Мастер... Памяти М. Ф. Булгакова
МАСТЕР
Памяти М. А. Булгакова
Когда ему в тот сорок горький год
пришла пора предсмертный вздох содеять,
к нему явились Воланд, и Фагот,
и пятый прокуратор Иудеи.
Соскучившись по жизни кочевой,
храпели кони несказанной масти
и Воланд прошептал: «Мы ждем Вас, Мастер»,
а Мастер не ответил ничего.
Ах, боги, нагулявшиеся всласть,
царующие праведно и грозно —
как поздно вы приходите, как поздно,
к тому, кто даровал вам вашу власть!
Где были вы, всевидящий Мессир,
в кого и как свое вонзали жало,
когда он был и наг, и бос, и сир,
да — был и наг, и бос, и сир, и жалок?
Когда полуживой от подлых кар,
о помощи взывал он — вот в чем суть-то! —
к тому, кто тасовал людские судьбы,
как будто тасовал колоду карт.
О, как она незыблемо стара,
разыгранная Господом мистерия,
в которой процветают подмастерья,
в которой прозябают мастера,
и бесполезно машут кулаком,
и опускают высохшие лица…
Проклятая — она так долго длится,
а до финальной сцены далеко!
Прощайте, Мастер, — мир Вам и покой!
Вернуть бы Вас — но Вы неуловимы,
как тот закат, в который над Москвой
плыла гроза, как над Ершалаимом.*
Грома гремели, небеса разъяв,
и мрак гулял в его остывшем теле,
когда над ним плащи свои воздели
единственные верные друзья.
Они явились, смерть его поправ,
ему неся иную жизнь и имя —
и он восстал. И он пошел за ними.
И он покинул нас. И он был прав.
___________________________
* Ершалаим — Иерусалим по книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иерусалим, город такой, и библейский и современный. Ершалаим — это город злобы и греха.
Вадим Егоров.
10 марта 1940 года от тяжелой болезни умер Михаил Булгаков, оставив после себя творческое наследие, которое остается актуальным и берущим за душу до сих пор. Один из самых читаемых русских писателей XX века, он был разносторонним увлекающимся человек, любил жизнь и умел жить ярко и честно. Драматург и театрал, врач и писатель, он постоянно искал новые образы и средства выражения своего внутреннего мира — и стал по-настоящему выдающимся писателем еще при жизни, оставшись таким и в воспоминаниях современников, и в восприятии потомков.
Последние записи из дневника Елены Сергеевны Булгаковой:
1 января 1940-го.
...Тихо, при свечах, встретили Новый год: Ермолинский — с рюмкой водки в руках, мы с Сережей (сын Е.С.) — белым вином, а Миша — с мензуркой микстуры. Сделали чучело Мишиной болезни — с лисьей головой (от моей чернобурки), и Сережа, по жребию, расстрелял его...
28 января.
Работа над романом.
1 февраля.
Ужасно тяжелый день. «Ты можешь достать у Евгения револьвер?» (Евгений Шиловский — предыдущий муж Елены Сергеевны, военачальник)
6 февраля.
Утром, в 11 часов. «В первый раз за все пять месяцев болезни я счастлив... Лежу... покой, ты со мной... Вот это счастье... Сергей в соседней комнате».
12.40:
«Счастье — это лежать долго... в квартире... любимого человека... слышать его голос... вот и все... остальное не нужно...»
29 февраля.
Утром: «Ты для меня все, ты заменила весь земной шар. Видел во сне, что мы с тобой были на земном шаре». Все время весь день необычайно ласков, нежен, все время любовные слова — любовь моя... люблю тебя — ты никогда не поймешь это.
1 марта.
Утром — встреча, обнял крепко, говорил так нежно, счастливо, как прежде до болезни, когда расставались хоть ненадолго. Потом (после припадка): умереть, умереть... (пауза)... но смерть все-таки страшна... впрочем, я надеюсь, что (пауза)... сегодня последний, нет предпоследний день...
8 марта.
«О, мое золото!» (В минуту страшных болей — с силой). Потом раздельно и с трудом разжимая рот: го-луб-ка... ми-ла-я. Записала, когда заснул, что запомнила. «Пойди ко мне, я поцелую тебя и перекрещу на всякий случай... Ты была моей женой, самой лучшей, незаменимой, очаровательной... Когда я слышал стук твоих каблучков... Ты была самой лучшей женщиной в мире. Божество мое, мое счастье, моя радость. Я люблю тебя! И если мне суждено будет еще жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя... Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, моя жена, жизнь моя!» До этого: «Любила ли ты меня? И потом, скажи мне, моя подруга, моя верная подруга...»
10 марта. 16.39.
Миша умер.
Цитаты из произведений Михаила Булгакова
Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс. («Белая гвардия»)
***
А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. («Белая гвардия»)
***
А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. («Белая гвардия»)
***
Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? («Белая гвардия»)
***
Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут. («Белая гвардия»)
***
Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории. («Мастер и Маргарита)
***
За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! («Мастер и Маргарита)
***
Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собою разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. («Мастер и Маргарита)
***
Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его. («Мастер и Маргарита)
***
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как выглядела бы земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? («Мастер и Маргарита»)
***
Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…(«Мастер и Маргарита)
Подготовила Лана Ковалева. Все права защищены.
Свидетельство о публикации №223031201177
Внушенье слева.
И греха диктант
Разнится это от хвалы бесам,
Лишь тем, что как бы о Святом.
Но надо ль это Небесам?
Тягуче. Резво. Звучно.
Хитро закручено, научно.
Но тем опаснее. Смотри ж
Куда уводит, от Креста,
От тайн причастия, в Париж...
