Сибизмир - край, где живёт ветер

Подобно тому, как растение тянется к солнцу, находя в нём источник жизненно-важной энергии, человека притягивают места, где концентрация живительной силы достигает максимальных значений.
Одни изначально созданы Творцом в форме стремящихся к небу горных вершин, турбулентно закручивающих энергию земли от основания вверх, другие, как озеро Байкал, задуманы Им как центры трансформации глубинных смыслов мироздания, а третьи, имея рукотворное воплощение Его замыслов, являют собой культовые места – средоточие мудрости, пласт за пластом выпестованной усилиями предшествующих поколений.

И безусловно творение рук человеческих, украшающее предгорье Восточных Саян в нескольких километрах от курорта «Нилова Пустынь», притянуло всех нас, кто вместе с клубом путешествий «Моя Траектория» в последние дни января 2023 года направлялся в посёлок Монды для восхождения на вершину СибИЗИМИР. Ведомые отчасти любопытством, отчасти желанием прикоснуться к легендам прошлого и, конечно, заручиться перед восхождением поддержкой горных духов, мы стали гостями дацана Бурхан Баабай.

Степенность в движениях, плавность в мыслях, покой в сердцах – есть только процесс, и ты, очищаясь от каждодневной суеты, иначе воспринимаешь течение времени, а пространство сужается до точки здесь и сейчас. А в нарушаемой шелестом ветра тишине было слышно главное – дыши сейчас, живи здесь, ведь всё происходит так, как должно быть, и в тот момент, когда это тебе нужно.

***

– И зачем тебе верёвка? Здесь же всё ходиком ходится, – допытывались мы у Павла Моргунова на очередном пит-стопе.
– А чтобы утяжелиться.
В то время как каждый турист мечтает уменьшить вес рюкзака, усушивая и уплощая пожитки, наш инструктор не стал мелочиться.
А вот лично вы встречали в горах человека, который осознанно нагружает рюкзак потяжелее да побольше? Хотя, конечно, он и сам не такой уж маленький и лёгонький.
К чему это я? Да к тому, что в совокупности с рюкзаком измеряемые показатели его устойчивости на тропе были, некоторым образом, выше, чем у всех остальных.

– А что с устойчивостью остальных приключилось? – возможно, что спросите вы.
А если и не спросите, всё равно отвечу. Вопрос как-никак уже прозвучал. А остальные шли и кланялись горным духам, насылающим на восходителей один порыв ветра за другим.
Вот и что вы сейчас представили, прочитав словосочетание «порыв ветра»? Например, внезапно распахнувшееся окно или улетевшую шляпу? А теперь попробуйте мысленно пройти со мной метров сто навстречу воздушному потоку с примесью снежных крошек и песка и, как говорят синоптики, местами достигающего стольких-то метров в секунду.
Правда точную цифру скорости ветра и силы его отдельных порывов назвать не смогу. Всё-таки я на тропе как женщина стояла, хоть и с рюкзаком, а не как флюгер или анемометр непонятной мне конструкции.

– Почему стояла? Мы же представляем, что идём, – вполне обоснованно можете возмутиться вы и я вас поддержу.
Представить, что идём безусловно можно, а реально идти очень и очень сложно. Ты словно натыкаешься на невидимую стену, к которой даже можешь на минуточку прислониться спиной. И если в сумерках остановки были спонтанны, то к середине пути, когда склоны уже вовсю освещались дневным светом, момент столкновения с силами природы можно было предугадывать. Ведь то, как катятся на тебя сверху белые вихры, трудно не заметить. А теперь готовьтесь!

– В смысле готовиться? Ты рассказывай, а мы просто представлять будем. В тепле хорошо представляется, красочно.
– В моменте готовьтесь упереться в склон палками, сгруппироваться, согнуться, возможно, до земли. А, чуть ослабнет сила ветра, продолжайте движение. Идите, идите и идите, пока не прочитаете слева направо - СибИЗМИР, 2956 м!
А в перспективе готовьтесь пройти километров 20 так, чтобы на утро ни одна мышца не стонала. Как у меня, например.

– И надолго это удовольствие? – вот так и слышатся мне нотки ехидства в этом вопросе. Что ж, пороху не нюхавшие, гор не видевшие могут себе позволить.
– А вы о каком удовольствии спрашиваете?
Если об удовольствии от первозданной красоты Саян и Хубсугула, от теплоты общения и заботы о нас инструкторов клуба Павла и Антона, от ощущения ценности каждого шага, приведшего тебя к вершине, то это надолго.
Если же вы о продолжительности похода, то наша команда всего лишь часов за 8 сбегала 12 км до вершины, а потом часа за 4 эти же километры пробежала обратно. И, что характерно, при спуске избитое выражение ветер в спину стало нашей желанной реальностью.

– А вы умеете держать нос по ветру? Отлично! Но этот навык вряд ли вам пригодится при подъёме на вершину СибИЗМИР. А вот сотрудничество с клубом путешествий «Моя Траектория» очень даже плодотворное получается. Я ещё с ними пойду. У них, если что, и верёвка есть...

***
– Какова вероятность того, что ты встретишь динозавра? – спросили однажды у блондинки.
– 50 на 50, – ответила она. – Либо встречу, либо нет.
Допустим, я и есть та самая блондинка, тем, более что с некоторых пор, поэкспериментировав с чёрным и рыжим, я вновь светлоголовая. Но это всего лишь видимые изменения. А то, что внутри моей во всех смыслах светлой головы, отчасти вы знаете.
И всё же вернёмся к блондинке и её динозаврам, хотя чаще всего это тараканы обыкновенные. Мне повезло на первые пятьдесят – встретила.

Поскольку вопрос был задан в общем, без требований к детализации вида, состояния динозавра, степени его изношенности временем, то и я увидела именно образ. Как только в долину реки Булухта зашли, так сразу и увидела. Лежит, скалами придавленный, один спинной гребень снаружи остался. По нему и определила – динозавр!
Давно лежит, окаменел уже: хвост где-то под СибИЗМИРом, голова под Хулугайшей. Да и пластины на спине под бесконечно вечными ветрами округлились. Шла я ему навстречу и представляла, как он в дотуристическую эпоху здесь вольготно жил.
И не опровергайте мои фантазии научными доводами и археологическими фактами. В моей светлой голове и динозавру место найдётся...


Рецензии