон половинчатый.
      Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем  забота о собственном здоровье. «Я убежден, - писал он, - что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».

                КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ В РОССИИ.

   Л.Н.Толстой оказал огромное влияние на формирование вегетарианских идей в России. Толстой был убежден, что человек несет личную ответственность за каждый съеденный кусок мяса. Толстой рассматривал ограничение в пище в виде отхода от мяса как первую ступень нравственного совершенствования человека. Великий гуманист всегда осуждал представителей своего сословия за паразитический образ жизни. Вся их жизнь, по мнению писателя, заключалась в стремлении к роскоши, праздности, обжорству. Его путь к вегетарианству представляет особый интерес. Одной из актуальных проблем обеспеченного класса во все времена являлась вкусная и обильная еда; для такой богатой, разнообразной пищи необходимо умерщвление животных на бойне. Язык, как известно, владеет мышлением человека, определяет человеческое сознание посредством границ семантических полей и внутренней формы слова. Например слово УБОЙ – соотносится с целым словарным гнездом – убить, убивать, бойня, убоина (животное, предназначенное на убой). Существует и глагол РЕЗАТЬ, обозначающий в одном из своих лексико-семантических вариантах – убой домашнего скота. Во многих словарях, научных и литературных источниках используется слово УБОЙ (например, вегетарианец лат. –  человек, питающийся одной растительной пищей, отвергающий мясную пищу, считая ее вредной; а убой животных противонравственным; впрочем иногда допускает употребление яиц, молока, масла и сыра).
      Дальше, вследствие Октябрьской революции и советской политики питания, данное слово исчезло из общего языкового сознания.
  Вегетарианцы же никогда не церемонились с выбором слов в адрес плотоядников. У Толстого, Лескова, Паоло Трубецкого и других вегетарианцев мясо однозначно называется словом «труп». Соответственно потребители мяса получили название трупоядники, а потребление мяса – режим трупоедения. Также вегетарианцы называли мясоедов – скотоед и скотоедка, а поставку мяса – мясной повинностью.Так выражался протест против языкового «вуалирования» того факта, что этот продукт питания животного происхождения. В русском языке средством «вуалирования» служит, например, указание на температурную обработку пищи – жаркое. Или название мяса словами – телятина, говядина, свинина...
    Однажды Л.Н. Толстой, проезжая на телеге, увидел, как режут домашнюю свинью. После этого он целенаправленно посетил одну из боен, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. Впечатление, полученное от ужасной бойни, радикально изменило жизнь писателя. Он разговаривал с мясниками и так описал их чувства: поначалу мясникам было очень трудно перешагнуть через барьер «жизнь-смерть», совершать убийство, потом уже несколько привыкли, но признавались, что им жалко убивать скотину: ведь животные доверяют человеку, он их поил, кормил, ухаживал за ними. И они спокойно идут за хозяином, не подозревая о предательстве и скором жестоком убийстве.
         
                Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Чернышевский (1828-1889гг.), известный писатель, автор романа «Что делать», в свое время был сознательным и довольно строгим вегетарианцем. Находясь в ссылке в Сибири, близ Якутска, в течение 12 лет, Чернышевский живет только продуктами, им самим добываемыми, и питается только растительной пищей. Он живет так умеренно, что не издерживает тех 120 руб. в год, которые отпускает ему правительство. Он пишет жене, сыновьям и друзьям: «Я охотно признаю неизмеримое превосходство всякой кухарки надо мною во всяких вопросах кухонного искусства – я не знаю его и не могу знать его, потому что для меня тяжело видеть на столе красное сырое мясо, но также и мясо рыбы, сохраняющей свой натуральный вид. Мне жалко, почти стыдно. Ты помнишь, за обедом я ел всегда очень мало, я наедался досыта хлебом. Мне неприятно есть мясо. И это было у меня с детства». Чернышевский, с младенческих лет, как и многие дети – на что ещё указывал Руссо, - испытывал природное отвращение к мясу. Он пытался разобраться в этом и, по своей склонности к научному анализу, искал у науки ответы на свои вопросы, но сталкивался с противоположными тезисами научных корифеев, представляемыми, как неоспоримая истина. И только в 1876 г., в статье Нимейера он находит объяснения своим ощущениям. Он опять пишет жене: «Я не могу видеть сырого мяса; и это все развивается во мне. Прежде не мог только видеть мяса млекопитающих и птиц. На рыбу смотрел равнодушно. Теперь тяжело мне смотреть и на мясо рыбы».
      В 1878 г. Чернышевский переводит для жены Ольги статью одного из очень известных и уважаемых медиков Германии Поля Нимейера «Популярная медицина и личная забота о здоровье». Эта статья перевернула его сознание. Он пишет, ссылаясь на этот труд Нимейера, что явилось хотя бы небольшое число людей, решившихся жить по правилам гигиены – и это вегетарианцы (противники мясной пищи). Я издавна полагаю, что медики и физиологи ошиблись, причислив человека к плотоядным по природе существам. Зубы и желудок, устройство которых решает вопросы этого рода, у человека не такие, как у плотоядных млекопитающих. ПОЕДАНИЕ МЯСА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – ДУРНАЯ ПРИВЫЧКА.
      Раньше, когда я стал думать так, я искал и не встретил в книгах специалистов ничего, кроме решительного противоречия этому мнению: «мясо лучше хлеба», говорили все.
      Потом понемногу стали попадаться кое-какие робкие намеки, что, быть может, мы (медики и физиологи) ошиблись и слишком унижаем хлеб, слишком превозносим мясо. Теперь же говорится это чаще, смелее. А иной специалист, вот как этот Поль Нимейер, уже и вовсе расположен предполагать, что, мясо для человека пища вредная". Он также хвалит вегетарианцев, что они гнушаются обжорством, а обжорство мясом бывает чаще всего другого.
     Чернышевский с детства очень любил фруктовые сады. Вспомним четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» - о какой-то «Новой России», где русские покрыли голые горы толстым слоем земли и на них, среди садов, растут рощи самых высоких деревьев; внизу, во влажных ложбинах, плантации кофейного дерева; выше финиковые пальмы, смоковницы; виноградники перемешаны с плантациями сахарного тростника; на нивах есть и пшеница, но больше рис…».(А.Г. Чернышевский. Избранные сочинения. М.;Л.,1950. стр.16.)
     Таким образом, Чернышевский – вероятно, первый представитель русской интеллигенции, который принципиально объявляет себя сторонником вегетарианского образа жизни. Следом выходит знаменитая статья Бекетова.

