Памяти фотокора Правды С. Короткова

                Памяти фотокора и коллеги

                Семёна Короткова посвящаю:
               
                Владимир Левинтас - фотожурналист



             Впервые фотография С.Короткова «Мать» была опубликована в
«Комсомольской правде» в 1965 году: седая женщина держит в руках снимок бравого моряка… В глазах - боль, мудрость, достоинство, вместо слез - сдержанность. Без эмоций смотреть на снимок, действительно невозможно. Кажется, что эту женщину видел не только Коротков: она чем-то похожа на соседскую бабушку, маму, пережившую смерть детей. По силе воздействия «Мать» сравнивали с известным снимком «Комбат» - офицером, зовущим солдат в атаку.

             Через мгновение, после того как фотограф щелкнул затвором, комбата убьет вражеская пуля, и он навсегда уйдет в историю. Еще говорили о том, что на снимке собирательный образ героев фильма «Летят журавли»... Беспощадной, жесткой, эмоциональной картины, после которой живешь с чувством вины и долга. На всемирной фотовыставке в 1966 году работа Короткова решением жюри получила первую премию. О фотографии заговорил весь мир.

             У Семена Короткова необычная биография. Родился в Одессе в 1911 году. Ребенком потерял родителей, бродяжничал на улицах, пока его не устроили в детдом. По складу характера он  - искатель приключений, захотел жить в Москве – устроился слесарем на столичном заводе, потом решил, что будет фотографировать и вскоре стал публиковать снимки в периодической печати, даже печатался в главной газете страны - «Правде», - вспоминает о репортере Виталий Шария, бывший коллега Короткова по газете «Советская Абхазия»,

             Еще до Великой Отечественной войны Коротков начал работать фотокорреспондентом «Советской Абхазии».
В августе1942 года по заданию редактора он едет в Севастополь снимать репортаж о своих героических земляках, защитниках города.
Вспоминает журналист «Советской Абхазии» Лилиана Яковлева:

             «В Севастополе Короткову рекомендовали отправиться в бригаду морской пехоты, буквально не выходившую из боя. Там ему посоветовали встретиться с молодым матросом по фамилии Аршба, который отличился боях - не раз он ходил в тыл к немцам, участвовал в захвате 27 «языков». Как говорится, лучшего героя для республиканской газеты не найти.»

             Фотокор сфотографировал Аршба буквально на ходу, перед самым боем. Взять интервью не получилось - парень спешил, его уже ждали. «Как хоть тебя зовут?» – крикнул ему вдогонку военкор.  Алексей Аршба, ответил моряк на ходу и группа ушла. На следующий день фотокор попытался найти морпеха, но ему сказали, что группа не вернулась, все пятеро разведчиков погибли... Фотокорреспондент так и не отдал фотографию парня, хранил её у себя. Исподволь, пытался найти родственников.

            20 лет старательных поисков… Коллеги Короткова пишут о нем как о человеке, который никогда не сидел на месте. Свою любимую Абхазию исходил вдоль и поперек, но постоянно у него было какое-то беспокойство, он кого-то мучительно долго искал. Знали, что у него всегда с собой снимок Аршба…

            Спустя 20 лет после войны, весной 1965 года в Ткуарчале, задав, уже по привычке, вопрос, не знаете ли вы родных этого моряка, - он вдруг услышал: «Возможно, это сын Марущи Пачулия, похож на них, он погиб под Севастополем. Маруща живет выше, на пригорке».

            Как в былые фронтовые времена, Коротков, снова почувствовав себя военным корреспондентом, поехал в указанном направлении.
Большой абхазский двор, дом в глубине. «Хозяева!» - позвал он. Из дома вышла очень пожилая женщина, маленькая, худенькая, совершенно седая, подошла к забору.

            «Здесь я что-то узнаю», - сработала интуиция журналиста, и он, не раздумывая, протянул женщине снимок: Вы знаете, кто это? Отважный моряк Алексей Аршба геройски погиб в бою в Севастополе в 1942 году. 20 лет фотожурналист искал родственников павшего воина, чтобы передать эту фотографию

            То, что он увидел, потрясло его. В мгновение изменилась не только женщина, ему показалось, что и все вокруг. Рука, вскинутая и прижатая к сердцу. И глаза, ее глаза. Скорбь о погибшем сыне и… радость и гордость от свидания с ним, с Алешей, с таким, каким она его никогда не видела, - в форме морского пехотинца-разведчика, сильного, мужественного, смелого, ее защитника и защитника других матерей.

