Сцены из к-ф Network. Монологи Говарда Била

Сцены из к-ф Network. Монологи Говарда Била

Кому дозволено открыто говорить людям правду? Ответ известен давно – сумасшедшему! Но сколько людей могут услышать этого сумасшедшего, даже если он кричит с рупором перед Белым Домом? Очевидно, не так уж много. Как сказать правду миллионам людей? Для этого сумасшедший должен иметь доступ к радио, а еще лучше - к телекамере. Легко сказать. Кто его пустит туда к телекамере говорить людям правду? Оказывается, сделать это можно, если рейтинг передачи приносит доход  телесети.

Американский фильм «Network» (1976) – «Телесеть» - начинается с голоса за кадром, который сообщает, что Говард Бил (Питер Финч - Peter Finch, посмертно получил за эту роль «Оскар»), ведущий программы "Нетворк Ньюс" телесети Ю-би-эс, потерял популярность у зрителей, его рейтинг упал вдвое и 22 сентября 1975 года он был уволен, осталось отработать две недели.

Далее события развиваются весьма неожиданно: Говард Бил в прямом эфире заявляет, что покончит с собой:

- Дамы и господа, сейчас я хотел бы вам сообщить... что через две недели ухожу на пенсию... потому что у этой программы низкие рейтинги. И поскольку она - единственное, что придаёт смысл моей жизни... я решил убить себя. Я собираюсь пустить себе пулю в лоб ровно через неделю, в эфире этой программы.

Такова завязка драмы, в результате которой Говард Бил действительно будет убит в прямом эфире из-за низкого рейтинга, но много позже, после того как ему, обезумевшему, разрешат говорить правду, благодаря высокому рейтингу его обличительных филиппик, на всю страну.

Я не буду здесь пересказывать сюжет этого замечательного фильма (автор сценария, Пэдди Чаефски - Paddy Chayefsky, получил за него «Оскар»), а остановлюсь именно на обличительных монологах, поскольку произнесенное почти 50 лет назад нисколько не устарело, а как-будто взято из нынешней программы новостей.

Итак, Говарду Билу разрешили еще раз выйти в эфир, чтобы извиниться за выходку с угрозой самоубийства. Вот как Говард Бил воспользовался этой возможностью:

- Добрый вечер. Сегодня среда, Сентябрь, двадцать четвертое, и это мой последний выход в эфир. Вчера я заявил, что собираюсь прилюдно свести счёты с жизнью. Признаю, что это был безумный поступок. Скажу что произошло на самом деле: у меня просто кончилась ахинея. Ахинея - это те причины, которые мы придумываем, чтобы жить дальше. А если сами не можем их придумать, всегда можно обратиться к божьей помощи. Мы не знаем, зачем нам пробиваться...через бессмысленные страдания, унижения и гниль. Так пусть где-нибудь будет тот, кто знает. Вот что такое божья ахинея. Если вам не нравится божья ахинея, то как насчет чепухи человеческой. ...Человек - великое творение, которое само может управлять собственным миром, зачем бог? И если есть тот, кто может окинуть взором эту скотобойню, в которой мы живём, и сказать, что человек - великое творение... то поверьте мне, этот человек сам по уши в дерьме. У меня нет детей. Я был женат - 33 года визгливого истеричного надувательства. И вот, теперь у меня не осталось больше этой ахинеи. Вся ахинея кончилась, понимаете.

Это выступление Говарда Била транслировалось на всю страну и результат оказался поразительный – на другой день первые полосы газетных новостей были посвящены Говарду Билу.

- Мы только что, за один вечер расширили аудиторию на 20 или 30 миллионов! – заявляет Дайана Кристенсен (Фэй Данауэй - Faye Dunaway, «Оскар» за эту роль), амбициозная руководительница развлекательного блока программ, которая теперь готова прибрать к своим рукам и новостной блок.

- Он побьёт все рекорды! Я имею в виду 6 долларов с каждой тысячи просмотров. Я имею в виду 130 тысяч долларов за минуту. Хочешь сравняться по доходам со стрип-шоу, которые продают по 100 тыс баксов за минуту? Одна такая передача способна вытащить эту сеть из ямы, Фрэнк! – убеждает она руководителя телесети, Фрэнка Хэкета (Роберт Дюваль - Robert Duvall, номинирован на премию BAFTA за эту роль).

Руководство телесети принимает решение вернуть Говарда Била. Однако, в первые несколько дней передача теряла популярность и его уже собирались сместить, но однажды ночью к Говарду Билу пришло видение и голос был.

Вот как рассказывает телезрителям о случившемся сам Говард Бил:

- Прошлой ночью я очнулся от беспокойного сна... в начале третьего часа ночи... услышав пронзительный, шипящий, безликий голос откуда-то из моего кресла. Сначала я даже не мог его разобрать во тьме спальни. Я сказал ему:

- Извините, вам придется говорить немного громче..

