Вокзал в Таксимо - моя лебединая песня

       Когда едешь по БАМу, ты любуешься вокзалами на станции, в которых просматриваются черты национального стиля архитектуры почти всех советских республик. Вокзал станции Таксимо проектировали латыши, в устройстве кровли вокзала усматриваются особенности  латышского стиля архитектуры кровель.
И  в голову приходят мысли: а ведь кто-то строил эти прекрасные здания! Кто-то занимался ровной кладкой кирпичей, а кому-то довелось руководить созданием этой красоты, и она будет служить людям многие годы, а быть может, и столетия. Вам не приходило это в голову, дорогой читатель?
  Мне повезло, я познакомилась с производителем  работ  по строительству  вокзала на станции Таксимо. Им оказался наш земляк, парень из села  Шерашево  Капустин Сергей Михайлович. Знакомимся с ним и женой Лидией Васильевной. Они оба вышли встретить нас на крылечко, как только мы сообщили по телефону, что уже подъехали. Моложавые, высокие, красивые, они составляли гармоничную пару. Мы были приглашены в дом и первым делом, отказавшись от чаепития, предложили побеседовать с ними о работе на строительстве БАМ.
      Ещё с детства  Лида и Сергей дружили, она ждала его из армии. Потом он учился на техника-строителя, она – в медучилище. Поженились, жили и работали в Селенгинске.  Родилось двое детей: дочь Татьяна и сын Женя. Получили квартиру, вместе  приняли решение  поехать на БАМ. Всё это они рассказали  нам, когда мы, удобно устроившись на мягких креслах, вели беседу в уютном, просторном  доме в селе Брянск.
- Сергей  Михайлович, кто из вас подал идею ехать на БАМ?- спросила я.
- Я и не помню, мы узнали от нашей тёти Терентьевой А.А., что в Таксимо требуются специалисты строители во вновь прибывшую строительную организацию ПМК-206  Латбамстрой. Мы с Лидой обсудили это,  и я написал письмо по адресу, приложив  копии документов об образовании и по работе. Вскоре я получил вызов на работу в качестве мастера строительно-монтажных работ. Это было в апреле  1983 года,- рассказал он.
- А как же с работой Лидии?- поинтересовалась я.
- Я об этом не думала. Главное, Сергей начнёт работать, а  там и я пригожусь,- ответила она.
- Собрались, и самолётом  прилетели в  Северомуйск. Сели в горах на маленький аэродром, а дальше как? Походил я возле автомобилей и нашёл латбамовскую машину, водитель  кого-то встречал. Я ему объяснил, что еду по вызову, и он взял нас до Таксимо. На первое время с жильём мы устроились у Терентьевых.  Меня приняли  мастером на строительный участок по возведению домов временного посёлка   Латбамстроя.
Как оказалось, сама организация не занималась заготовкой леса и его переработкой. Пиломатериал поставлял по заявке генподрядный  трест  Нижнеангарсктрансстрй. В то время шло строительство из дерева, поэтому пиломатериалы были в дефиците. Я обратился к начальнику с предложением взять самим лесоделяну, разработать  и наладить  выпуск пиломатериалов. Он меня поддержал и командировал в Улан-Удэ   с  вопросом: получить   разрешение на  разработку лесоделян  для собственных нужд  строительства. Подписав  разрешительные документы, я вернулся в Таксимо, организовал работу на лесоделяне, установил пилораму и мы стали получать пиломатериалы в достаточном количестве. Мне же добавилась нагрузка  по работе, я получил должность прораба.
- Как говорится, ты получил работу по полной программе, а как же Лидия,  дети - спросила я.
В разговор вступила Лидия:
- Амбулатория  была в приспособленном помещении,  свободных вакансий не было. А дети             ( старшей Тане было 5 лет, Жене – 3 года) пошли в садик МО-97 .  У тёти мы прожили около трёх месяцев, садик был недалеко, я уводила детей и брала из садика пешком. Вскоре  Сергею  выделили двухкомнатную квартиру в доме  Латбамстроя, это на окраине посёлка, до детского садика с детьми пешком не дойдёшь.  Маршрутных  автобусов тогда не было. С этим было очень трудно, тем более,  что мне удалось устроиться медсестрой в амбулаторию. Пришлось увозить и привозить детей с  автобусом, который  собирал  рабочих на объекты. Неудобно, но было терпимо, ведь тогда все понимали, что это трудности, связанные с условиями строительства на необжитом месте, практически в тайге,- сообщила Лидия Васильевна.
- Я продолжал строить  жилые  дома из бруса, работа шла хорошо. Рабочий коллектив состоял из латвийских и местных строителей, у меня были нормальные, деловые отношения и с рабочими, и с начальством. Все понимали, зачем они приехали, поэтому работали все на результат.
Часть строительных материалов была из  Латвии, это - отделочные материалы, метизы, лакокрасочные, облицовочный кирпич. Бетон, раствор для кирпичной кладки получали из СМП-670. Также стройматериалы нам привозили из УПТК треста Нижнеангарсктрансстрой,- сообщил Сергей Михайлович. 