            «Такое не сможет повториться. Это должны видеть, знать и чувствовать люди», – корреспондент, сбрасывая с себя оцепенение, стал щелкать фотоаппаратом. Впервые работа Короткова была опубликована в мае 1965 года в «Комсомольской правде»: седая женщина держит в руках снимок бравого моряка… В глазах - боль, мудрость, достоинство, вместо слез - сдержанность. Без эмоций смотреть на снимок, действительно невозможно. Кажется, что эту женщину видел не только Коротков: она чем-то похожа на соседскую бабушку, маму, пережившую смерть детей.

            Писатель Георгий Гулиа так сказал о знаменитом снимке и его авторе: «Он сумел запечатлеть то, что невозможно передать никакими словами. Не горе одной матери солдата, а нечто большее: скорбь матери всего человечества. Это выдающееся произведение фотоискусства я бы так и назвал: «Скорбящая Мать человечества».

            Сохранилась заметка в газете «Советская Абхазия», где впервые рассказывается о матросе Алексее Аршба. В военное время точное название части и место, где разворачивались события, не указывалось:
«Воздушная разведка донесла, что на подступах к городу Н. немцы подтягивают резервы. Надо было определить численность вражеских войск и возможное направление их удара. Для этого необходимо было достать «языка». Командир разведки Н-ской части морской пехоты обратился к своим бойцам:

            «Кто, товарищи-краснофлотцы, добровольно желает пойти на эту рискованную операцию?». Каждый из бойцов поднял руку. Командир отобрал семь человек, в их числе молодого краснофлотца Алексея Аршба. В родной Абхазии Алексей исходил немало горных троп. Обстановка здесь показалась ему привычной. И он повел за собой товарищей. Впереди показался вражеский блиндаж. Ясно: надо провести разведку боем. Разведчики поднялись во весь рост и с криком «ура!» бросились вперед.

            Блиндаж забросали гранатами, и тогда два немца – ефрейтор и солдат, видя бесполезность сопротивления, подняли руки. Но в это время из соседних фашистских блиндажей был открыт огонь по смельчакам. Надо было быстро и ловко отойти вместе с «языками», чтобы не оказаться в ловушке – самим плененными. И это удалось разведчикам.

            Аршба взвалил себе на плечи связанного ефрейтора и с тяжелой ношей ползком направился вместе с товарищами к своим позициям. За образцовое выполнение задания командование части объявило благодарность Алексею Аршба и другим разведчикам. Таков один из эпизодов боевой биографии доблестного краснофлотца показавший
беззаветную преданность любимой Родине». (Газета «Советская Абхазия», 1942 год, 13 августа).
 
           А  несколько дней назад мне позвонил из Раананы (город близ Тель Авива) мой старый товарищ, бывший сухумчанин Владимир Мумджян и спросил, знаю ли я Семена Короткова, фотография «Мать» которого, сохранилась у него в альбоме, когда то подаренная ему Семеном. Конечно, я сразу узнал этот снимок и конечно знал Короткова и даже приятельствовал с ним на этапе своей журналистской деятельности, ответил я ему. А сам стал вспоминать все встречи с этим незаурядным человеком. И вот что у меня вышло:

           1971 год. Сухум. Здание редакций газет в том числе «Советской Абхазии», куда я принес свою статью с фотографией на туристскую тему. В вестибюле, под лестницей на 2й этаж заметил приоткрытую дверь в фотолабораторию. Заглянул, никого.

           И тут походит мужчина в чёрном берете с фартуком на груди. Подумал, что это фотокорреспондент. И не ошибся. Что интересуешься фотографией спросил он. Интересуюсь фотожурналистикой, ответил я. Заходи. Я представился.   Коротков Семён, коротко отрекомендовался он, фотокор «Советской Абхазии» .
 
           О нём я уже слышал, что он военный фотокор «Правды», что он за свой снимок с войны получил премию и теперь у него своя «Волга М21».  И вот я с ним рядом.  Показываю снимок, что принес с собой. Семен Иосифович долго рассматривал его, затем взял ножницы и сказал, не возражаешь, если я слегка подрежу?