Голос сказал мне: "Я хочу, чтобы ты говорил людям правду. Это непросто, ведь люди не хотят знать правды".

Я сказал: "Вы шутите? Черт возьми, откуда я знаю что правда?" Представьте, что я сижу там на изножье кровати и разговариваю с пустым креслом.
Я сказал себе: "Говард, ты какой-то полоумный разговариваешь с пустым стулом». Но голос ответил: "О правде не беспокойся. Я буду вкладывать слова в твои уста". Я спросил: "Что это, пылающий куст? Я не Моисей".
А голос ответил: "И я не Бог. Причём здесь Бог?"
И Голос сказал мне: "Мы не говорим о вечной истине, или абсолютной истине, или незыблемой истине. Мы говорим о непостоянной, преходящей, человеческий правде! Я не жду от людей быть способными к восприятию истины! Но, черт возьми, вы, по крайней мере, способны к самосохранению! Этого достаточно! Я хочу, чтобы ты пошел к людям и рассказал людям как сохранить себя -- "
Я спросил: "Почему я?"
Голос ответил: "Потому что ты на телевидении, болван. Тебе внимают 40 миллионов американцев, а после этого шоу их может стать и 50 миллионов. Ради святого, я не прошу тебя ходить по миру во власянице, проповедуя Армагеддон. Ты на ТВ, дружище. "
Я на секунду задумался... и ответил: "Ладно".

Так, обезумев, Говард Бил взял на себя ношу пророка, обличающего перед многомиллионной аудиторией пороки Америки. Его друг и непосредсивенный начальник, Макс Шумахер (Уильям Холден - William Holden, номинация на «Оскар»), пытался вернуть Говарда в чувства, запретил ему вести программу, но на другой день Говард Бил, не дожидаясь разрешения, врывается в прямой эфир с одним из своих знаменитых монологов, которые и сегодня так же верны, как 50 лет назад.

ГОВАРД БИЛ, промокший до нитки под дождем, одетый в пальто поверх пижамы, с копной седых волос, которые прядями прилипли ко лбу, сгорбленный, поднимается по ступенькам и толкает стеклянную дверь в подъезде и входит в студию, где передают новости.

И вдруг одержимое лицо ГОВАРДА БИЛА заполняет ЭКРАН МОНИТОРА.

П Е Р В Ы Й   М О Н О Л О Г   Г О В А Р Д А   Б И Л А

ГОВАРД БИЛ (НА МОНИТОРЕ):
- Мне не нужно говорить вам, что дело плохо. Все знают, что дело плохо. Это депрессия. Все или без работы, или боятся её потерять. Доллар не стоит гроша. Банки разоряются, владельцы магазинов держат под прилавком пистолет, на улицах беснуются отморозки и никто вокруг не знает, что делать, и конца этому не видно.
Мы знаем, что этим воздухом невозможно дышать, а эта еда непригодна в пищу. Мы сидим и смотрим как в телевизоре местный диктор в новостях рассказывает, что сегодня было 15 убийств и 63 тяжких преступления - как будто так и должно быть!
Мы все знаем, что дело плохо. Хуже, чем плохо. Это безумие. Вокруг сплошное безумие. Поэтому мы никуда не выходим более. Мы сидим дома, и мир, в котором мы живем, медленно сужается, становится меньше, и все, что мы просим, это пожалуйста, по крайней мере, оставьте нас в покое в наших собственных стенах.
«Оставьте мне мой тостер, мой телек, мой фен, мои гантели, и я буду молчать. Только не трогайте меня».
Но я не оставлю вас в покое. Я хочу, чтобы вы разозлились. Мне не надо, чтобы вы протестовали. Мне не надо, чтобы вы бунтовали. Мне не надо, чтобы вы писали своему конгрессмену - я не знаю, что ему писать. Я не знаю, как быть с депрессией, с инфляцией, с оборонным бюджетом, с русскими, с преступностью на улицах. Всё что я знаю - сначала вы должны разозлиться!
Вы должны сказать: «Я чертовски зол, и я не могу этого больше терпеть. Я - человек, чёрт возьми! Моя жизнь чего-то стоит!»
Я хочу, чтобы вы сейчас встали. Я хочу, чтобы вы все встали со стульев. Хочу, чтобы вы встали и подошли к окну... открыли его, высунули голову и прокричали:  «Я чертовски зол, и я не собираюсь терпеть это больше!"
Встаньте со стульев. Подойдите к окну. Откройте его. Высуньте голову и кричите, продолжайте кричать.
Но сначала вы должны разозлиться. Когда вы как следует разозлитесь, тогда мы придумаем, что делать с депрессией, с инфляцией, с ценами на нефть. Все должно измениться. Но вы не сможете ничего изменить, если не разозлитесь. Вы должны разозлиться.
Подойдите к окну. Высуньте голову и кричите:  «Я чертовски зол, и я не собираюсь терпеть это больше!"


Во время этого выступления люди по всей Америке начали открывать окна и кричать: «Я чертовски зол, и я не собираюсь терпеть это больше!"

