Многое начиналось с Первопроходцев
В 2016 году свет увидело второе издание этой книги. За что я благодарен руководителям ФОМ Александру Ослону и Елене Петренко, а также инициатору и мотору переиздания книги Ларисе Паутовой.
Предисловие ко второму изданию книги расположено ниже.
*****
Я с радостью откликнулся на предложение издателя написать предисловие ко второму изданию «Первопроходцев…», тем более что в первом издании моего вступительного слова не было. Тому было много причин, но я обратился за помощью к Стивену Гранту — американскому специалисту по России, хорошо знающему американскую практику опросов общественного мнения и доброму другу первого советского исследователя общественного мнения Бориса Грушина.
Минуло немногим более десяти лет после выхода первого издания этой книги. Как они прошли: быстро или медленно? Трудно ответить. Время течет неравномерно; иногда минута длится вечность, но бывает, что недели-месяцы проскальзывают незаметно. Перелистал я вновь книгу: несколько лет я в нее не заглядывал. Возникло две темы для предисловия: во-первых, почувствовалась необходимость вспомнить, как книга рождалась, а во-вторых, возникло желание посмотреть, чем оказалось заполнено для меня прошедшее после выхода книги десятилетие. Была ли эта книга лишь итогом нескольких лет мысленного общения с американскими первопроходцами мира мнений и реальных встреч с Борисом Грушиным или же она была началом чего-то нового, тогда неизвестного? И не прогнозировавшегося.
В моем электронном дневнике сохранилась запись от 14 ноября 2004 года: «Отправил Лене [Елене Серафимовне. — Прим. авт.] Петренко предложение об организации конференции в Москве по случаю 70 лет гэллаповских опросов и 45 лет - грушинских. Есть предложение к конференции издать книгу».
Вот ее ответ от 16 ноября: «Твое предложение мне кажется о-о-очень заманчивым. К сожалению, Саша [Александр Анатольевич Ослон. — Прим.авт.] подхватил какой-то жуткий вирус: лежит и болеет дома. Переговорить с ним о твоем предложении я пока не смогла. Хотя дело, по моим представлениям, прямо-таки наше».
3 декабря, от Петренко: «О книге. <...> 25 листов - нереально издать к маю.Максимум - 10–12. Среди них и грушинские проекты, и (что совсем упустил из вида) первые репрезентативные общесоюзные опросы Шляпентоха (можешь взять у него интервью) в серии “Читатель и газета”, которые были-таки сделаны на основе общенациональной вероятностной выборки, в отличие от квотной на основе грушинского креста». Наверное, через пару дней ответил я Елене: «Без энтузиазма воспринял эту весть. Но решил всё же использовать открывшуюся возможность и подготовить рукопись в 10 листов. Кто может сказать, что будет с более толстой книгой, тем более с Гэллапом? День или более думал о названии. “Первопроходцы мира мнений”».
8 декабря я получил историческое для меня письмо:
«Уважаемый Борис Зусманович! Я — редактор Вашей книги, мне позвонили из ФОМа, просили с Вами связаться. Как мне сказали, она должна быть готова к концу декабря, объем 10 листов. ФОМ очень торопится: если у Вас есть готовые куски, я могла бы начать прямо сейчас. Сообщаю на всякий случай свой телефон: <...> Мазлумянова Наталия Яковлевна».
Почему историческое? С покойной Наташей Мазлумяновой мы сделали «Первопроходцев…», а потом еще три книги; она читала многие мои статьи, она взяла у меня первое автобиографическое интервью. Такое не забывается.
3 февраля 2005 в моем дневнике отмечено: «Итак, утром договорились с Петренко о названии книги: “Полностью согласна (и Ослон согласен, что не мало!) с названием «Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина»”».
В конце марта Петренко писала: «В целом же я думаю, что ты очень умно выбрал социо-историко-биографическую стезю. Она и никем сегодня не занята, и ароматом тайны пропитана, и на популярность обречена (я уверена, что встанет вопрос о переиздании твоей книжки, ибо первые 1000 экз. разойдутся достаточно быстро)».
15 июня Мазлумянова прислала такую весть: «Книжка разойдется — вас еще ждут медные трубы. Все ваши коллеги, друзья выльют на вас море восторгов. Скажут, что вы прорубили окно в Америку, открыли для отечественных социологов почти новые для них имена, раскопали и сложили воедино, логически выстроили массу ценной информации... Дали полную панораму опросов ОМ [общественного мнения. — Прим. авт.] - и системно, и исторично... Указали полстерам их почетную роль в процессе демократизации страны... Книжка легкая в чтении и при этом потрясает своей основательностью; автор смотрится как многорукий индийский бог Шива».
Действительно, было множество добрых слов от коллег и незнакомых читателей. Что же касается «полной панорамы», то до этого было далеко, но в последующие годы мне удалось нарисовать более развернутую картину рождения и эволюции опросных методов.