                А.Н. БЕКЕТОВ

      В 1878 г. русский ученый, профессор А.Н. Бекетов публикует в «Вестнике Европы» статью «Питание человека в его настоящем и будущем» - это было веское слово в защиту вегетарианства. Статья имела большой успех, была переведена на французский и немецкий языки. Дед Александра Блока Андрей Николаевич Бекетов был ведущим ботаником 19 века, ректором петербургского университета. Бекетов стремился пробудить в обществе интерес к вопросам питания как одного из важных факторов физического и интеллектуального развития человека. Бекетов, размышляя в глобальном, культурно-историческом контексте и опираясь на научные данные современной ему биологии и экономии, сделал попытку заглянуть в будущее. Он указывает на безостановочный рост населения планеты и пишет, что человеку придется пересмотреть вопросы питания и увеличить площадь возделываемых земель по примеру сегодняшних Голландии и Италии. Ведь «населенность людьми обратно пропорциональна населенности домашними животными, да и от природы человек действительно приспособлен к растительному питанию, и мясо, вряд ли, является столь необходимой примесью к пище человека». По Бекетову, в мировом масштабе, мясоеды – лишь ничтожная группа людей.
      Бекетов, как ученый, изучил строение человеческого тела, сравнил внутренние органы с органами др. живых существ и убедительно заявил, что человеку ближе всего по строению человекообразные обезьяны. Если взять орангутанга или гориллу, то они вчетверо сильнее человека, но питаются  исключительно растениями и плодами. Они полностью лишены охотничьих инстинктов.  Бекетов убежден, что предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно - растительной пищи сложился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского общества: «Безосновательно утверждение, что пища европейских буржуа есть наилучшая пища для всего человечества вообще. Нравственный идеал всего людского рода не может удовлетвориться мещанскою философией зажиточных классов Западной Европы».
     Еще Н.М. Карамзин был крайне удивлен тем действием, которое оказывает обильное потребление мяса на разум и душу английского высшего общества. В «Письмах русского путешественника» (1791 г.) его герой спросил у официанта салату: «Но мне подали вялую траву, облитую уксусом. Англичане не любят никакой зелени. Рост-биф, Биф-стейк – есть их обыкновенная пища. От того густеет в них кровь; от того делаются они флегматиками, меланхоликами, несносными для самих себя и нередко самоубийцами…».
      Бекетов указывает на привычки цивилизованных народов древности (Индии, Китая и др.), а также греков, в лучшие времена своей истории, питавшихся с величайшей умеренностью и преимущественно растениями, за что они даже получили прозвища «малопищих» и «листоедов». Рассматривая содержание питательных веществ в растительной и животной пище Бекетов, ссылаясь на достоверные исследования ученых Фогта и Ворошилова, пишет, что полноценный белок содержится в бобовых культурах, и что, до введения культуры картофеля в Европе, бобовые растения составляли одну из главных статей пищи трудящихся классов. Фасолевое пюре из полевых, конских или русских бобов, наряду с различными злаковыми, являлись основной пищей западного Средневековья. Он сожалеет, что почти все зерновые теряют на мельницах свои питательные вещества, т.к. эти слои, стремясь добиться более тонкого помола, попросту выбрасывают. Он уже тогда говорил о полезности муки грубого помола.
      Бекетов отмечает, что между животной и растительной пищей нет резкого химического различия, но, питаясь только хлебом, человек может стать святым; а, питаясь только мясом, в скором времени умрет (кстати, в Китае была такая пытка, когда человека кормили только мясом и он очень быстро и в мучениях умирал). Ученый пишет: «Мы до того привыкли есть или видеть, как другие едят мясо, что нам при этом и в голову не приходит мысль об убийстве тех животных, куски которых лежат перед нами на блюде. Там где-то за городом есть бойня, отвратительное, смрадное и кровавое место, где режут, дерут, рубят и цедят кровь из жил еще живых существ. Но кто же туда заглядывает?! – Там, где-то за Дунаем, валяются тысячи мертвых человеческих тел, растерзанных и всячески изможденных (только что закончилась русско-турецкая война 1877-1878 гг.). Мне кажется, что эти две бойни находятся в несравненно более тесной связи, чем то, о чём думают обыкновенно.
      Бекетов занимался усиленным распространением своих идей в кругах учащейся молодежи, читая лекции в высших учебных заведениях. Он призывал заглянуть внутрь бойни, хотя бы подумать о том, что там происходит. И это, через 14 лет, сделал Лев Толстой. Статья профессора Бекетова сыграла огромную роль в обращении в вегетарианство ряда лиц и особенно Л.Н. Толстого.

                А.П.ЗЕЛЕНКОВ

     Вегетарианцев часто называют – НЕКРОВОЖАДНЫЕ. В свое время в ряды некровожадных вливались самые светлые умы человечества от Пифагора, Плутарха, Монтеня, Вольтера, Руссо, Ньютона, Линнея и целая плеяда прекрасных ученых-врачей. Среди них был и Александр Петрович Зеленков, доктор медицины, хирург. Он сам страдал целым букетом всевозможных болезней, от неврастении до фурункулеза, пока не наступил 1893 г., когда он, по состоянию здоровья, вынужден был прекратить врачебную практику и уехать на лечение в Германию. Там он увлекся природным лечением, твердо сказав мясу, птице и рыбе «нет». Улучшения в его здоровье были настолько явными, что он, воодушевленный, вернулся в Петербург и стал одним из самых убедительных проповедников вегетарианского образа жизни.
     Он, без устали, писал статьи, пропагандируя возврат к природной пище и выступал с речами в защиту вегетарианства, говоря, что неспроста само слово «вегетарианство» на латыни означает «свежий, жизнерадостный». Он приводил в пример великого Леонардо да Винчи, который ломал руками подковы, отлично держался в седле, стрелял из лука, плавал и дожил до весьма преклонных лет, питаясь подсохшими лепешками, салатом с капелькой специального уксуса, изюмом и сильно разбавленным вином. Сам Зеленков был противником любого алкоголя. Он без устали цитировал Плутарха: «Ум и мыслительная способность тупеют от пресыщения и тучности. Мясная пища и вино, быть может, придают плотность телу, но это только способствует ослаблению ума».
     В начале 20 века Александр Петрович Зеленков возглавил вегетарианское общество, но многое сделать ему не удалось, вспомним, какое это было время. К тому же, есть такие мудрые слова: «Трудно проповедовать желудку, ведь у него нет ушей». Но у Александра Петровича есть единомышленники, одной из которых была его жена и соратница Ольга Константиновна или Вегетарианка, как ее называли и знали именно под этим псевдонимом.
     Давней мечтой Зеленкова было создание Вегетарианской клиники, и он создал ее, правда, в окрестностях Риги. Его «Здравница», расположенная в живописном лесу, принимала пациентов круглый год, они гуляли по лесу, слушали пение птиц, щипали щавель и разные травы. Клиника не предлагала своим клиентам ни мяса, ни капли даже белого вина, чем грешили тогда многие другие диетологи. Зато вегетарианское меню было разнообразнейшим: подавали винегрет с кресс-салатом, огурчиками и солеными рыжиками с заправкой «по-швейцарски» (прованское масло, лимонный сок и яйца). То пирожки-конвертики из теста с различными начинками, то побалуют караваем с кашей смоленской, а то подадут каштановый крем из протертых каштанов, сливок и ванили.
     Кухней заведовала любимая жена. Под своим псевдонимом «Вегетарианка» она печатается в специальных брошюрах и журналах, где пишет о том что «мясо нельзя не признать вредным, уже только по той причине, что в пищу его употребляют не парным, а таким, в котором уже наступил первый период разложения». Она также пишет, что в Индии не едят мяса, а едят в основном овощи и рис, поэтому там не страдают ревматическими болями и болеют намного реже, чем, например, в Новой Зеландии или Австралии, где чрезмерное употребление мяса привело ко многим физическим и душевным болезням. Ольга Константиновна пишет, что мясо вызывает чрезмерную жажду, рыбой можно отравиться, т.к. в ней развивается очень сильный яд, принадлежащий к разряду гнилостных, а бульон - это варево из мертвой мышцы.
     Сама она много лет страдала приступами подагры, полученной в наследство от родителей, и в результате добросовестного вегетарианского образа жизни, полностью исцелилась в течение десяти лет. Каждую свою статью Вегетарианка заканчивает призывом: «Пора опомниться! Здоровье выше всех благ на свете!».
     В 1913 г., под редакцией А.П. Зеленина, Вегетарианка подготовила и выпустила книгу, которая называлась «Я никого не ем». Книга содержала 365 вариантов меню, где жизнь вегетарианца была расписана на целый год: фрикасе из шампиньонов со сметаной; парфе сливочное с ананасом; пудинг ореховый; бланманже фисташковое; форшмак картофельный с сыром, скриглики, запеченные со сметаной. От одних названий текли слюнки, к тому же в этой книге давалось масса ценных советов, например, где можно приобрести продукты для вегетарианских блюд дешевле и лучшего качества.