В сентябрьском рейтинге "Шоу Говарда Била" занимало четвертое место по рейтингу - феноменальный успех для программы новостей. К середине октября "Шоу Говарда Била" охватило 42% зрителей - больше, чем было у всех остальных новостных программ вместе взятых.


Безумный Говард Бил стал звездой телесети, принося миллионные доходы. Несмотря на все его обличительные речи, его не подвергали цензуре – ведь он сумасшедший. Он был частью развлекательной индустрии.

- Дамы и господа, ну-ка вместе! Как настроение? Мы злы как черти, и больше этого терпеть не будем! Дамы и господа, "Час Нетворк Ньюс"... с Вещей Сибиллой... Джимом Веббингом, и его отделом Сущей правды. Мисс Матой Хари, и её скелетами в шкафу. Также сегодня вечером - новый выпуск "Гласа народа".

И конечно, гвоздь программы - Безумный пророк всея эфира, Говард Бил!


В Т О Р О Й   М О Н О Л О Г   Г О В А Р Д А   Б И Л А


- Эдвард Джордж Радди умер сегодня!
Эдвард Джордж Радди был председателем совета директоров... "Юнион Бродкастинг Системс"... и он умер сегодня утром, в 11 часов, от болезни сердца!
И горе нам! Мы в большой беде!
Ну, умер богатый седовласый старичок... а нам-то с вами - что с того? Почему это мы в беде?

Потому что вы... и 60 миллионов американцев слушаете меня сейчас. Потому что меньше трех процентов из вас читают книги. Потому что меньше 15 процентов из вас читают газеты. Потому что правда для вас - это то, что покажет вам этот ящик.

Уже сегодня живёт целое поколение тех... кто ничего не знает, кроме того что видел по ящику! Этот ящик - их евангелие. Божественное откровение. Этот ящик возводит и свергает президентов, римских пап и премьер-министров.

Этот ящик - самая страшная, дьявольская сила в этом безбожном мире... и горе нам, если она однажды попадёт в плохие руки!

И в том наше горе, что Эдвард Джордж Радди умер!
Ведь эта компания теперь в руках у Си-си-эй -Американской Корпорации Связи. Уже есть новый председатель - человек по имени Фрэнк Хакет, при мистере Радди сидевший на 20-м этаже.

И когда 12-я по величине корпорация... контролирует самую страшную, дьявольскую пропагандистскую силу... во всём этом безбожном мире, кто знает, какую дурь вам впарят на этом канале вместо правды!

Поэтому слушайте меня. Слушайте меня! Телевизор - это не правда. Телевизор - это хренов парк развлечений! Телевизор это цирк, карнавал, шапито с акробатами... предсказателями, танцорами, певцами, жонглёрами, уродами для интермедий, укротителями львов и футболистами!

Мы убиваем скуку за деньги! А если вам нужна правда, обратитесь к Богу! Обратитесь к своему гуру! Обратитесь к себе! Ведь это единственное место на Земле, где вы можете найти истину. Но от нас вы никогда не дождётесь правды. Мы скажем вам всё, что вы хотите слышать. Будем врать напропалую.
Мы скажем, что лейтенант Коджак всегда поймает убийцу, что ни у кого в семье Арчи Банкера быть не может рака. И неважно, в какую передрягу попал герой - не надо волноваться. Следите за временем. К концу часа он победит!

Мы скажем вам любую хрень, которую вы хотите услышать! Мы работаем с иллюзиями! Ничто из них не правда! А вы сидите там, день за днём, ночь за ночью. Любого возраста, цвета кожи и вероисповедания.

Мы - всё что вы знаете. И вы начинаете верить в иллюзии, которые мы тут разыгрываем. Вы начинаете верить, что реальность - это ящик, а не ваша жизнь. Вы делаете всё, что ящик говорит вам! Вы одеваетесь так, как в ящике, едите так, как в ящике, растите детей как в ящике, и даже думаете как этот ящик.

Это массовое помешательство! Вы - маньяки! Ради бога, вы - это реальность! Мы - это иллюзия! Поэтому выключайте свои телевизоры. Выключайте сейчас же, немедленно. Выключайте и забудьте про них. Выключайте не дослушивая мою фразу. Выключайте их!


Рецензии
Здравствуйте, Михаил. Удивлён, что по такой актуальной теме нет ни одной рецензии... Побаиваются обыватели Ваших слов... Что тут могу сказать, как "пионер"... Был в своё время в армии США один полковник... Звали его Владимир Зворыкин... Так вот на склоне лет он произнёс, наверное, самую сакраментальную фразу всей своей жизни : "Самая лучшая деталь телевизора - это его выключатель!"

Как не покажется это Вам странным, я недавно писал о том же самом... О телевидении и... Об экскрементах...
Здесь : http://proza.ru/2024/04/13/1371

Игорь Фельдшеров   14.04.2024 12:41     Заявить о нарушении