Рассказ Барнаба, или неисповедимы твои пути господ

Рассказ
« Барнаба, или,  неисповедимы твои пути господни!»
Однажды в бане я встретил своего давнего знакомого Барнабу. Мы не виделись с ним порядка девяти лет. Когда-то мы с ним пересекались по службе в органах внутренних дел. Оба были бравыми капитанами, служили исправно, звезд с неба не хватали, себя в обиду не давали. На пенсию оба вышли в звании полковников, а дальше каждый уже пошел своим путем. Я пошел в адвокатуру, а он работал в службе безопасности банка.
Увидев его,  я удивился его внешнему виду, он был подтянут, несмотря на возраст, но самое главное меня удивило его лицо. Барнаба всегда был хмур, из- под нависших бровей смотрели колючие,  испытывающие глаза. Смотрел он всегда прямо, словно хотел проникнуть в душу собеседника. Видать на него влияла профессия, а может еще чего, что мне было неведомек.
Сейчас это был благообразный старик, у него были белые пушистые усы и аккуратно подстриженная бородка, тоже белого цвета. Но самое главное, кожа его лица была светлая, без видимых пигметных пятен. На его лице было спокойствие, взгляд его изменился. Колючесть взгляда исчезла, появилась какая-то благообразность и спокойствие, даже я бы сказал доброжелательность.
Попарившись в парной, мы пошли с ним в буфет. Я заказал себе пару кружек пива, а Барнаба вытащил откуда-то термос с чаем.
Я предложил ему по старой дружбе выпить за встречу по рюмке водки, но Барнаба вежливо отказался. Я стал допытываться, чтобы узнать причину отказа. Ведь насколько я знал Барнабу, он был большой любитель закладывать за воротник. Он пил редко, но как говорят метко. Пил он исключительно водку, запивал всегда пивом. Редко он становился пьяным, но если становился, то в нем просыпалась агрессия, он рвался драться с кем-нибудь. Причем любил драться всегда до крови. Кулаки его были как молотки, и кто попадал под них, всегда получали перелом челюсти и выбитые зубы. Его несколько раз пытались за это уволить, но всегда оставляли. Наказывали его жестоко, но оставляли. Ибо он был хорошим работником, как тогда говорили «пахарем». Он раскрывал преступления, не выходя из кабинета. Так как знал преступный мир,  как свои пять пальцев. Со многими преступниками он был знаком с детства. С логикой у него было в порядке, он всегда хвалился, что когда учился в высшей школе милиции, то он единственный решил на потоке логический квадрат.
Знаний у него хватало, он постоянно что-то читал, собеседник он был отменный. У него была куча историй, которые он мастерски рассказывал.
Конечно, он был в них главным действующим лицом. Рассказывал он интересно, где правда, а где вымысел было трудно разгадать, но это его не смущало. Даже когда его уличали в вымысле, то он ничуть не смущался, говорил, что это для красного словца.
Мы с ним пересекались редко, но метко! Пили много, я закусывал, а Барнаба запивал пивом и больше занюхивал. В конце он выпивал большую кружку пива, как он говорил, для шлифовки! Его любимой поговоркой было: «Пиво без водки-деньги на ветер!»
Барнаба был женат три раза, при чем от трех браков у него было два сына. От последнего брака у него был сын. Барнаба его безумно любил, считал его продолжателем своего рода. Последняя жена его была младше на десять лет. Барнаба очень любил ее, даже немного побаивался. Она страшно не любила его пьяные похождения, но ничего сделать с этим не могла. Каждый раз Барнаба клялся больше не пить, но срывался. Он любил компании, где мог расслабиться, пошутить, посмеяться, рассказывать свои истории. Да люди любили его, несмотря на его вспыльчивый характер в пьяном виде.
Поэтому мне было удивительно, когда он отказался от рюмки водки, да еще с кем! Со своим старым другом и собутыльником.
Конечно, я стал допытываться причину его отказа. Вначале Барнаба отнекивался, но потом сдался. И рассказал следующее:
« Ты знаешь, мой друг, я ведь и сам вначале не понял, почему я бросил. Это получилось внезапно. Я не думал бросать. Как-то меня с семьей позвали на свадьбу родственники в другой город. Поехали мы в пятницу на поезде, прибыли в город, остановились у тестя. Тесть уже был в возрасте. Меня  он любил, мы часто играли с ним в шахматы, карты, сидели до утра, беседовали на разные темы.
На следующий день пошли на свадьбу.
На свадьбе меня с супругой посадили за стол с родственниками, которые не пили спиртное. Я даже как-то внутренне обиделся за это. Но потом, где-то к середине застолья меня пересадили за стол, где, наоборот, были одни пьющие. Вот тут-то я оторвался от души. Я быстро «догнал»  их, вначале мне налили «штрафную» в стакан, я выпил до дна. Я  не пропустил ни один тост!
Но странная вещь случилась со мною, чем больше я пил, тем больше трезвел. Этого со мною никогда не было. Я ушел со стола одним из последних.
Потом нам налили еще на «посошок». Потом еще налили. Я ушел на своих двоих. Когда мы пришли домой к тестю, то еще раздавили «пузырь» водки на двоих с кайнагой,  старшим братом моей жены, который также был любитель выпить и закусить.
На следующее утро, я, супруга кайнаги, мой сын, поехали обратно на поезде в астану.
Я пошел в вагон-ресторан, попить пива, так как немного болела голова.
В вагоне почти никого не было, я сидел за столиком один и заканчивал уже третью кружку. Голова перестала болеть, было скучно, я сидел, размышлял о том, о сем.
Вдруг в вагон зашел мой сын, он осмотрелся, нашел меня, подошел и сказал: «Папа, пойдем обратно в свой вагон, и хватить пить пиво одному.»
Он посмотрел мне в глаза, в них я увидел смесь жалости и какого-то презрения. От его взгляда, мне стало нехорошо, я сразу протрезвел, допил свое пиво и пошел в вагон. Скоро мы приехали в астану. Нас встретил друг, он развез нас по домам.
Вечером, лежа на диване, я начал думать. Мне никто не мешал. Я лежал и думал: « Мне уже 55 лет, я пенсионер МВД, работаю начальником безопасности банка, все меня уважают. Единственно слабым моим местом является алкоголь, скоро по возрасту мне уже надо становиться дедушкой. Какой я пример буду подавать свои внукам? И еще мне не давал покоя взгляд сына! Этот взгляд жег мне душу!
И я принял решение больше не прикасаться к спиртному! И к куреву! Курил я только тогда, когда пил. О своем решении я не сказал никому! Это был обет, который я впервые дал себе самому.
Так прошла первая неделя, затем вторая,  третья, четвертая…
 Я со страхом ждал «ответки»  своего организма. Но странно, пить спиртное мне больше не хотелось.
 Первое время я перестал ходить в гости и на посиделки, где было спиртное. Вначале люди были в шоке от моего решения. Моя жена и сын в душе, наверное, радовались моему решению, но ничего не говорили мне. Наверное, они ждали, что я опять сорвусь. Так прошло три месяца.
 Я начал ходить в гости, от алкоголя я отказывался. Родственники и друзья недоуменно смотрели на меня, задавали вопросы, уж не заболел ли я, что-то случилось и т.д.
Я говорил, что здоров, чего и им желаю. Просто, бросил пить. Потом они привыкли, большинство перестало звать меня в гости, среди них я стал «белой вороной».
Но ничего, к этому я уже привык. Да и самому уже неохота ходить туда, где разливается спиртное. Сценарий этих застолий начал напрягать меня. Вначале все начинается чинно и благородно, затем кончается как всегда.
Теперь я уделяю больше времени семье, чтению, работе. У меня появилось хобби, я стал писать короткие рассказы. Людям вроде нравится. Но я хочу, чтобы в моих рассказах мои внуки узнали, как мы жили, наши души и чаяния, наши переживания, наши помыслы и надежды на лучшую и справедливую жизнь… И так уже прошло девять лет.»
Тут Барнаба замолчал, попрощался и ушел. Я остался один. Молча допил свое пиво и стал тоже собираться домой. Я шел и думал, может мне тоже бросить это дело?
А вы как думаете , господа?


Накас Жанапия

«11» марта 2023 года





Рецензии