                Л.Н. ТОЛСТОЙ

      Толстой задумывает книгу о еде и в 1891 г. пишет потрясающий очерк под названием «Первая ступень», который вызвал большой резонанс и для многих стал «Библией вегетарианства». Познакомившись с Толстым в 1887 г., известный писатель Н.С. Лесков пишет и публикует статью, которая называется «О вегетарианцах или сердобольниках…». Лесков также пишет рассказ «Фигура», герой которого на протяжении всей своей жизни вегетарианствовал. Сам писатель, с этого времени и до самой своей смерти в 1893 г. был убежденным вегетарианцем.
      С этого периода и до самого начала первой мировой войны, в России идет самое активное распространение вегетарианства. В издательстве «Посредник», созданном при непосредственном участии Л.Н. Толстого, в серии «Вегетарианская библиотека» выходит ряд ценных книг и статей по вегетарианскому образу жизни. Это перевод книги Говарда Уильямса «Этика пищи» со статьей Толстого «Первая ступень» в предисловии. Выходит брошюра Бекетова и многие другие. В знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1892г.) включена правдивая статья Бекетова о вегетарианстве. Второе издание Брокгауза и Эфрона (1912 г.) уже знакомит с историей вегетарианства с античных времен и сообщает, что лакто вегетарианская пища (согласно исследованиям французского физиолога И. Лефевра) полноценна и равноценна смешанному рациону. До 1917 г. в России выходило три журнала по вегетарианству.
      Но, к великому сожалению, русские вегетарианцы до событий 1914 – 1917гг. не успели создать ВСЕРОССИЙСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЕГЕТАРИАНСТВА, решение о создании которой было принято в 1913г. 
         Интересно то, что в советское время вопрос о вегетарианстве Толстого был практически полностью закрыт. Касались этого важного вопроса в жизни гениального человека, разве только во время юбилеев, прежде всего в 1928 г. и то, очень осторожно, иносказательно или с насмешливой критикой, как это сделал Маяковский.         
     В книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» есть сцена, которая произошла и описана автором во время его первой встречи с Толстым, в Туле, 31 октября 1893 г.
«В это время подавали жаркое.
- Лев Николаевич! Не хотите ли кусочек мяса? – дразнили дети и взрослые вегетарианца Толстого.
- Хочу! – пошутил Л.Н.
Тут со всех концов стола полетели огромные куски говядины. При общем хохоте знаменитый вегетарианец отрезал крошечный кусочек мяса, стал жевать и с трудом проглотив его, отложил вилку и ножик:
- Не могу есть труп! Это отрава! Бросьте мясо, и только тогда, вы поймете, что такое хорошее расположение духа, свежая голова!»
       Все чаще, Толстой записывает мысли о преимуществах воздержанности и простоты во всем и в том числе – в еде:
- Никогда не бывал нездоров от того, что не доел, а всегда от того, что переел. (1855 г.)
- Вина не пью. Не надо пить вина и режим негорячительный постоянно. (1857 г)
- Нынче первый день здоров. Ел очень мало, неужели это только от объеденья?! С нынешнего дня попробую и запишу. (1865 г.)
       Результаты этого умеренного режима питания показались Толстому настолько важными, что он сообщает о них своему тестю А.Е. Берсу, состоявшему врачом в московской дворцовой конторе: «Мне пришло в голову сделать над собой опыт самой строгой диеты. Я начал 6 дней, тому назад. Кроме того, я каждый день обтираюсь весь, водой и делаю гимнастику. 6 дней я стараюсь есть как можно меньше, так, что чувствую голод, не пью ничего, кроме воды с полрюмкой вина, и 6 дней я совсем другой человек. Я свеж, весел, голова ясна, я работаю – пишу по 5-6 часов в день, сплю прекрасно и все прекрасно… Кстати, петербургский профессор Н.Н. Зимин утверждает, что 99 из 100 болезней происходят от объедения. Я думаю, что это великая истина, которая никому не приходит в голову и никого не поражает, только потому, что она слишком проста».
     В 1886 г. Толстой работает над социально-критическим трактатом «Так что же нам делать?», к созданию которого, его подвигло посещение одной московской ночлежки. Он выступает против роскоши правящих классов, объедающихся «филеями и осетринами». Он сообщает, что сделал физический труд нормой своей жизни, и с тех пор, пища и потребность в качестве пищи совершенно изменились: «Вместо  сладкого, жирного, утонченного, сложного, пряного, на что тянуло прежде, стала нужна и более всего приятна самая простая пища: щи, каша, черный хлеб, чай вприкуску».
      Об излишествах в жизни людей Толстой говорит на примере описания дня типичного представителя «верхнего слоя»: «…После обязательного одевания начинается день обыкновенной едой, пьется приготовленный прислугой чай или кофе, с большим количеством сахара, едят булки, хлеб первого сорта, пшеничной муки, с большим количеством масла, иногда свиного мяса. Мужчины большей частью при этом курят папиросы или сигары и затем читают газету свежую, только что принесенную. Потом хождение из дома на службу или по делам или езда в экипажах, нарочно существующих для перевозки этих людей. Потом завтрак из убитых животных, птиц, рыб, потом обед такой же, при большой скромности из 3-х блюд – сладкое блюдо, кофе. Потом игра – карты и игра – музыка или театр, чтение или беседа в мягких пружинных креслах, при усиленном и смягченном свете свечи, газа, электричества, - опять чай, опять еда, ужин и опять постель…»
       По мнению Толстого в нравственном состоянии высших классов виновна система воспитания. Он утверждает, что во всех разговорах и во всех слоях общества еда находится в центре внимания: «Удовлетворение потребностей имеет пределы, но удовольствие не имеет их».;Образцовые классы представляют себе счастье и здоровье во вкусной, питательной, легко перевариваемой пище, хотя стараются скрыть это…;«Музей, библиотека, парламент – как интересно! А где будем обедать? Кто лучше кормит?»
      В качестве главных пороков Толстой клеймит ОБЖОРСТВО, ПРАЗДНОСТЬ и ПЛОТСКУЮ ЛЮБОВЬ. Главный интерес большинства людей – это удовлетворение вкуса, удовольствие еды, жранье.
      Толстой пишет, что готовность к воздержанию – это есть первая предпосылка христианского самосовершенствования, она и есть первая ступень ко всякой доброй жизни.

                ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
      
     Толстой утверждает, что, отстаивая мясное питание, противники вегетарианства как-то лукаво обходят чудовищную мясорубку, кровавую гильотину скотобойни, куда как на адову муку ведут и где как в адовой пропасти перемалываются миллиарды нежных жизней братьев наших меньших по планете Земля. Но и перемалываются души и судьбы тех людей и их потомков, которых безнравственное общество ставит выполнять постыдную кровавую работу.
     Толстой несколько раз посещает бойню животных в Туле, о чем старшая дочь Татьяна  запишет в своих воспоминаниях:;папа сегодня дачным поездом ездил в Тулу на бойню и рассказывал нам про это. Это ужасно и я думаю, довольно папиного рассказа, чтобы перестать есть мясо;. Из дневника Софьи Андреевны, жены великого писателя: «Левочка был в Туле, ходил на бойню быков и рассказывал нам с большим волнением, какое это ужасное зрелище, как быки боятся, когда их ведут, и как с них дерут уже с головы кожу, когда они еще живы, когда дергают ногами и не издохли… Поистине это ужасно!!!».
     А вот что пишет сам Толстой: «Был на бойне. Тащат за рога, винтят хвосты, так что хрустят хрящи, не попадают сразу, а когда попадают, он бьется, а они режут горло, выпуская кровь в тазы, потом сдирают кожу с головы. Голова обнаженная от кожи, с закушенным от невыносимой боли языком, обращена кверху, а живот и ноги бьются, бьются… Мясники сердятся на них за то, что они не скоро умирают. А прасола-мясники уже снуют около них туда-сюда  с озабоченными лицами, занятые своими расчетами (считая выручку)».
     И вот уже на одном дыхании из-под пера великого человека выходит статья;Первая ступень;, о которой Толстой пишет в письме к И.И.Горбунову-Посадову: «…написал начерно всю статью о вегетарианстве, обжорстве, воздержании». Для дальнейшего издания Толстой отправляет рукопись своему другу и неизменному секретарю Черткову с просьбой в примечании к статье поместить список самых лучших книг и брошюр о вегетарианстве, составленных учеными и врачами. (Впрочем, как и всегда, вмешалась цензура, вычеркивая места о христианстве и о роскоши высших классов).
      В основу статьи Толстого «Первая ступень» положена идея всеобщего царства мира на Земле. По мнению писателя, каждый отдельный человек может сделать первый шаг на пути к этому царству, если он вступит в новые отношения  с животными, если он откажется от мясного питания. В этой поистине бесценной статье, разделенной на 10 глав, Толстой говорит о нравственной жизни, обращая внимание на то, что Христианство, в отличие от язычества всегда требует бесконечного самосовершенствования и личных усилий для достижения этой светлой цели.
      Еще в старину первой добродетелью считалось воздержание. К сожалению, в умах людей произошло смещение понятий и даже образованные люди считают, что привычки комфорта не только не вредны, но и хороши. В поэзии и особенно романах 18-19 вв. прославляются развратные тунеядцы. Толстой называет при этом Чарльза Байрона, Мопассана и др. Он называет имена А.И.Герцена и Н.П.Огарева как образованных представителей высших классов, говорящих о совершенствовании, святой дружбе, любви, о  служении науке, человечеству и, тут же, спокойно пишут о собственном пристрастии к спиртному и распутстве, как о чем-то, самом естественном, в жизни. Незадолго до этого, Лев Николаевич читал их переписку.
      В 10-й главе «Первой ступени» Толстой, подводя итог, пишет, что питание мясом никак не необходимо, а «Те, которые сомневаются в этом, пусть прочтут те многочисленные, составленные учеными и врачами, книги об этом предмете, в которых доказывается, что мясо не нужно для питания человека. И пусть не слушают тех ветхозаветных врачей, которые отстаивают необходимость питания мясом только потому, что это признавали очень долго их предшественники и они сами; ОТСТАИВАЮТ С УПОРСТВОМ, С НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ, КАК ОТСТАИВАЮТ ВСЕГДА ВСЕ СТАРОЕ, ОТЖИВШЕЕ», Но ведь и Бекетов и Чернышевский возложили ответственность за упорное отстаивание мясного питания на современную науку.
     Толстой пишет, что готовность к воздержанию – это есть первая предпосылка христианского самосовершенствования, она и есть ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КО ВСЯКОЙ ДОБРОЙ ЖИЗНИ.
      Опубликовав статью «Первая ступень»,  Толстой продолжает проповедовать вегетарианство; он пропагандирует его, где только возможно. Он приветствует основание вегетарианских обществ в России и др. странах. В 1903г. Толстой  в изд-ве «Посредник» публикует собрание 250 высказываний философов, поэтов и видных ученых о вегетарианстве и воздержании под названием «Безубойное
питание или вегетарианство. Мысли разных писателей», где представлены Плутарх, Овидий, Руссо, Ламартин, Сенека и многие-многие другие.
      В 1906-1907 гг.
Толстой также собрал в «круге чтения» литературные тексты, пропагандирующие сострадание к животным и отказ от мясной пищи.
      1-го февраля 1894г. Толстой лично знакомится с Бекетовым. Льва Николаевича приглашают на заключительное заседание 9 съезда естествоиспытателей и врачей в Москве. Его настойчиво попросили занять место в президиуме рядом с профессорами и приглашенные студенты, увидев Толстого, разразились бурей восторженных аплодисментов. Он же сидел неподвижно в простой поддевке коричневого цвета в гуще несчетных фраков…рядом с профессорами Бекетовым и Тимирязевым.


