Миниатюры о классическом искусстве

"ЛАОКООН"
http://proza.ru/2023/05/23/134

Особенно плодотворными оказались размышления немца Винкельмана, по своему значению далеко перешагнувшими только истолкование данной скульптурной группы. "Замечательная черта греческих шедевров -- благородная простота и спокойная величавость, как в позах, так и в выражении. Подобно тому, как море на глубине во всякое время пребывает спокойным, как бы ни бушевало на поверхности, точно так же в фигурах греков видны великая и уравновешенная душа при всех страстях"

МАЗАЧЧО. "ПОДАТЬ"
http://proza.ru/2023/03/01/169

Ни одного вразумительного объяснения этого шедевра среди искусствоведческой братии вы не найдете. Однако картина ведь была в свое время популярна, толпы людей, и не только со специальными художественными запросами, стекались во Флоренцию, только для того, чтобы посмотреть её. И поэтому если есть объяснение ее художественного смысла, то оно должно быть простым и внятным

Л. ДА ВИНЧИ. КАРИКАТУРЫ
http://proza.ru/2023/01/23/864

Эту группу рисунков лишь условно можно так назвать. Ибо карикатуры -- это намеренно искаженное изображение с целью насмеяния или усмешки. Глаз же и рука Леонардо упорно пытаются схватить и как можно точнее передать уродливые и безобразные образы. Художники, как до, так и после него нацеливались на передачу прекрасного, но Леонардо был, наверное, первым, кто упорно стремился запечатлеть безобразное сознательно и целеустремленно.

БРЕЙГЕЛЬ. "ИКАР"
http://proza.ru/2022/10/20/454

Картина Брейгеля так и называется "Икар". Тем не менее образ, давший название картине, практически не виден. Сам художник замысел картины пояснил, сделав к ней надписи: "Ни один пахарь не прервет пахоты из-за смерти человека" (En de boer ... hij ploegde voort -- И фермер пахал ее постоянную) и "Смерть ничему не может помешать". Заметим, что художник вообще иллюстрировал известные пословицы

КАРАВАДЖО. "НАРЦИСС"
http://proza.ru/2022/08/31/655

После смерти согласно мифу Нарцисс попал в подземное царство, где в качестве наказания ему было присуждено смотреть вечно на своё отражение. Вот так он любуется на себя в полной пустоте: и до чего же я красив

РУБЕНС. "ФАЭТОН"
http://proza.ru/2023/01/09/249

В картине есть то, чего нет в мифе: пятый конь (греки в колесницу запрягали четырех). И если четыре коня падают, то пятый, белый, устремлен вверх, к солнцу. Возможно, это ответ Рубенса на устоявшуюся мораль мифа. Вместо не лезь, куда не положено, художник прославляет подвиг дерзнувшего отойти от прописанных начальством путей.

ВАН ДЕЙК. "КАРЛ I НА ОХОТЕ"
http://proza.ru/2023/05/25/124

Ван Дейк сделал всё, чтобы грубого мужиковатого короля изобразить не без аристократической утонченности

ВЕЛАСКЕС.

1) "АПОЛЛОН В КУЗНЕ ВУЛКАНА"
http://proza.ru/2022/09/30/355
Аполлон, как бог высокого искусства, поучает Вулкана, бога ремёсел, к которым относились у греков и низшие рода искусств, как, скажем живопись и скульптура, как нужно создавать произведения искусства
2) "МЕНИНАС"
http://proza.ru/2023/05/17/124
Зрители, когда впервые увидели картину недоумевали: "А где здесь картина?" Веласкес, возможно, был первым из художников, кто поместил творца между изображаемым объектом и зрителем. До этого художники как бы негласно утверждали, что то, что на полотне, то и в жизни: они лишь передатчики. Веласкес же, пишет то, что он видит в зеркале, и тем самым передает своё субъективное восприятие мира
3) "АРАХНА"
http://proza.ru/2023/05/24/182
Молодость и старость. Опыт и задор. И снова картина в картине: на переднем плане то, что видит художник, а на заднем гобелен, повторяющий в мифическом обличье бытовую сценку

