Зелёные приключения в горах

В гости к Хулугайше. Март 2021 года

Прошёл месяц с того дня, когда мои путешественники встретили рассвет на крыше Африки. Всё чаще Мунка стал рычать, пытаясь укусить ближнего, а Курумыш откровенно заскучал: то подолгу молчал, то вздыхал о чём-то безвозвратно потерянном. Да и мне в «городе моём в царстве суеты» становилось тесно и душно.

Как известно, на больших высотах вы рискуете поймать «горняшку», болезнь, способную обессилить любого, истощить резервы даже самого подготовленного организма, и единственным средством спасения становится экстренный спуск вниз. Но, вернувшись в обыденную обыденность, многие из нас заболевают ещё сильнее, начиная хандрить на фоне «острой горной недостаточности». И в этом случае помочь может только «движение вверх».

С нетерпением ждали сотоварищи, когда прозвучит команда: «К походу тоовсь!» И она прозвучала дерзким и озорным именем горы, возвышающейся на 3015 метров над окрестностями посёлка Монды в Бурятии – Хулугайша или Воровская гора, за которую в былые времена местное население угоняло скот, заходивший с соседней Монголии.

Теплый весенний день – удачный выбор для восхождения в компании туристического клуба «Siberia_For_You38»: высокое и почти безоблачное небо, небольшой и достаточно теплый ветер благоприятствовали неспешному трекингу и любованию видами, открывающимися по мере набора высоты.

Белая гладь льда озера Хубсугул, столь часто в последнее время напоминающего о себе дрожью земли. Плюшевые просторы Хамар-Дабана, выполаживающиеся в степях Монголии. Причудливые и неповторимые формы Тункинских гольцов, где среди остроконечных пиков встречаются столы великанов. И, конечно, взгляд надолго задерживается на массиве Мунку-Сардык, безраздельно главенствующего в этих краях.

– Кто знает, Мунка, может и нам повезёт однажды подняться на эту величественную вершину, – шептал Курумыш, глядя на то, как я тяну руки в направлении Белого Гольца.
– Повезёт, обязательно поднимемся! – гордо задирал мордочку Мунка, верящий в себя и своего трусливого товарища.

Но об этом, как говорила Скарлет О'Хара, мы подумаем завтра, а сейчас, сидя на камнях Хулугайшы, мы ели мандарины и, наслаждаясь панорамой Саян, заряжали свои душевные аккумуляторы. Что ни говори, но ни один фешенебельный ресторан не предложит вам такой вид из окна, какой есть в горах!

Пробуждение Зелёного спальника. Апрель 2021 года

Идём в край безмолвия снежного,
Вослед уходящей Зиме,
В просторы покоя безбрежного,
Навстречу игривой Весне! – с воодушевлением декламировал Курумыш, заняв своё место в кармане рюкзака.
– Направление верное! – сдержанно поддерживал товарища Мунка. – Идём во владения окаменевшего великана Хамар-Дабана!

– Смотри, Мунка, бабочка! – радостно восклицал Курумыш. – Я слышал, что весна прилетает к нам на крылышках бабочек!
– Смотри лучше под ноги, – быстро возвращал Мунка своего романтика с небес на землю. – Так и норовишь выбрать лужу поглубже да грязь погуще. Одним словом, весна!

– Весна ещё слаба, чтобы подняться вместе с нами на склоны хребтов, – ворчал Курумыш каждый раз, когда мы проваливались в снег практически по пояс. – Когда же она окрепнет и растопит этот метровый слой снега?
– Всему своё время. – терпеливо объяснял товарищу Мунка, – и здесь весна ещё станет полноправной хозяйкой. Позже. Надо уметь ждать.

– Красоты много не бывает! – только и смогли сказать два товарища, глядя на одиночное выступление зелёного спальника. – Раз он вернулся, значит точно весна пришла! Впереди нас ждут ЗаМечтаТельные походные дни!

Унесённые ветром. Май 2021 года

Май промаялись два товарища, ожидая окончания сезона дождей, так некстати задержавшегося в наших краях.
– Вновь за окошком дождь и лужи, а я тебе совсем не нужен, – в унисон настроению Мунки и Курумыша скулит в шкафу зелёный спальник. – Где ты, лето долгожданное?

