Мастер своего дела

     Суворов Владимир Иванович знает своё строительное дело досконально. Характер у него такой – если делать дело, то хорошо. Про таких людей говорят: 
 "Он мастер».
Подхожу к дому на станции Тимлюй, где живёт семья Суворовых – Владимир Иванович и Анна Николаевна.  По усадьбе сразу видно, что хозяин дома - мастер. Красивые, надёжные ворота, аккуратный дом, забор. Всё сделано умелыми руками Владимира Ивановича.
Владимир Иванович родился в многодетной семье в селе Степной Дворец Кабанского района в 1960 году. Окончил в 1980 году Иркутский техникум транспортного строительства, отделение ПГС. Отработал три года по направлению, и уволился. Очень хотелось работать на строительстве БАМа, да и родственники приглашали. И они решились поехать в Кичеру втроём, к этому времени у них подрастала дочь Таня. Анна уже имела опыт, она пять  лет проработала в строительной лаборатории в Каменске.  Шёл июнь 1983 года.
- Владимир Иванович, какие первые впечатления у тебя остались о БАМе? Как ты начал работу?
-Впечатления  хорошие. Строители молодые, чувствуется ритм стройки, на объектах кипит  работа. Приняли меня мастером на стройучасток №1, старший прораб  Рябков Александр Иванович. Анна стала работать кладовщиком участка №3, нам дали комнату в семейном общежитии. Таню оставляли вначале с соседкой, потом устроили в детсад. Начало было хорошее.
- На каких объектах работал?- спросил  Пётр Алексеевич Гурулёв.
- Меня направили на объекты, расположенные в посёлке Нижнеангарск. Это - двухквартирные дома из бруса, восьми квартирный дом и котельная. Все объекты, как говорится «с бородой», их нужно было сдать в текущем году. Было сложно, мастера там часто менялись, работы остались дешёвые, отделочные, но нам удалось сдать и запустить в работу центральную котельную, восьми квартирный дом и два двухквартирных дома. После сдачи остальных домов меня направили строить тяговую подстанцию на станции Кичера и объекты станции Кичера.
Владимир Иванович задумался на минутку, вспоминая те трудные, напряжённые времена, когда работы было много и всю её нужно было закончить в намеченный срок.
В это время на пенсию оформился геодезист, нужна была срочная замена.  Главный инженер Инешин Геннадий Константинович предложил кандидатуру Суворова. Эта работа ему идеально подходила по характеру. Работа геодезиста требовала точности, прилежания, пунктуальности, сосредоточенности. Эти черты у Суворовы были. Так он становится геодезистом, изучает азы профессии, применяет на практике. Со своим инструментом – теодолитом он прошёл путь по магистрали от станции Нижнеангарск до станции Агней.
-Владимир Иванович, расскажи, где ты работал в качестве геодезиста, и какие работы по главному пути БАМа тебе приходилось выполнять?-  попросила я его.
-Работал я на многих разъездах, направляли из треста «Нижнеангарсктрансстрой», например, на разъезде Лапро, Чуро делал геодезическую разбивку кривых. На главном пути БАМа давал отметки для рихтовки, нивелировки пути и постановки пути на ось, согласно паспортизации участка. Руководил работой путевых машин ( ВПО-3000, ВПРС-1500, ЭЛ-4к). Почти половину Бурятского участка БАМа пришлось пройти пешком, да не один раз.
 Производил разбивку стрелочных переводов на разъездах Кирон, Белое море, Лапро, Чуро.  Установка опор под контактную сеть требовала постоянного присутствия геодезиста, так отметки давались как по дну котлованов под опору, так и по направлению на местности. При монтаже опор контактной сети контролировал высоту опор, поэтому совмещал работу мастера и геодезиста. Всего и не припомнишь. Где требовалась геодезическая работа, туда меня и отправляли. Бурятский участок БАМа мне хорошо знаком. Приходилось работать и в должности прораба, совмещая работу геодезиста.       Например, общестроительные работы на тяговых подстанциях станции Кичера и станция Ангоя выполнены под моим руководством, как прораба.