За лавра веткой, за отвесом,
За циркулем масонским,
И за молотком, каким Христа мы прибиваем,
Всякий раз греша!
Иль шествуем, или бежим спеша.
Бежим лежа, и стоя падаем.
Нас разъедает ржа!
И упадем, где Данте лижет сковородки .
Где Гёте с Гейне вкупе в чане!
Где все кого молчанье,
От крика муки не спасет.
Где бес так держит и пасет,
Как тут не смог.
И все кумиры там в огне,
И платят все долги оне
Вкруг стон и ор, и дыма смог,
И пишут жизни эпилог,
Рукой горящею по сводам,
О Господи, скорей же суд последний!
Быть может эти сотни лет, уже зачлись нам в искупленье!
Быть может муки эти, уже изгладили грехов тома?
Но с Неба Божья Аксиома,-
Что суммы тех грехов, какие были у меня,
Разнятся в весе, и в цене!
Что те, что только раз свершались,
Раз и ответа требуют стеня.
От тех, что умножаются от часа в час.
Тем, что люди почитают нас,
И в прелести ума, попав,
Становятся на нижние ступени,
Ведущих в огнь, и юдоль печали!
и...
Не лучше было бы, чтоб мы молчали !?
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
ИВАН КРЫЛОВ ПИСАЛ ИНАЧЕ
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костер взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонёк;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костер погас:
Под Сочинителем он злей с часУ на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трех сестер явилася одна.
«Несчастный! — говорит она, —
Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, —
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? — тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? — ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слез и крови — ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь еще родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» —
Сказала гневная Мегера
И крышкою захлопнула котел.
Андрей Миронычев-Добровольский 06.01.2025 01:43 Заявить о нарушении
ПРОКЛЯТУЮ ДУШУ БЕРЕТ БЕС
ДЛЯ ТОГО И ВНУШАЛОСЬ ЕМУ ВСЕ
САМОИНИЦИАЦИЯ ЕГО БЫЛА КОГДА ОН СВОИМИ РУКАМИ СДЕЛАЛ АБОРТ И УБИЛ СЫНА
ПОСЛЕ ЭТОГО БЕС НАРКОТИКОВ ОТОШЕЛ, ХОТЯ МОГ ПРОСТО УБИТЬ
И ПРИШЕЛ БЕС ПИСАТЕЛЬСТВА
И ВЫЖИМАЛ СОК ПОКА НЕ ВЫЖАТ БЫЛ ДО КОНЦА.
А КАК ВЫЖАТ ТАК И ВЫБРОШЕН.
И НЕ УДИВИТЕЛЬНО ЧТО ОН НЕ СОЧИНЯЛ ТО ЧЕГО НЕ ВИДЕЛ.
ТО ЧТО ПОТОМ ОТКОПАЛИ АРХЕОЛОГИ.
ВСЕ ЭТО ВИДЕЛИ БЕСЫ И САТАНА И ДАЛИ ЕМУ ВСЕ ЭТО В ГОЛОВУ
КАК МАСОНСКИЕ ПАКОСТИ МОЦАРТУ
ОСОБЕННО ОККУЛЬТНУЮ "ФЛЕЙТУ"
НЕТУ ТВОРЧЕСТВА !!!!!!!!!!!
ЛЮДИ НЕ ГЕНЕРАТОРЫ . ПРОВОДНИКИ.
ЧТО ДАЕТСЯ ТО И ВЫДАЕТСЯ .
ЕСЛИ НЕ БУДУТ В ГОЛОВУ ДАВАТЬСЯ ВЕЩИ, ТО ПОТУГИ ЭТИ НАЗЫВАЮТ ГРАФОМАНСТВОМ
КОТОРОЕ НЕДОСТОЙНО ЧТЕНИЯ.
ТЕСЛА И МЕНДЕЛЕЕВ ЛИШЬ КАК ПРАВОСЛАВНЫЕ СКАЗАЛИ ЧТО ВСЕ БЫЛО ИМ ДАНО
ОТКРОВЕНИЕМ
А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ СЧИТАЮТ СВОИМ ТО, ЧТО ОНИ НАКАРЯБАЛИ НАСТУЧАЛИ, НАИГРАЛИ.
НАУКА - НА УХО.
ПОДУШКА -ПОД УШКО
СПАСИБО СПАСИ БОГ
Андрей Миронычев-Добровольский 06.01.2025 01:50 Заявить о нарушении
«Бумагия» - авторский неологизм, сплав из слов «бумага» и «магия». Магия искусства и, в первую очередь, литературного творчества - эту тему Юрия Воробьевский начал в «Русском големе» и «Неизвестном Булгакове». Поскольку автор не планирует их переиздание, в новую работу вошли фрагменты из этих книг. В «Бумагии» значительная часть мировой культуры рассматривается как дьявольский спецпроект по соблазнению человечества.
http://vk.com/wall-63038783_13671?ysclid=m5k7odcfo8207151457
ДЬЯВОЛ ВСЕЛЯЛСЯ В ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК И В ТИПОГРАФСКУЮ КРАСКУ
ИНАЧЕ БЫ ОЛЬГИ НЕ ДОВОДИЛИ БЫ ВЛАДИМИРОВ ЛЕНСКИХ ДО СМЕРТИ
А ОНЕГИНЫ БЫ НЕ УБИВАЛИ ДРУЗЕЙ
ТАК И РОМАН НАЧИНАЕТСЯ ЧТО ТАТЬЯНА ЧИТАЛА НЕ ЕВАНГЕЛИЕ , А ПОХАБНЫЕ РОМАНЫ
ЛЕГКОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Андрей Миронычев-Добровольский 06.01.2025 01:55 Заявить о нарушении