– Последний раз я видел лето в Саянах, – ныряет в воспоминания зелёный спальник. – Там, на окутанной туманом вершине Улябор, и состоялось наше прощание.
– Может оно уже вернулось в горы? Может оно уже ждёт тебя там, где вы расстались? – встрепенулись мои путешественники.
– Что толку говорить о возможном вкусе яблока, не начав его есть? – по-доброму ворчу я, укладывая спальник в рюкзак. – Едем вместе с туристическим клубом «Siberia_For_You38».

Солнце, подпитывая землю талым снегом, старается вовсю силу своих киловатт. Вдоль тропы то и дело встречают нас розовые соцветия бадана, среди нарождающейся сочности леса вспыхивают огоньки жарков, а синева прострелов, точечно украшающих альпийский луг цирка, может составить достойную конкуренцию небесным краскам.
И даже снег, скопившийся за долгую зиму на склонах гольцов, да откалывающийся хрустальным звоном лёд на Серебряном озере не могут охладить плещущийся в глазах восторг, подогреваемый ожиданием.
– Что день грядущий мне готовит? - вслед за героем поэмы, замерев от восхищения, шепчу, глядя на заснеженные вершины.

– Что это? – вскинув руки, мы пытаемся удержать внезапно упавшую на нас палатку.
– Упирайся спиной! – сопротивляясь новым ударам стихии, буквально собой укрепляем один из домиков трёх поросят, не давая ему улететь в долину.
А шквалистый ветер, не утихая ни на минуту, пять часов проверяет на прочность палатки и укрывшихся в них искателей лета. Ему в помощь хлещет дождь, застывая безжалостно разящими ледяными иглами.
– Держитесь, ребята! – подбадривает каждого Роман, успевая укреплять как палатки, так и нашу веру в скорое спасение. – Принимайте пополнение!
И вот нас в теремке уже вдвое больше. Наши сотоварищи, палатку которых сломал очередной шквал Горняка, и пара влюбленных, замерзающих в летних нарядах, странным образом отставшая от своей группы – всем нашлись и место, и сухое одеяло.

– Готовность 30 минут и выходим, – сообщает Роман, своим спокойствием вселяющий уверенность в каждого из нас. Под стать ему Артём и Ринат, достойно выдержавшие вызов стихии.
Но выйти из палатки и идти в спасительный лес оказалось не одно и тоже. Порыв ветра вмиг уносит вдаль накидки с рюкзаков, и, чтобы не последовать за ними, приходится основательно поработать трекинговыми палками. А вот и лес, под защитой которого мы благополучно вышли в долину.
– Лето! Где же ты долгожданное звёздное лето?

Очередное испытание пройдено. Очередной урок усвоен. Горы не прощают беспечности и учат предусмотрительности: если ты в мае идёшь в горы искать ласковое лето, то будь готов к встрече с суровой зимой.

Выход там же, где и вход. Август 2021 года

– Что за «Детский мир»? – удивлению зелёного рюкзака SV-9018, прилетевшему в сибирской край с серьёзными намерениями испытать себя в настоящем деле, не было предела.
– Ты думаешь мы игрушки, забавы ради украшающие рюкзак? – на разные голоса зашумели Мунка и Курумыш. – Мы одни из тех, с кем вместе её душа поёт, с кем она открыта и по-детски непосредственна, а в её глазах плещется счастье!
– Ты всё поймёшь, ты всё увидишь сам, – в унисон друзьям вздыхал пухом зелёный спальник. - Добро пожаловать в ЗаМечтаТельные путешествия!

Хочешь быть счастливой, будь ей! – в очередной раз собрав в рюкзак свои желания, намерения, волю и, конечно, взяв с собой «детский сад», вместе с командой туристического клуба «Дух странствий» я устремилась в Саяны, искренне надеясь на гостеприимство и благосклонность гор. Именно устремилась, оставив в городе усталость от сыпавшихся со всех сторон «надо», груз которых болезненно стал давить мне на плечи.