        СЕМЬЯ  Л.Н. ТОЛСТОГО

      Конечно, такое погружение Л.Н.Толстого в тему вегетарианства не могло не отразиться на членах его многочисленной семьи. Из 13 членов семьи несколько человек переходят на вегетарианство, среди них две дочери (Татьяна и Мария), сын (Лев, который был убежденным вегетарианцем, выступал с докладами на эту тему, а в книге «Моя гигиена» он даже выступил как «веганец»), перешли на вегетарианство и племянницы Льва Николаевича. Прочитав труд А.Н.Бекетова, Софья Андреевна, супруга Льва Николаевича пишет в своем дневнике: «Он (Бекетов) предсказывает всемирное вегетарианство на Земле и он, пожалуй, прав!». Она вместе с дочерью и даже сам Лев Николаевич принимают активное участие в переводе с английского - на русский язык книг по вегетарианству.
      В 1892г. Толстой знакомится с семидесятилетним шведом Абрамом фон Бунде. Будучи довольно богатым коммерсантом, владельцем домов, швед все свое богатство до последней копейки раздает бедным и начинает странствовать по свету. Об этой незабываемой встрече Толстой пишет своей жене Софье Андреевне: «Он немного на меня похож – проповедник жизни по закону природы. Он вегетарианец без, молока и яиц, предпочитает все сырое, ходит босой, спит на полу». И уже в другом послании жене: «…ВЕГЕТАРИАНСТВО, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНО НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ ЗДОРОВЬЯ, ВСЕГДА СВЯЗЫВАЕТСЯ С ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫМИ ВЗГЛЯДАМИ НА ЖИЗНЬ».
      Вспоминает дочь Льва Николаевича Татьяна: «У нас в гостях был швед фон Бунде. Когда я предложила ему отведать молока, швед сказал: «Моя мать давно умерла, это единственное молоко, на которое я имел право, а коровье молоко принадлежит теленку».
      В 1895г. Толстой пишет своему младшему шестнадцатилетнему сыну Михаилу: «нам дана пища – радость вкуса, развивающегося от труда и воздержания. Корка черного хлеба съедается с большим наслаждением, если голоден, чем ананасы и трюфели. И человек устраивает себе жизнь так, что никогда не голоден и, если пряной, жирной, искусственной пищей портит себе вкус, то часто он совсем лишается всякого удовольствия от еды».
      В 1895 г. московский дом Толстых посетил Ульрих Шооп из Цюриха, вот, что он пишет об этом посещении: «…граф, рассказывая между тем о своем образе жизни, зажег спиртовку и стал заваривать кашу, т.е. налил воду в кастрюльку и прибавил столовую ложку овсяной муки, взятой из таинственной жестяной коробочки: «Вы, наверное, удивитесь, что моя пища обходится мне всего в 4 копейки в день; но это действительно так».
      Мне кажется, я все еще вижу его перед собой, здорового, остроумного человека, моральные проповеди которого отнюдь не результат потери сил; вижу, как он с ложкой, время от времени, пробуя варево, стоит перед маленькой спиртовкой и рассказывает приятным голосом, что, конечно, овсяная мука стоила бы ему гораздо дороже, если бы ему надо было ее покупать; но он ведь счастлив тем, что сам сеет овес в поле.
      «Вы обязательно должны отведать моей овсянки», - говорит он и без обиняков, ставит передо мной тарелочку, до краев наполненную приятно пахнущей овсянкой. И у этой овсянки был только тот недостаток, что она была слишком горячей.
     Потом он продолжил разговор о еде, заметив, что уже годами пища его состоит только из свежих и сушеных фруктов, овсянки и хлеба и всё это продукты, выращенные в Ясной Поляне. Именно строгой диете и чисто вегетарианскому образу жизни он приписывает заслугу своего избавления от долголетнего, очень мучительного заболевания почек и то, что его общее состояние теперь гораздо лучше, чем прежде».
     Также Толстому казалось невыносимым то, что в господском доме столь много хлопочут о, как можно более, изысканном и рафинированном столе, в то время, как кругом царят крайняя бедность, а порой и голод.
     Его возмущало то, что выражение «посадить на хлеб и воду» считалось обозначением жестокого наказания. Ведь «человек может питаться одним хлебом и быть довольным, а может человек обедать шесть блюд и не работать и быть недовольным своей судьбой».
     С апреля по июнь 1892г. Толстой организовал в рязанской губернии деятельную помощь голодающим мужикам. Раздавали ржаной хлеб, щи без мяса, слегка приправленные постным маслом, похлебку картофельную или же горох. Пшенную кашу, овсяный кисель, свекольник. Поддерживали Толстого в этой работе жена, трое их детей и племянница Вера (все вегетарианцы). В общей сложности, Толстой организовал в этой губернии 212 вегетарианских столовых.
     В Ясную Поляну, в последние годы жизни Толстого, к нему для беседы, приезжает много посетителей, среди них И.И.Мечников, Л.Н.Андреев, М.В.Нестеров, И.Е.Репин, Паоло Трубецкой, Т.Г.Масарик и др. А ранее – это А.И.Герцен, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др.
    Вот отрывки из этих встреч-бесед:
   - В народе строго соблюдаются посты, постятся большую половину года: четыре поста –  Великий, Петровский, Успенский и Филипповский – 24 недели, потом 56 сред, пятниц и несколько праздников.
   - По воспоминаниям В.Ф.Булгакова: Льву Николаевичу рассказали, что в Москве выставку мясную и скота освящали молебном, а городской голова даже выпил за процветание боен. На что Толстой с горечью заметил: « Как где какая гадость, без молебна не обойтись».
   - И другие высказывания Толстого в эти годы: «Много едим – четыре блюда. Должно быть, довольно двух».
   - Двоюродный племянник Толстого мальчик Миша (тоже вегетарианец) однажды увидев рыбу на столе, воскликнул: «Ведь как живая!». – «Дети насилием учатся есть мясо, по природе они вегетарианцы».
      В июле 1909г. Толстой диктует для своих внуков на фонограф сказку «ВОЛК»: «Был один мальчик и он очень любил есть цыплят и очень боялся волков.
      И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами, и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
      Мальчик испугался и закричал: «Ай, ай! Он съест меня!»
      Волк говорит: «Я тебя не съем, а с тобой сначала поговорю».
      И говорит волк: «Ты боишься, что я тебя съем. А сам, ты, что же делаешь? Ты любишь кушать цыплят?»
   - Люблю.
   - А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро – пойди, посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезает их горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это? – говорит волк.
     Мальчик говорит: «Я не видел».
   - А не видел, так ты посмотри. Но для меня ты такой же цыпленок и сейчас я тебя съем.
 Волк бросился на мальчика, мальчик испугался и закричал: «Ай, ай, ай!», - закричал и проснулся.
    И с тех пор мальчик перестал есть мясо – не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур, ни цыплят.

