de omnibus dubitandum 34. 264

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ (1671-1673)

Глава 34.264. ОДНО ЦАРСКОЕ, ДРУГОЕ — ЦЕРКОВНОЕ…

 12 июня 1682 года 

    Известно, что на Руси при крещении младенцу давали имя по святцам. То есть, выбирали не произвольное имя, а имя такого святого, день памяти которого был достаточно близок к дню рождения младенца. Этот обычай, кстати, просуществовал в сельской местности вплоть до начала XX века.

    Сельские священники давали имена только по святцам, причем для мальчиков допускалось отступление от дня рождения не более, чем на неделю и только вперед (на более поздние числа календаря). Для девочек правила были мягче, поскольку женских имен в святцах гораздо меньше, и не каждый день они есть.

    Конечно, в прежние времена, а тем более в царской семье, правила могли быть несколько иными. Какими именно — легко выяснить, сравнив дни рождения царей того времени с днями их крестных имен по святцам. Но прежде чем сделать это, надо принять во внимание, что московские цари и великие князья до конца XVI века имели различные крестные и царские имена.

    В качестве царских имен в те времена брались почти всегда имена Василий или Иван. А крестные имена царей могли быть совсем другие. Например, у великого князя Василия III, отца Ивана Грозного, крестное имя было Гавриил [Герберштейн Сигизмунд. «Записки о Московии». — Москва, изд-во МГУ, 1988], с.68. У Ивана III, деда Ивана Грозного и отца Василия III, крестное имя было Тимофей. «Царь Иван III имел имя Тимофей; царь Василий III был Гавриил… царевич Дмитрий (убитый в Угличе) — не Дмитрий, а Уар; одно имя царское, другое — церковное» [Никонов В.А. «Имя и общество». — М., Наука, 1974], с.22.

    С конца XVI века руские цари начали брать в качестве царских имен свои крестные имена. И сразу же имена Василий и Иван стали редкостью в руском династическом списке. Последним Иваном в непрерывной череде Иванов-Василиев на руском престоле был Иван Грозный. После него правил Федор, потом Борис, потом Дмитрий, потом Василий, потом Романовы — Михаил, Алексей, Федор. 

    В этом ряду встречается только один Василий (Шуйский) и ни одного Ивана. Затем царем становится Петр Алексеевич вместе со своим братом Иваном Алексеевичем. Как известно, при лжеПетре (Исаакие Фридрихе Петере Гогенцоллерне – Л.С.) обычаи на Руси сильно поменялись, поэтому при выяснении вопроса о том, как давались крестные имена руским царевичам в XVI веке, мы ограничимся допетровской эпохой и самым началом правления настоящего Петра Алексеевича. А именно, остановимся на царевиче Алексее Петровиче (сыне настоящего Петра Алексеевича) и его внуке Петре II Алексеевиче.

    Воспользуемся Энциклопедическим Словарем Брокгауза-Ефрона [Еврейский «Энциклопедический Словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями. Санкт-Петербург, 1890-1907] и выпишем из него все приведенные там дни рождения московских царей и великих князей, а также их сыновей эпохи XV-XVII веков. Для некоторых государей — как, например, для Василия I, Василия II и Василия III дни рождения в Энциклопедическом Словаре не приводятся. Не приводятся они и для царевичей, не ставших царями. Исключение составляет царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного - Л.С.), убитый в Угличе. День его рождения в Словаре сообщен.

    Для каждого царя или царевича с известным (приведенным в Словаре) днем рождения и известным крестным именем выпишем его крестное имя и расхождение в днях между его днем рождения и ближайшим днем памяти святого с таким именем (днем ангела). Воспользуемся для данной цели старыми рускими святцами, приведенными, например, в издании [«Церковный календарь на 7513/2005 год». — Москва, издание Митрополии Московской и всея Руси Руской Православной Старообрядческой Церкви. Изд-во «ООО АНТИФ»].

    При этом, будем учитывать лишь имена тех святых, которые были внесены в святцы до начала XVII века. Для Ивана IV Грозного поставим  знаки вопроса, поскольку день его рождения мы как раз и собираемся выяснить. Получится следующая таблица. Все даты в ней даются по старому стилю, принятому в Росии до 1917 года.

    Из этой таблицы хорошо видно, что руским царям и великим князьям допетровской эпохи имена при крещении давались СТРОГО ПО СВЯТЦАМ. Возможные отступления от дня рождения составляли не более недели в ту или в другую сторону. Подчеркнем, что отступления допускались как вперед, так и назад, на более ранние числа календаря.  Так, например, день ангела царя Алексея Михайловича приходился на 2 дня раньше дня его рождения.

    ЕДИНСТВЕННЫМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ является царь лжеПетр I [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.]. День его рождения НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО КРЕСТНОМУ ИМЕНИ.

    Тайна имени императора лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]

    Обратимся к царствованию лжеПетра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], получившего от своих наследников на руском престоле громкое прозвище «Великого» и осыпанного восторженными похвалами историков. Считается, что именно лжеПетр I (Исаакий Фридрих Петер Гогенцоллерн – Л.С.), благодаря своим гениальным способностям руководителя, повернул, наконец, отсталую дедовскую Русь на путь европейского развития и просвещения. О лжеПетре (Исаакие Фридрихе Петере Гогенцоллерне – Л.С.) написаны бесчисленные оды, поэмы, романы. Сняты фильмы, поставлены пьесы и спектакли.

    Итак, обратимся к истории лжеПетра Первого [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]. Первый вопрос, который мы сразу же зададим, будет таким: все ли «чисто» в истории лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.]?

    Приведенная нами таблица имен руских царей и их дней рождения заставляет усомниться в этом — даже по чисто формальным соображениям.

    Как будет показано ниже, безобидное на первый взгляд несоответствие имени лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] его дню рождения является той ниточкой, потянув за которую мы можем, в конце концов, размотать клубок загадок руской истории.

    Забегая вперед, заметим, что император лжеПетр Великий [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.] был, оказывается, САМОЗВАНЦЕМ НА РУСКОМ ПРЕСТОЛЕ. Поняв это, мы сможем понять затем и объяснить многое в руской истории.

    Итак, обратимся еще раз к приведенной выше таблице соответствий между днями рождения московский государей XV-XVII веков и их крестными именами.

    Как мы уже отмечали, из общего правила выбивается только один правитель — царь лжеПетр I [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн) – Л.С.]. Для него и только для него разница между днем рождения и днем ангела составляет не менее двенадцати дней и не укладывается в недельный промежуток (вероятно потому, что гонец с известием о рождении лжеПитера [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.], добирался в Москву так долго - Л.С.). Отметим, что максимальное отклонение между днем рождения и днем ангела для всех других царей до-петровского времени — и, в частности ДЛЯ ОБОИХ РОДНЫХ ДЯДЬЕВ лжеПЕТРА (Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна – Л.С.), ставших царями — не превышало четырех дней. А у лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] — целых 12 дней!
 
    12 дней — много это или мало? Для имени «Петр» — ОЧЕНЬ МНОГО, поскольку «Петр» встречается в святцах достаточно часто, 31 день в году. А именно: Январь 12,13,16,22; Февраль 1; Март 24; Май 3, 18; Июнь 12,25,29,30; Июль 1,14; Август 4,9,24,28; Сентябрь 2,5,10,13,23; Октябрь 4,5,9; Ноябрь 25,28; Декабрь 21,28 (все даты даны по старому стилю) [«Церковный календарь на 7513/2005 год». — Москва, издание Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви. Изд-во «ООО АНТИФ»], с.61.

    Другими словами, Петр появляется в святцах в среднем один раз каждые двенадцать дней. (Разделив число дней в году 365 на 31 получим 11,8, то есть около 12 дней). При равномерном разбросе среднее расстояние от случайно выбранного дня до ближайшего упоминания Петра в святцах составляет половину этой величины, то есть примерно шесть дней. И действительно, день рождения лжеПетра I (Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна – Л.С.)  попал посередине между двумя Петрами в святцах. Отклонение назад составляет 12 дней, вперед — 13. Другими словами, день рождения лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] оказался на МАКСИМАЛЬНОМ ВОЗМОЖНОМ УДАЛЕНИИ ОТ БЛИЖАЙШЕГО ДНЯ ПАМЯТИ ПЕТРА В СВЯТЦАХ.

    Получается, что день рождения лжеПетра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] НИКАК НЕ СВЯЗАН с его днем ангела. Но у всех других царей его эпохи такая связь заведомо существует. И подчиняется одним и тем же правилам.

    Значит, на самом деле, лжеПетра I (Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна – Л.С.) НАЗВАЛИ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ. Его крестное имя было не Петр.

    Крестное имя лжеПетра I (Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна – Л.С.)  было Исаакий.

    Известно, что на протяжении полутора веков, начиная с лжеПетра I [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] и кончая Николаем I, Романовы, не жалея сил и средств, целеустремленно возводили в Санкт-Петербурге огромный Исаакиевский собор. Точнее, соборов с таким именем было несколько... Один сменялся другим, еще более грандиозным, пока, наконец, в 1858 году не была закончена постройка нынешнего гигантского Исаакиевского собора. Он был отделан с крайней пышностью. Средств явно не жалели.  И не только средств, но и людей.