- В конце 1983 года была сдана в эксплуатацию больница в щитовом исполнении, мы получили  хорошие помещения для поликлинического приёма больных, и стационар,- вступила в разговор Лидия Васильевна. Я  работала с врачом терапевтом на приёме. В  то время в нашу задачу входило   следить за здоровьем строителей БАМа, их детей. И мы эту задачу выполняли ответственно.
             Сергей Михайлович продолжил рассказ:
- В 1985 году мне дали новый объект для строительства. Это было здание вокзала по проекту  латышских архитекторов. Я понимал, что это ответственная работа, вокзал должен быть  построен качественно, сдан в срок. Меня назначили начальником строительного участка, дали грамотных мастеров, бригаду бетонщиков, каменщиков. Изучив проект, мы приступили к работе. Когда есть материалы, механизмы и квалифицированные рабочие – строить одно удовольствие. Нареканий на качество и технологию строительно-монтажных работ  со стороны заказчика не было.  Я сразу обратил внимание на проектное решение кровли, мне не приходилось  раньше видеть такие кровли. Оказывается, это  особенности архитектуры  Латвии по устройству кровель. Мы возвели  вокзал в полном соответствии с проектом. Сдали с  оценкой «отлично», а я получил за эту работу правительственную награду – медаль « За доблестный труд»,- с удовлетворением подвёл итог своей работы Сергей Михайлович.
       Сдача вокзала в эксплуатацию произошла  в 1990 году,  Таксимо уже было районным центром вновь созданного в 1989 году Муйского района. Тогда же Сергей Михайлович был избран депутатом Районного Совета.
- Хочу сказать про детей. Сначала Таня пошла учиться, после – Женя. Учились они в первой школе, тут уже их возили на автобусе. Дополнительных предметов не было, но Женя увлёкся  спортом. Когда сдали в эксплуатацию 45-ю школу возле вокзала, оба стали учиться в ней, а это рядом с домом,- поделилась Лидия Васильевна. А ещё я хочу сказать, как мы тогда  жили по-соседству. В нашем шести квартирном  подъезде жили  семьи шести национальностей. Мы дружили между собой, если было нужно, то и выручали друг друга. Делились рецептами национальных блюд. Как было спокойно и радостно тогда жить!- эмоционально закончила Лидия Васильевна.
- Сергей Михайлович, какие ещё объекты удалось Вам построить в Таксимо?- задала я ему вопрос.
  И он ответил:
-Можно сказать, что у строителя бывает объект, который он строит с любовью, и помнит всю жизнь. Моей «лебединой песней» в строительстве был вокзал станции Таксимо. Больше объектов не было. Латышские строители  выполнили  свою задачу на БАМе, а мне было предложено в Райсовете возглавить Комитет Народного контроля. Я согласился, хотя это была  другая, административная работа.  Я со всей ответственностью окунулся в новую работу, и у меня всё получилось. Через четыре года Комитет Народного контроля упразднили, я  перешёл работать во вновь созданную налоговую инспекцию.
- Мы жили в трёхкомнатной квартире пятиэтажного панельного дома. Эту квартиру выделили мне, так как я работала в железнодорожной больнице. Всё у нас складывалось хорошо: квартира тёплая, светлая,  на работе  нас уважали, были друзья. Таксимо - место очень богатое: в окрестных  лесах много ягод, грибов! Вода - чистая, вкусная. Сергей с друзьями ездил рыбачить на местные водоёмы. Дети росли в спокойном посёлке,- вспоминала Лидия Васильевна.
- Почему не остались там,  на постоянное проживание?- спросил Пётр Алексеевич. 
- Дочь окончила 9 классов, нужно было планировать дальнейшее  обучение. Таксимо находится далековато от центров, где можно получить образование, добираться трудно. Мы решили, что свою задачу выполнили, нужно было думать о дальнейшем образовании детей.  В 1993 году мы вернулись  с БАМа в Кабанский район,- ответил Сергей Михайлович.
- Как дальше сложилась судьба детей?- спросила я.
- Всё получилось так, как они захотели. Дочь – экономист, работает в одной из Управляющих Компаний п. Селенгинск, сын  в звании подполковника служит  в МЧС  Бурятии. У нас  пятеро внуков.
- Есть ли у вас награды?- поинтересовалась я.
- У  меня Медаль «За строительство БАМ», медаль  «За доблестный труд» и звание «Ветеран труда»,- сообщил Сергей Михайлович.
- У меня только грамоты, медали нет. Нас не считали  основным  звеном на строительстве БАМа,- вздохнула  Лидия Васильевна.
- Чем запомнился Вам период работы на БАМе,- спросила я.
- Это было лучшее время нашей жизни. Оно запомнилось нам  общей целеустремлённостью, азартностью в работе, молодым задором и дружбой на многие годы,- заключил Сергей Михайлович.

               

 
 


Рецензии