Сохранилось в моем архиве и письмо, пришедшее несколькими днями позже от Дмитрия Рогозина, с которым тогда мы не были лично знакомы: «Уважаемый Борис Зусманович, на днях с огромным удовольствием прочитал Вашу новую книгу “Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина”. Хотя многие страницы мне уже были знакомы, но в общей обложке всё смотрится просто великолепно. Спасибо большое за труд! Чрезвычайно важная книга — по крайней мере, я буду обязательно ее использовать в своих лекциях. В ней заложено много идей. И просто замечательно, что Вам удалось их разместить в, казалось бы, простом биографическом жанре. Формула “от автора и его окружения” действительно сработала».
К чему я всё это процитировал? Чтобы показать, как рождалась книга, что она действительно была прорывом в нашей историко-социологической тематике и что слова, сказанные Еленой Петренко 10 лет назад, оказались пророческими. В самом деле историко-биографическая ниша была слабо заполнена, и я начал ее осваивать. А вот и время второго издания пришло.
Приятно осознавать, что эта книга — первая в моей исследовательской биографии историко-социологическая работа — открыла передо мной (или для меня) огромное поисковое пространство и предоставила мне возможности для непосредственного и мысленного общения с американскими полстерами и российскими социологами разных поколений. При этом, что мне особо дорого, я смог сохранить дружеские отношения со всеми героями-первопроходцами.
Книга «Первопроходцы…» познакомила широкий круг российских социологов (и не только их) с четырьмя американскими исследователями, заложившими принципы научной, выборочной технологии изучения общественного мнения и первыми проверившими на практике эффективность своего инструментария.
Уже в то время, когда шла работа над рассматриваемой книгой, я ввел понятие догэллаповского, гэллаповского и постгэллаповского периодов в изучении общественного мнения, но в книге эта типологизация не обсуждается. Это было сделано позже.
Первый период, вообще говоря, берёт свое начало в середине XVII века и завершается в 1936 году. В этом долгом временно;м промежутке есть важная веха — 1824 год, когда состоялась первая известная историкам науки публикация в прессе результатов небольшого, ненаучного, «соломенного» опроса электората. Указанный 1936 год потому рассматривается стартом гэллаповского этапа, что именно тогда Джордж Гэллап, Элмо Роупер, Арчибальд Кроссли и Хэдли Кэнтрил пришли — каждый своим путем — к изучению массовых установок в процессе личного интервью с относительно небольшим числом респондентов, репрезентирующих население. Вскоре после войны Роупер и Кроссли отошли от изучения электората, и в течение ряда десятилетий страна, а позже — и весь мир следили за ходом президентских выборов в США прежде всего по опросам Гэллапа. И где-то на рубеже прошлого и нынешнего веков в методологии, культуре изучения общественного мнения стало заметно появление новых элементов, наметился переход к постгэллаповскому этапу. К середине 2010-х это движение стало весьма заметным.
Сегодня можно сказать, что «Первопроходцы…» стали первой книгой, в которой рассматривались события и герои собственно гэллаповского этапа. Затем появилось несколько книг (1), в которых освещались обстоятельства становления и эволюции догэллаповского прошлого и трансформация этого периода в гэллаповский этап.
В 2008 и 2012 годах моя исследовательская практика включала в себя проведение мониторингов двух избирательных кампаний, которые в политической истории США всегда будут связаны с именем Барака Обамы. Начиная и ежедневно осуществляя мониторинг, я планировал узнать, как модифицировались методы, относимые, в моем понимании, к гэллаповскому наследию, но мне неожиданно повезло: удалось застать, наблюдать рождение постгэллаповского этапа. Еще более зримо это новое обнаруживается в процессе наблюдений за тем, как американские полстеры и псефологи анализируют избирательную кампанию 2016 года, в которой борьбу за Белый дом ведут Хиллари Клинтон и Дональд Трамп. По единодушным оценкам экспертов, текущая избирательная кампания — самая непредсказуемая в новейшей американской истории, а Трамп — политик, который может сломать каркас прогностических методов, успешно зарекомендовавших себя в последние годы. Итоги наблюдений 2008 года отражены в книгах (2). Надеюсь, что полсотни моих обстоятельных статей с анализом президентской гонки «Барак Обама — Митт Ромни» (2012) и уже свыше 300 постов о выборах 2016 года тоже когда-нибудь составят содержание нового развернутого исследования историко-методологической направленности.
Когда работа над книгой с четырьмя главами об американских полстерах подходила к концу, мне показалось оправданным включить в нее и статью о Б.А. Грушине, незадолго до того опубликованную в петербургском соци-
ологическом и маркетинговом журнале «Телескоп». Я понимал, что Грушин — из другого, нежели мои американские герои, социального пространства, из другой «географии» и другого времени. Но есть главное, что определяет близость всех, о ком рассказывает моя книга: Грушин — тоже первопроходец огромного мира мнений. Причем мнений, зарождавшихся в безгласной стране и изучавшихся Грушиным, по его словам, нещадно.