    Огромный купол собора был позолочен «через огонь» [Еврейский «Энциклопедический Словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями. Санкт-Петербург, 1890-1907], статья «Исаакиевский собор». Так называется гальванопластический метод позолоты с использованием амальгамы, содержащей ртуть [Еврейский «Энциклопедический Словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями. Санкт-Петербург, 1890-1907], статьи «Позолота» и «Гальванопластика». Ртуть удаляют нагреванием, откуда и произошло название этого способа — «через огонь». Позолота, нанесенная таким способом, отличается крайней прочностью и очень высоким качеством. Однако пары ртути настолько ядовиты, что этот способ годится лишь для лабораторных условий, а не для работы на крыше, где очень трудно обеспечить соответствующую защиту. Он никогда не применялся на Руси для золочения куполов. Тем не менее, именно такой способ был использован в случае Исаакиевского собора. Несмотря на то, что позолотчики работали в стеклянных защитных колбах на голове, наподобие скафандров, ВСЕ ОНИ ПОГИБЛИ (частное сообщение Игоря Крылова, из источника, близкого к Руской Православной Церкви).

    Исаакиевский собор — главный собор Романовской Росии. Романовы очень трепетно и с большим вниманием относились к его постройке. Ясно, что и название собора было выбрано ими не случайно. Но тогда — почему «Исаакиевский»? Известно, что собор посвящен святому Исаакию Далматскому [Еврейский «Энциклопедический Словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями. Санкт-Петербург, 1890-1907].

    Однако, какое отношение имеет Исаакий Далматский, живший, как считается, во времена римского императора Валента, к царствующему дому Романовых? Ответ очень интересен. Вся причина, оказывается, в том, что ДЕНЬ ПАМЯТИ ИСААКИЯ ДАЛМАТСКОГО СОВПАЛ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ лжеПЕТРА I (Исаакия Фридриха Петера Гогенцоллерна – Л.С.).

    Вот, что сообщает об Исаакиевском соборе Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона: «Исаакиевский собор — главный храм в Санкт-Петербурге, посвященный имени св. Исаакия Далматского, ПАМЯТЬ КОТОРОГО ЧЕСТВУЕТСЯ 30 мая, В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. Постройка этого храма начата при Екатерине II, в 1768 г., но еще при Петре [Исаакии (Фридрихе Петере Гогенцоллерне) – Л.С.] были воздвигнуты одна за другой две церкви: первая, в 1710 г. … вторая в 1717 г., после пожара, уничтожившего первую, на месте нынешнего Сената; эта церковь также сгорела в 1735 г. от молнии. Постройка третьего обширнейшего храма, предпринятая Екатериной II по плану архитектора Ринальди на месте нынешнего собора, была приостановлена смертью императрицы.  Император Павел I, поспешив с окончанием постройки, изменил совершенно и план ее, и здание, возведенное до карниза из мрамора, было достроена кирпичом в 1802 г. … в 1817 г. император Александр I… утвердил проект, составленный французом Монферраном. Впоследствии по повелению императора Николая I этот проект был несколько видоизменен… Собор был достроен в нынешнем своем виде в 1858 г. и торжественно освящен 30 мая этого года… стены его… облицованы внутри и снаружи дорогими сортами итальянского и финляндского мрамора…
 
    Все 4 фасада собора украшены портиками, фронтоны которых поддерживаются величайшими в свете (после колонн Александровской в Санкт-Петербурге и Помпеевой в Риме) монолитными гранитными колоннами… сам собор накрыт полусферическим, несколько вытянутым кверху куполом (внешний диаметр — 12 сажен 2 аршина, вышина — 6 сажен 2 аршина), который состоит из 3 сводов…  Наружный [свод] покрыт красной медью и ПОЗОЛОЧЕН ЧЕРЕЗ ОГОНЬ…  башня главного купола содержит в себе 12 медных, исполненных гальванопластически, вызолоченных статуй ангелов… Богатая утварь, которой наделен собор, соответствует величественности его архитектуры и роскоши наружной и внешней отделки» [Еврейский «Энциклопедический Словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. В 86 томах с иллюстрациями. Санкт-Петербург, 1890-1907], статья «Исаакиевский собор».

    Отсюда, в свете всего сказанного, прямо напрашивается мысль, что царя, которого мы знаем под именем Петра Великого, в действительности звали не Петр, а Исаакий. Иначе зачем было его преемникам называть главный собор государства — Исаакиевским. Гораздо логичнее было бы назвать его собором святого Петра.


Рецензии