    На вопрос сына Льва Львовича: «Что было бы, если бы не топили щенят, не резали домашних животных? Как бы они расплодились?!» Лев Николаевич спокойно ответил: «Что касается домашних животных, их не надо разводить через меры. Дикие сами себя ограничивают».
     Свое отношение к животным Толстой выражает в повести «Холстомер». (В конце прошлого века эту пьесу под названием "История лошади" гениально поставил в БДТ Петербурга режиссер Георгий Товстоногов).
     Мышей, попавших в мышеловку, Толстой относит и выпускает в старом дубовом лесу. На замечание жены, что они возвращаются, Толстой с уверенностью отвечает: «Это не те – другие». Так же поступал и Антон Павлович Чехов. Мышей, попавших в мышеловку, он сначала долго кормил и отпускал их в сад только тогда, когда становилось тепло.
    Однажды за обедом Софья Андреевна сказала:
   - Я курочек очень люблю.
   - Только они того не любят, потому что их режут, - заметил Лев Николаевич.
    Раз как-то осенью, когда Толстой остался в Ясной Поляне один с двумя дочерьми, в гости пожаловала тетя по имени Татьяна. Она любила хорошо поесть, а особенно любила мясо. Толстой сказал дочерям, что сам позаботится об обеде для тети. Настало время обеда, все пришли к столу, и что же… на тарелке, предназначенной для тети, лежал огромный кухонный нож, а к ее стулу была привязана живая курица. Бедная птица билась и тянула за собой стул.
   - Видишь, зная, что ты любишь есть живые существа, мы тебе приготовили цыпленка. Никто из нас не может его убить – сделай это сама», - сказал Лев Николаевич. Тетя попробовала все перевести в шутку и, обратившись к девочкам, сама скомандовала: «Таня, Маша, сейчас же отвяжите бедную птицу и верните ей свободу». В этот день тетя впервые в своей жизни с аппетитом ела вегетарианские блюда: макароны, овощи, фрукты. Этой своей «шуткой» Толстой выразил протест против косвенного убийства.
    По воспоминаниям Маковицкого в 1906 г. : «За обедом обсуждался вопрос о вегетарианстве, обсуждался долго и многими людьми. Лев Николаевич вдруг сказал: «Больше всего помешало мне в утренней работе резание курицы. Ее крик, битье о землю, обтирание кровавого ножа о траву. Как это можно делать – курицу есть!»
    На возражения такого рода: «Все-таки вкусно» или «Попробуй прислуге мяса не дай?» Лев Николаевич заговорил с такой трогательностью и таким огорчением, что у него перехватило горло, и слезы стояли в глазах: «Это их дело – сами едят ли мясо, режут ли для себя. Но не надо их заставлять для других».
    - На вопрос, как вы себя чувствуете, Толстой ответил: «Прекрасно! Воздерживаюсь в пище. Хорошо думается. Радуешься жизни».
    В имение Толстого приехал граф Павел Трубецкой с женой, оба вегетарианцы и рассказывали, как дружно общаются вместе у него волк, лайка и ягненок – вместе живут, вместе играют. Трубецкой сказал: «я очень люблю животных и люблю лепить их. Идеал жизни я вижу в том, чтобы стать как можно ближе к животным, которые обходятся без разных человеческих подлостей и без вредоносных людских учреждений». На что Лев Николаевич ответил: «Идеал – любить животных. Среди людей много дурных обычаев, отсутствующих у животных, но зато у людей есть и то, что ставит их выше животных: БЕСКОНЕЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ».
    В 1910 г. Толстой встречался с профессором из Японии Масуторо Кониси из Киото, говорили о мясоедении в Японии. Кониси рассказал, что мясоедение в Японии развилось в последнее время. Крестьяне же и более старинного склада люди не только не едят мяса, но и молоко не пьют. Одни телята пользуются молоком.  Потребление мяса в Японии началось с открытием Японии Западом после 1868г. и началом так называемого просвещения через внедрение технической и духовной культуры Европы и Северной Америки. До этого потребление мяса было крайне незначительным из-за буддизма. А также потому, что при высокой плотности населения  всё сельскохозяйственное производство было направлено непосредственно на нужды питания человека, а не животноводство. В Японии, где не имеют коров,  детей, у которых умерли матери, кормят рисовым отваром. В Маньчжурии коровы имеются, но их никогда не доят.

А используют, подковывая, для работы как быков, иногда для перевозки. В этом же году Толстой встречался с детским врачом из приюта, который подтвердил, что дети, которые не переносят молока от рождения, вскармливаются шпинатом и клюквенным киселем, - и прекрасные результаты.
    Много было встреч, бесед о вегетарианстве в Ясной поляне и за ее пределами, много сделал, написал и заложил в этом направлении великий писатель Толстой. Не всегда его понимали даже самые близкие люди. В первое время особенно беспокоилась его супруга Софья Андреевна. Она вела регулярные дневники, откуда мы многое знаем о жизни Толстого. Вот одна из ранних записей: «Вчера и сегодня он шил себе башмаки; по утрам он пишет свою статью, питается очень дурно, ни молока, ни яиц, ни кумыса не пьет. Набивает желудок хлебом, грибным супом и кофе, ржаным или цикорным. Сегодня я думала о нем; мне радостно было бы видеть его здоровым.
    Тем не менее, Толстой любил экскурсии на велосипеде, чтобы быть в форме. Он выучился езде на велосипеде в 60 лет, кроме того, купался в холодной воде, приобрел гири, с которыми делал гимнастику. Есть такое воспоминание о силе Льва Николаевича, которое в 1909г. оставил в своем дневнике Душан Петрович Маковицкий, который был домашним врачом Толстых: «Лев Николаевич боролся сегодня с Александрой Львовной, а потом со мной, облокотившись на стол, кто кого перетянет. И ОБОИХ ПОБЕДИЛ! КАК ОН СИЛЕН В 80 ЛЕТ!»
    Закончить рассказ о семье Л.Н.Толстого можно воспоминаниями дочери Татьяны Львовне Сухотиной -Толстой о своих родителях: «Мама пережила отца на девять лет и то, о чем мечтал для неё муж, частично исполнилось. Теперь ей стали менее чужды мировоззрения нашего отца. ОНА СТАЛА ВЕГЕТАРИАНКОЙ!»