-Были ли самые сложные ситуации в твоей работе, когда тебе удавалось их решить?- спросила я. Владимир задумался, вспоминая. Потом заговорил:
- Да, был такой момент, я работал геодезистом в СМП-581. Мы строили путь от станции Ангаракан до входа в Западный портал Северомуйского тоннеля. Насыпь была выполнена, рельса-шпальная решётка уложена. Всё было сделано по проекту. И вдруг поступила команда: работы приостановить. Получилась нестыковка между рельсами, проложенными к тоннелю и отметками головки рельсов в тоннеле. По высоте это было 50 сантиметров.
-Ты знаешь, почему так произошло?- спросила я.
- Александр Юрьевич Маслов лучше расскажет, он в это время работал в СМП-581 главным инженером. Передо мной стояла задача : разогнать по высоте эти 50 сантиметров, с тем, чтобы выйти на отметку головки рельсов в тоннеле. Это была ювелирная работа, я давал отметки для строителей буквально в миллиметрах. У нас получилось.   
Вступая в беседу, я добавила:
-Работа геодезиста, кроме того, что уже перечислено тобой, требует выносливости. Ведь, в отличие от строительного мастера, прораба, которые находятся в движении, а иногда сидя выполняют работу, геодезист всё время стоит у прибора на дороге, объекте. Причём, прижимая металлический окуляр к глазам. Ветер ли, дождь, мороз, комары, оводы и другие помехи не мешают геодезисту делать свою работу. Или, всё - таки мешают?
- Я делал работу, если хорошо вижу отметку на рейке. Всё остальное не должно отвлекать. Я был молод, поэтому и сил хватало на такую работу. Бывало, придёшь в вагончик вечером, а ноги гудят. Отдохнёшь за ночь, назавтра снова на объект. Но, всё-таки простудил лицевой нерв и  получил заболевание. После передислокации СМП-608, наш коллектив передали в СМП-708 (г. Северобайкальск). Там я работал и мастером, и прорабом. Когда трест НАТС прекратил свою работу на БАМе, мне пришлось работать и в Мостоотряде №55, СМП-581, и в тресте «Запбамстроймеханизация». Это – мосты и автомобильные дороги в районе БАМа, а также дороги в Бурятии.
- Мы работали, а я ещё и училась, - вступила в разговор Анна Николаевна. Заочно окончила Улан-Удэнский железнодорожный техникум, отделение ПГС, работала в строительной лаборатории СМП-608. Позже много лет работала заведующей материальным складом. Когда  СМП-608 прекратил работу в Кичере, я работала заведующей складом в коммунальном предприятии п. Кичера. Там и оформилась на пенсию. Ехали на три года, а проработали 26 лет,- рассказала Анна.  - Дочка выросла в Кичере, окончила школу, училась в Иркутске, после техникума поступила в Университет г.Санкт-Петербурга, окончила его и там осталась. А мы вернулись домой, в Кабанский район.
-Владимир Иванович, ты ещё работаешь?- задала я вопрос.
- Профессия геодезиста-строителя востребована в Бурятии. В летнее время меня приглашают строительные организации, я еду и работаю. Так что я живу, почти как в песне: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути».
-Какие награды имеете?- спросила я у супругов Суворовых. Ответил Владимир Иванович:
- Оба имеем медали «За строительство БАМ» и Звание Ветеран труда.
Когда Анна Николаевна провожала меня за ворота, я спросила:
- Как ладите с мужем? Я поняла, что в вашей семье он глава.
И она ответила:
- Еще в школе мы решили, что создадим семью. Поэтому, у нас ранний брак. А решаем семейные вопросы мы вместе.
Я пожелала семейного счастья и здоровья этой славной семье. И успехов на каждый день.


Рецензии