И пусть путь моих устремлений, ведущих вверх по тропе, не был простым, но ни ощутимый вес рюкзака, ни избыточная влажность воздуха, ни обилие назойливых насекомых не были в тягость. И даже непредсказуемый рельеф курумника был пройден, как ни странно, с азартом игрока, выбирающего оптимально результативный маршрут. А ведь природа таких перемен довольна проста, она в самой природе каждого из нас, способного в поиске счастья выбирать себя.

– Да, зелёный, что ни говори, определенно цвет её счастья! – понимающе щёлкал замками рюкзак, укрывая собой от возможных невзгод зелёный спальник после его романтично-фееричной индивидуальной программы на вершине Броненосца.
– Поверь, эта минута славы на лучших в мире подмостках стоит и тех часов, что мы поднимались, и того страха, что будет сопровождать её на спуске, – со знанием дела подытожил Мунка за себя и своего товарища.

Каждый из нас знает, что страх страху рознь. Есть страх, как ловушка, в которую попадают те из нас, кто сам себе запрещает мечтать, планировать и, главное, действовать: страшно услышать критику, ошибиться, потерпеть неудачу, потерять нажитое непосильным трудом, да и в целом напрягаться на себя. А есть страх, как страж, оберегающий нас от неосторожных и поспешных шагов: внутренняя концентрация на опыте прошлого, на том, что может быть, если... вот она сдерживает и придерживает. Взрослые ещё называют это инстинктом самосохранения.

– У тех, кто поднимается на вершины, разум и душа всегда вместе идут, одно дело делают, - надышавшись горного воздуха, настоянного на вереске и смородине, углубилась я в размышления. – Мы духом, а уж потом физической формой, сильны.
– Так-то оно так, но вот без борща на ужин и ризотто с грибами на завтрак далеко бы мы ушли на одних персиках? – очередная волна смеха прокатилась по лагерю и смешалась с облаками.

Ягодный микс. Август 2021 года

События фильма, что отснят моими глазами, разворачиваются в конце августа на высоте 2860 метров на вершине пика Стол. Вокруг на 360 градусов оригинальные декорации саянских просторов. Сверху купол безоблачного неба. На площадке тринадцать уставших, но бесконечно счастливых людей.

Сцена у зелёного рюкзака.

– В чём сила, брат? – подобно герою другого фильма Курумыш пытливо поглядывал на товарища. – В чём сила тех, кто поднимается на вершины, чтобы посмотреть на мир с высоты?
– Само собой в хорошей физической форме! – в миг отреагировал Мунка. – В крепости сухожилий и силе мышц!
– Так-то оно может и так! – неохотно согласился Курумыш. – Но сдаётся мне, что хозяйка зелёного рюкзака, в котором мы с тобой путешествуем, эту форму, собираясь на пик Стол, то ли дома забыла, то ли кому-нибудь поносить на время дала. Слышал я, как она просила вон ту жизнерадостную красавицу оставить её у камешка, а самим дальше идти.
– И ты поверил, что она остановится на полпути? – удивился Мунка. – И будет потом слушать истории о том, как её мечта сбылась у другого? Это вряд ли. Хотя я слышал, что на пути к вершине большинство сильных может отказать слабому, по их мнению, меньшинству в поддержке и оставить ждать их с победой. Так что же ответила красавица?
– Ты знаешь, я не помню дословно, – замер, словно прислушивался к себе Курумыш, – но помню, как вместе с её словами рассеялись сомнения и взамен пришла вера в себя, в свою силу.
– Правда одной своей силы порой недостаточно, чтобы прийти к цели, – пустился в размышления Мунка, вспоминая руки, которые в раз становились ступенями и даже крепкими канатами, вытягивающими тебя наверх. – Что ни говори, Курумыш, а сила каждого всё-таки в силе команды. И нам с тобой с туристическим клубом «Дух странствий» несказанно повезло.

И так кадр за кадром память воспроизводит сюжетную линию трёх счастливых дней, сочных, как ягоды шикши, обильно созревшей в ущелье реки Барун-Хандагай. Смотреть не пересмотреть. Присоединяйтесь!


Рецензии