              СТАТЬЯ  "ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ" В РОССИИ И НА ЗАПАДЕ

     Статья вызвала огромный резонанс. Например, известный художник Николай Ге пишет Толстому: «…Прочел вашу «Первую ступень с большой радостью. Это одна из самых сильных и самых красивых ваших вещей. Хорошо, очень хорошо!».
     Некий 32-х летний священник сообщает, что «Первая ступень» Толстого не только освободила его от ложно привитой с детства привычки есть мясо, но и заставила сознательно отнестись к другим вопросам жизни.  Вегетарианское движение в Болгарии испытало огромный подъем.
     На международном съезде вегетарианцев в 1900г. в Париже, секретарь французского общества вегетарианцев вместо своей речи, зачитал вслух отрывок из статьи Толстого.
     Английское вегетарианское общество послало Толстому благодарственное письмо.
     В Германии Толстой подписал воззвание, поддерживающего создание  «германского вегетарианского союза».
     И в царской России «Первая ступень» заложила фундамент для развития вегетарианского движения. Распространение брошюры дало толчок к зарождению вегетарианских обществ в Петербурге, Киеве, на Кавказе, Туркестане, Сибири.
     Тот факт, что автор «Войны и мира» и «Анны Карениной» в середине 1880-х годов перешел к вегетарианскому образу жизни и убежденно объявлял себя его сторонником, произвел впечатление на многих и многих и дал толчок к распространению вегетарианского движения в России. И даже в Западной Европе, где вскоре стали ссылаться на пример Толстого намного чаще, чем например, Бернарда Шоу.
     Решение Толстого повсеместно обсуждалось на страницах газет и журналов. Оно оставило большой след в мемуарной литературе. В одной из статей по случаю 80-летия Толстого, писатель был назван «Солнцем вегетарианского мира».
     Приверженцы вегетарианства надеялись на то, что после периода тайного и явного подавления вегетарианства при царизме, с победой октябрьской революции наступит время, когда эта сторона личности Толстого получит всеобщее признание, оказывая широкое воздействие на общество. Маковицкий пишет письмо первому народному комиссару просвещения Луначарскому с просьбой включить в учебные программы советских школ книги для чтения и работы Толстого.

     Но в советское время вопрос о вегетарианстве Толстого был, практически, полностью закрыт.      
     Тем не менее, в России в конце ХIХ в. число сторонников вегетарианского питания достигало нескольких десятков тысяч человек.  Открылись вегетарианские общества, вегетарианские столовые.
     Известно, что еще и в 20-е годы двадцатого века в России вегетарианские столовые плодились, как грибы после дождя. Обстановка там была доброжелательная, чистенько, готовили вкусно и разнообразно. В одной из таких московских столовых работала простая деревенская баба, которая пекла такие пироги и тушила такую капусту, что оторваться было невозможно. В этой столовой были свои завсегдатаи, одним из которых был известный художник Илья Ефимович Репин, который был одним из убеждённых вегетарианцев. Они с женой часто собирали друзей на вегетарианские обеды в своём доме в Репино под Петербургом (Пенаты).
     Февральская революция была встречена с восхищением. Новое правительство отменило смертную казнь, что дало надежду на отмену ее и для животных. Последователи Толстого воспользовались восьмью месяцами между  революциями, чтобы опубликовать как можно больше религиозных статей Толстого. В издательстве «Посредник» вышло 63 брошюры Толстого, адресованные широким массам; среди них было много по вегетарианству.
     Вегетарианцы по всем городам еще продолжали свою деятельность (встречи, доклады, выступления), но им уже чинились серьезные препятствия. Советская власть все более оттягивала рассмотрение проекта устава московского вегетарианского общества, которое с 1917 г. стало носить имя Толстого; а весной 1929г. последовал окончательный запрет. В этом же году многочисленные члены вегетарианского общества были арестованы и сосланы на Соловки.
Во времена НЭПа толстовских коммун были сотни. Они практиковали вегетарианство, имели различные формы организации, очень успешно занимались сельским хозяйством, получали первые премии на с-х выставках, но под предлогом борьбы с кулачеством, подверглись жестким гонениям.
     Прежде, чем вегетарианцы в России смогли вновь организовать вегетарианские общества прошло несколько десятков лет. Интерес к вегетарианству, долгое время подавлявшийся, стал расти вновь с 1990-х годов.
     В 1989г. было зарегистрировано «Вегетарианское общество Москвы» и в том же году – при экологическом фонде СССР «Вегетарианское общество СССР».
 
     В настоящее время в России, на юге Красноярского края, существует Община, аналога которой нет в мире. Начало становления Общины пришлось на 90-е годы и  было довольно скромным по самым необходимым предметам быта, одежды и, конечно, питания.
     Люди старались всё вырастить своими силами: собирали дары тайги, засевали совместные гречишные поля, пекли на печи лепёшки из выращенного своими руками зерна. И до сих пор они придерживаются того образа жизни и того питания, которое выбрали для себя однажды и уже навсегда.
     Это питание и образ жизни подвижников - умеренность, постоянный труд, жизнь в гармонии с природой, работа над своим внутренним миром и связь души с Богом! Глаза, лица, улыбки людей, которые выбрали умеренность во всём, кроме проявления любви к миру, отличаются от тех людей, кто употребляет убойную пищу, взбадривает себя алкоголем и табаком, загнан страхом потерять работу, страхом за будущее своих детей.
     Медики, диетологи, психологи и многие другие учёные уже проявляют искренний интерес к людям из Общины Виссариона и пишут много прекрасных трудов и художественных книг о зарождении и становлении самого большого экологического поселения.

     НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В СИБИРСКОЕ ЭКОПОСЕЛЕНИЕ ВЕГАНОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ И.Л. МЕДКОВОЙ.(Из материалов исследования).

     (Ирина Львовна Медкова - Чл. кор. академии наук, доктор медицинских наук, профессор, автор нескольких книг по вегетарианскому питанию. Она создала и возглавила Медицинский научно-практический центр при Российском вегетарианском обществе. По ее методикам в одной из клиник Москвы проводилось лечение пищей без мяса гипертонической болезни, органов пищеварения, что дало потрясающие результаты).