Биографическая статья о Грушине была положительно воспринята им самим и его друзьями-коллегами Б.М. Фирсовым и В.А. Ядовым, которые обратили внимание на новизну этого материала и увидели в нём не только портрет российского социолога, но и пример более широкого историко-биографического анализа. Фирсов, а вскоре и Ядов согласились рассказать мне о прожитом ими и о своей социологической деятельности. Так на рубеже 2004–2005 годов стало «само» складываться большое, многоцелевое исследование истории советской и постсоветской социологии, базирующееся на материалах интервью с учеными разных поколений. К концу лета 2016 года было проведено свыше 140 таких интервью - с теми, кто стоял у истоков послевоенной советской социологии, и с теми, кто лишь входит в социологию. В течение прошедших лет по материалам названного проекта опубликовано порядка 150 статей, несколько книг, в том числе о Б.А. Грушине (3), и закончена 9-томная книга «Современная российская социология.Историко-биографические поиски» (4).
Чем я могу объяснить, что десять лет, прошедшие после выхода в свет «Первопроходцев…» оказались столь плодотворными? Ведь удалось опубликовать большое количество книг и, как мне кажется, сформулировать интересные и многообещающие подходы к исследованию истории росийской социологии и современной технологии анализа общественного мнения?
В значительной степени это объясняется моей сконцентрированностью на разработке историко-социологической проблематики. Конечно, предметно-объектные характеристики «американского» и «российского» проектов различны, но их — в моем понимании — объединяет общность фокуса анализа: главное в науке — это исследователь; наука делается поколениями ученых, но прорывы в науке — удел относительно немногих из их числа. Поэтому мои историко-социологические работы «многолюдны», и одновременно в них высвечиваются биографии ученых, идеи и методы которых определили развитие науки на многие годы. И этот «фокус обозрения» прошлого-настоящего был впервые установлен в «Первопроходцах…».
И вторая причина — огромная, щедрая и многообразная помощь коллег. Невозможно перечислить всех, но некоторые имена я не могу не назвать: Андрей Алексеев, Борис Грушин, Гарольд Зборовский, Михаил Илле, Лариса Козлова, Игорь Кон, Александр Ослон, Елена Петренко, Валерий Фёдоров; Борис Фирсов, Анатолий Черняков, Франц Шереги, Владимир Ядов.
В 2005 году книга вышла с посвящением членам моей семьи, без внимания которых я ничего не мог бы сделать. Прошли годы. К сожалению, с нами уже нет моей тещи Валентины Яковлевны — пусть земля ей будет пухом. Моя внучка Лиза тогда лишь начала ходить в школу, а в этом году она стала студенткой колледжа университета в Беркли. Моя жена Людмила и невестка Яна всё так же мудры, стойки и терпеливы. Большое им спасибо за это...
Борис Докторов,
Фостер-Сити, Калифорния.
Сентябрь 2016 года
1. Докторов Б. З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. М.: ЦСП. 2006. URL: www.sheregi.ru/fi les/Doktorov_001_488t.pdf (доступ на 29.09.2016).; Докторов Б. З. Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. М.:ЦСП. 2006. URL: www.sheregi.ru/fi les/Doktorov_001_488t.pdf (доступ на 29.09.2016); Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. М.: ЦСП. 2008. URL: www.pseudology.org/Gallup/ReklamaOprosy.pdf (доступ на 29.09.2016); Докторов Б. Джордж Гэллап. Биография и судьба. М.: Изд-во ООО «Полиграф — Информ», 2011. URL: www.romir.ru/GGallup_ru.pdf (доступ на 29.09.2016).
2. Докторов Б. З. От соломенных опросов к постгэллаповским опросным методам. М.: Радуга, 2013. URL: www.socioprognoz.ru/publ.html?id=308# (доступ на 29.09.2016); Докторов Б. Явление Барака Обамы. Социологические наблюдения. Москва, Издательство «Европа», Институт Фонда «Общественное мнение», 2011. URL: www.fom.ru/uploads/fi les/B-Obama.pdf (доступ на 29.09.2016).
3. Докторов Б. З. Лекции по истории изучения общественного мнения: США и России: учебное пособие. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. URL: www.socioprognoz.ru/publ.html?id=340 (доступ на 29.09.2016); Докторов Б. Все мы вышли из «Грушинской шинели». К 85-летию со дня рождения Б. А. Грушина. М.: Радуга, 2014. URL: www.socioprognoz.ru/publ.html?id=370 (доступ на 29.09.2016).
4. Докторов Б. З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. В 9-ти т. [электронный ресурс] / Ред.-конс. А. Н. Алексеев, ред. электронного изд. Е. И. Григорьева. М.: ЦСПиМ. 2016. URL: www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=463 (доступ на 29.09.2016).
Свидетельство о публикации №223031100412