ПУССЕН. "ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА"
http://proza.ru/2023/05/18/151

Вовсе не о том, как поэт выводит из ада свою жену эта картина. А о том, как он, самозабвенно бренькая на лире, не замечает смертельной опасности, нависшей над ней: подкрадывающейся змеи

ПИКАССО. "МЕНИНАС"
http://proza.ru/2023/05/17/123

Одна из 58 вариаций художника на тему знаменитой картины Веласкеса. Хоть стой, хоть падай. Пикассо справедливо полагал, что мы видим не только то, что видим, но и домысливаем то, что находится на заднем плане. Вот художник и пытается на картине совместить предмет с разных точек обзора

РЕМБРАНДТ.

1) "САУЛ"
http://proza.ru/2022/12/26/216
"Вот и встретились два одиночества". Одно одиночество старое: человек во всём разуверившийся, которого музыка погружает в его невеселые мысли. Другое молодое, которое полностью погружено в свою музыку и бог знает, о чём думает при этом
2) "ДАНАЯ"
http://proza.ru/2023/05/29/182
Эта картина пережила столько приключений, что на её основе можно написать не один детектив. Так в 1985 году её облил кислотой помешавшийся на политике литовец. Но главным было то, что на картине мы видим не то, что задумал художник. То ли он сам поменял первоначальный замысел, обнаруженный ренгенпросвечиванием, то ли это сделали другие, неизвестно

ВАТТО.

1) "ЛАВКА ЖЕРСЕНА"
http://proza.ru/2022/11/17/156
В картине Ватто представил историю искусства, как он её понимает. Причём эта история не только современного художнику искусства, но и искусства вообще. Оно всегда имеет прошлое, настоящее и будущее. Прошлое -- это искусство неживое, вернее обронзовевшее, ставшее классическим. Им восхищаются, его уважают, его почитают, но оно не будирует ни чувств, ни мыслей. Это искусство помпезное, выставочное. Таким во времена Ватто было искусство эпохи Людовика XIV. А настоящее искусство -- оно здесь и сейчас. Это искусство призывает к стремлению наслаждаться жизнью, ловить момент. Таковым было при Ватто искусство рококо. А будущее -- оно всегда в тумане, оно полно ожиданий и надежд. И оно нам не известно.
2) "ЗАНЯТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ"
http://proza.ru/2023/05/18/257
Одну из девчонок, изображенных на картине, художник мог рисовать бесконечно

МЕНГС. "СУД ПАРИСА"
http://proza.ru/2022/12/12/474

Из всех красавиц самая красивая сдобненькая немочка с пацанчиком

ДАВИД. "ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК"
http://proza.ru/2022/11/03/177

В битве, прежде чем Парис успел бы принять такую красивую позу, его бы с пяток раз пронзили копьем

МАНЭ. "БАР В ФОЛИ-БЕРЖЕР"
http://proza.ru/2023/05/30/172

Что в зеркале, а что на картине, ни фига не разберешь

МАТИСС. ИЛЛЮСТРАЦИИ К "ПИСЬМАМ ПОРТУГАЛЬСКОЙ МОНАХИНИ"
http://proza.ru/2023/09/19/765

"Есть разница между художественным оформлением и иллюстрациями. Художник и писатель должны работать вместе, не смешивая свои задачи, но параллельно. Рисунок должен быть пластическим эквивалентом поэмы. Я сказал бы, что это не первая и вторая скрипка, а концертный ансамбль"

Г. ГУРКИН.

1) "НАТЮРМОТР"
http://proza.ru/2023/10/30/827
Центральным предметом натюрмотра является бюст томского просветителя Потанина, "сибирского дедушки". Рядом с бюстом цветы, как дань уважения и любви к учителю. Ну а бутыль водки и закусь явно говорят, что натюрморт, скорее всего, имел в виду поминки или день памяти
2) "СИБИРСКИЙ ДЕДУШКА"
http://proza.ru/2023/10/30/831

"СЕМЬЯ ЛЮДЕЙ"
http://proza.ru/2023/05/22/152

Фотовыставка, главной идеей которой было показать в фотографиях особенности и сходство людей разных стран и народов


Рецензии