     В начале 90-х годов в Сибири (Красноярский край) возникло самое большое в России поселение веганов (более 3000 человек), объединенных по религиозным мотивам. Веганство - это вариант вегетарианства, системы питания, не допускающей потребления в пищу продуктов убоя - мяса, рыбы, птицы. Веганы исключают также молочные продукты и яйца.
     Образ жизни членов Общины вызвал беспокойство у ряда государственных и общественных организаций, что и послужило мотивом для создания специальной экспедиции с целью всестороннего изучения состояния здоровья, условий жизни и характера питания членов этого поселения.

     Научно - практическим медицинским центром Вегетарианского общества (Москва) совместно с институтом медицинских проблем Севера СО РАМН в 1996 году была сформирована бригада врачей, в которую входили терапевт, гастроэнтеролог, нефролог, психоневролог, врач по ультразвуковой диагностике, врач-лаборант, врач-диетолог, а также фельдшер-лаборант и инженер-программист.
     Впервые изучались состояния здоровья, условия жизни и характер питания 84 человек из сибирского поселения веганов (Красноярский край) и 26 местных жителей,  находящихся на традиционном смешанном рационе питания (контрольная группа). Были проведены анкетирование, клинико - диагностические и лабораторные исследования. Обследованные (веганы и контроль) были разделены на три возрастные группы (18-39 лет, 40-59 лет, 60-74 года).
     Анкетные данные свидетельствуют, что обследованные веганы в прошлом были городскими жителями и проживали в других климато-географических зонах. 55% имеют высшее образование (среди них несколько докторов и кандидатов наук), 27% - средне специальное образование (в том числе - 4% медицинские работники).
Профессиональная ориентация веганов представлена достаточно разнообразно от шофёра до архитектора, от пчеловода до инженера-физика, от врача до командира подводной лодки.
     Переехав в Общину, многие из них переквалифицировались и начали заниматься сельским хозяйством, строительством, народными промыслами. Несмотря на скромные бытовые условия на этапе становления Общины, отмечается положительный эмоциональный фон и огромный энтузиазм.
     Веганский стаж обследуемых составлял от 0,5 до 5 лет. Все они перешли на вегетарианское питание по соображениям религиозно-этического характера. Веганы ведут здоровый образ жизни - никто не курит и не употребляет алкоголь. Причём ранее курили 21%, а спиртные напитки употребляли 76%.

     Изменения характера питания и постоянная физическая нагрузка (земледелие, садоводство, плотнично-столярные работы, строительство, занятия, связанные с обработкой металла, гимнастика и хореография) привели у 76% опрошенных к снижению массы тела. При этом 35% отмечают улучшение аппетита. Изменение образа жизни помогло обследуемым в борьбе с нарушением сна: 12% ранее страдали бессонницей, в настоящее время они вообще перестали принимать снотворные препараты. 60% всех опрошенных считают, что после перехода на вегетарианский образ жизни у них значительно повысилась физическая работоспособность, (в среднем 9,7 часов). Что касается эмоционального фона, то 65% веганов отмечают, что их настроение стало более миролюбивым и спокойным, улучшились отношения в семье.
Повышенную способность переносить стресс отмечают 81% опрошенных, 68% считают, что у них реже стали возникать простудные заболевания. Вегетарианский тип питания оказал положительное влияние на функциональное состояние желудочно-кишечного тракта обследуемых.
     Данные биохимических исследований показывают, что у обследованных веганов всех возрастных групп уровень сывороточного железа находится в пределах физиологической нормы и существенно выше, чем у обследованных местных жителей.
Та же тенденция прослеживается и в отношении витамина В12, содержание которого находится в пределах физиологической нормы у всех обследованных вегетарианцев и было ниже нормы в контрольной группе (60-74 года).
     Изучение частоты встречаемости заболеваний сердечно-сосудистой системы показало, что у веганов во всех возрастных группах гипертоническая болезнь, гипертония артериальная и недостаточность мозгового кровообращения  встречается значительно реже (25%), чем в контрольной группе (66, 7%).
При переходе на вегетарианский тип питания у веганов отмечается значительная положительная динамика в течении гастроэнтерологической патологии.
     Заключая, необходимо отметить выраженное положительное влияние веганского рациона питания на показатели  обмена липидов, массу тела и состояние сердечно-сосудистой системы обследуемых. В литературе имеются многочисленные данные, подтверждающие нормализующее действие веганских и лактовегетарианских рационов на указанные параметры:
     Низкий уровень атерогенных классов липидов, идеальная масса тела, нормальные цифры АД (артериального давления), отсутствие вредных привычек - курение, употребление алкоголя, высокий уровень физиологической активности и оптимальный психоэмоциональный фон - всё это является условиями, при которых веганы не попадают в группу риска по атеросклерозу и его осложнениям.
В литературе имеются данные, свидетельствующие о дефиците витамина В12 и железа в вегетарианских рационах питания и, как следствие этого, низком содержании их в крови. Проведённые исследования этой группы веганов не выявили у них отклонений со стороны этих показателей.

       За время, прошедшее с той первой медицинской экспедиции в сибирской Общине многое изменилось. Растёт уже третье поколение вегетарианцев -  умные, крепкие, весёлые дети, которые бегают друг к другу в гости через цветущие сады, мимо больших теплиц, где растут экологичные овощи и разные сорта винограда, мимо пасеки, мимо пасущихся козочек и породистых кур. В Общине появились магазины с вегетарианскими продуктами, свои хлебопекарни, сыроварни, приспособления ручной работы для изготовления масла и других продуктов из кедрового ореха и многое другое.
     ОБЩИНА РАЗВИВАЕТСЯ! ВЕГЕТАРИАНСТВО УВЕРЕННО ИДЁТ ПО ЗЕМЛЕ!!!

     Послушайте, с каким прекрасным стихотворением к каждому из нас, обращается Пифагор:
"Полно вам, люди, себя осквернять недозволенной пищей!
Есть у вас хлебные злаки;
Под тяжестью ноши богатой сочных румяных плодов преклоняются ветви деревьев;
Гроздья на лозах висят наливные;
Коренья и травы нежные, вкусные зреют в полях;
А другие, те, что грубее, огонь умягчает и делает слаще; Чистая влага молочная и благовонные соты
Сладкого  меда, что пахнет душистой травой - тимианом,
Не запрещаются вам.
Расточительно щедро все блага вам предлагает Земля без жестоких убийств и без крови.
Вкусные блюда она вам готовит.
Лишь дикие звери голод свой мясом живым утоляют.
...И, что  за обычай преступный!
Можно ль откармливать мясом и кровью существ, нам подобных, жадное тело свое.
И, убийством другого создания, - смертью чужою - поддерживать жизнь?"


Рецензии
Спасибо! Очень познавательно.

Александр Нестерёнок   21.03.2023 16:42     Заявить о нарушении