           Конечно не возражаю. Покрутив в руках фотографию, сделал пару отрезков. Вот теперь смотри. И правда, суть снимка осталась и приобрела законченный смысл без лишних деталей. Вот так и работай, фотожурналистика не любит мелких деталей.  Усёк?  Усёк, говорю, спасибо.
 
           Вот таким было мое первое знакомство с легендарным фотожурналистом Семёном Коротковым. Потом мы изредка встречались то у него в лаборатории, то у меня в фотостудии. Однажды он приехал ко мне в ИУУ (Институт совершенствования учителей), где я тогда работал, и где у меня была отличная фотолаборатория и попросил помочь отпечатать в крупном размере его знаменитую «Мать».

           Никто, во всем городе не берется сделать большой снимок.  Сделаем, говорю, какой размер нужен? Где то около 1 метра. Хорошо, работаем, где негатив? Есть такой, доставая из портмоне конвертик с негативом, сказал Коротков.  Пока я готовился к работе, Семён Иосифович коротко рассказал о появлении этого снимка:

           «Отважного моряка, разведчика я сфотографировал в Севастополе за день до его трагической гибели в дни обороны города. Узнал, что он из Абхазии и зовут его Алексей Аршба.  Когда же на следующий день принес снимок в его подразделение морской пехоты, его товарищи сообщили, что Алексей с группой разведчиков ушел в тыл врага и не вернулся.

           Двадцать лет я искал родственников воина, что бы передать фотографию.  Поиски привели меня на окраину г. Ткуарчал, где в старом домике проживала с дочерью Маруща Пачулия, оказавшаяся матерью героя. Сделал серию снимков и уже собирался уходить, от дверей увидел картину, потрясшую меня, скорей схватил камеру и сделал пять или шесть снимков. Потом в лаборатории долго переживал этот, запомнившийся момент, обрабатывая пленку и делая фотографии».

            Снимок впервые появился в центральной печати в мае 1965 года. «Комсомольская Правда» опубликовала его под названием «Свидание с сыном через 20 лет». Он вызвал поток восторженных писем. Читателей потрясло психологическое проникновение автора в образ. На международном конкурсе «Наше поколение», организованном редакцией этой газеты, работа получила первую премию.

             Через час снимок размером 120 х 80 см был готов. Еще пол часа ушло на промывку и сушку в глянцевателе и снимок на матовой фотобумаге (картон, матовая) держал в руках его автор-военный -  фотокорреспондент газеты «Правда» Семён Иосифович Коротков. Кроме этого я сделал еще дюжину таких же снимков, только размером 10х15 см. для подарков, чему Семён Иосифович остался весьма доволен.
 
             Затем я взял свой фотоаппарат и попросил Короткова попозировать со снимком. Это фото размером 30х40 см. потом был на стенде в ИУУ, пока здание института не сожгли грузинские оккупанты, убегая под натиском наших войск.


             В 1975 году я организовал конкурс среди фотокоров всех газет и журналов, на котором приняли участие такие журналисты как Михаил Тарасов – газета «Апсны Капшь», Григорий Альперт – «Сабчота Абхазети», Алим Дорошенко – ДК им. Горького в Синопе, Анатолий Евтушенко – АГУ (Абхазский госуниверситет) и другие.

             Семен Коротков представил целый ряд снимков, в том числе и его «Мать», И конечно, на конкурсе его работы были признаны лучшими. Короткову был вручен приз – фотоаппарат «Пентакон» 6х6 см

               
             ПО ПОЛЮ ТАНКИ ГРОХОТАЛИ

                Слова В.Левинтас
      
         По полю танки грохотали,
         Матросы шли в последний бой,               
         А молодого краснофлотца
         Несли с пробитой головой.

Матроса звали Алекс Аршба               
Он из Абхазии пришел,
В морской пехоте славно бился
И снова смело в бой пошел.

         Он много раз ходил в разведку,
         Он брал чужого «языка»
         Его везде ждала удача
         Он бил врага в тылу врага.

Под Севастополем сражался,
Он  для него стал как родной.
И в этом с танками сраженьи
Был ранен Алекс - наш герой.

         Друзья матроса подхватили,          
         Увидев, как их друг упал.               
         А он, сознание теряя,               
         В полузабытии шептал:
 
«Прощай Абхазия родная
И Севастополь мой прощай.
За вас с фашистами я дрался               
И молодую жизнь отдал».







          


Рецензии