Дрейф морали и нравственности

Вспомнилась история, которую рассказывал мне отец незадолго до своего ухода из жизни в 2020 году. Учился он на гидротехника в  Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте им. А.Кортунова. Кстати отец стал первым дипломированным инженером-гидротехником и первым получившим высокое звание «Заслуженного мелиоратора РСФСР» из числа балкарцев. Но статья вовсе не об этом. Будучи на втором курсе он заболел испанским гриппом и две недели лежал. Началась сессия. К самому трудному экзамену по сопромату подготовиться не успел. Измученный испанкой отец сдал экзамен без подготовки, получил тройку. Позже пересдал и исправил на четвёрку. Но в тот момент тройка означала, что студент лишился повышенной стипендии, на которую жил в Новочеркасске. Ситуация была аховая, из дома денег он не получал. И тогда вся группа решила скидываться по несколько рублей. До следующего семестра однокурсники собирали ему сумму равную стипендии. Так ребята помогали друг другу, не бросали в беде. Была взаимовыручка и уважение между людьми. В нынешней жизни такое вряд ли можно хотя бы представить. Сегодня эта история звучит, как выдумка, которой в реальности не могло быть.

При том, чем дальше плывем, тем взаимные отношения между людьми ухудшаются. Двадцать лет назад мне не приходилось сталкиваться с тем, что за спиной шепчут и клевещут, а сегодня такое происходит регулярно. Причем встречаю свою фамилию и имя в социальных сетях, где мне приписывают деяния, в которых я не участвую. К сожалению плохишей становиться всё больше и больше. Об этих метко написал Игорь Губерман:

Пришел я к горестному мнению
от наблюдений долгих лет:
вся сволочь склонна к единению,
а все порядочные — нет.

Люди очень быстро разучились доверять друг другу, помогать, заботиться о ближнем. Такое ощущение, что из жизни начисто исчезло добро, а его редкое проявление вызывает настоящее недоумение в современном обществе. Если кто-либо бескорыстно помог знакомому, не обозначая личного интереса, это вызывает подозрение и удивление. Хотя в республике вроде широко работают специальные институты для посева добра. Официальным конфессиям дали возможность сеять мудрое и разумное. А почему зёрна эти никак не всходят? Вывод: то ли сеют не так, то ли сеятели неумелые. Значит, не работают эти механизмы в обществе? Скрепы выходит не скрепляют? А если учесть, что для них правоохранители регулярно зачищают поляну, отлавливая сектантов, то совсем неясно, почему нет результатов?

Наши соплеменники, глубоко погруженные в зарабатывание денег, их накопления, похоронили свои фундаментальные основы бытия. Балкарский кодекс поведения Тау адет и кабардинский Хабзэ вспоминают только во время пьянки, чтобы кому-то дать штрафной стакан водки. Ну ещё может на похоронах что-то вспомнят, руки к небу поднимут. Но эта не вера, профанация веры. Я ощущаю это буквально. Большая часть общества не осознает процесс деградации. Часто задаю себе вопрос, что сделали полезного наши местные ученные, которые написали  книги про традиции, историю, культуру? Они получали все эти годы государственную заработную плату! У меня ощущения, вспоминая события 2005 года в республике, в Кёнделене и Нальчике 2008 и 2018 года, что польза от их славных трудов мизерная. Может мы стали жить лучше, спать слаще или духовности стало больше? Это вряд ли. По крайней мере, данные Росстата говорят о другом. На мой взгляд, появился серьёзный раскол между кабардинцами и балкарцами, которого в прежние времена не наблюдали, когда не было всех этих научных трудов. До сих пор никто не взялся прокомментировать этот процесс. Проще конечно изучать и описывать ерунду, а там будь что будет.

Складывается внутреннее убеждение, что мы себя потеряли среди всякой чепухи. Новые гаджеты, автомобили, как роскошь, одежда от модных домов. Люди перестали замечать того, что действительно важно. На задворки ушёл внутренний мир, вечная душа. Не раз был свидетелем, когда муж с женой очень серьёзно обсуждают, какие занавески нужно купить в зал. Занавески в зал стали важнее того, какой том «Войны и мира» прочитал сын или дочь. На семейном совете всерьёз решается вопрос, как купить новомодный телефон дочери, чтобы она выглядела лучше других одноклассников. Придумывают себе цели, которые не могут реализовать и потому чувствуют себя всю жизнь несчастными. Родители детям сызмальства внушают, что они должны: 1.стать богатыми, 2.получить должность, 3.купить или построить особняк. Если из трёх китов, какой-либо отсутствует, человек, будучи взрослым, реально страдает. Наши соплеменники прикладывают огромные усилия, чтобы оставаться несчастными. По-простому люди обменяли сердце на деньги. Это дрейф нашей кабардино-балкарской морали, нравственных основ.

Наверное именно так человек продает свою душу — за ерунду. Нравственный кризис продолжается. В кабардино-балкарском обществе торжествует психология «урвать всё, что сможешь». Нравственная и духовная катастрофа вступила в окончательную фазу. Я не религиозный человек, но аналогии напрашиваются. С интересом и печалью слежу за тем, как Лукавый аккуратно стирает нравственный закон внутри человека, а взамен одаривает красивыми домами, машинами, золотом и норковыми шубками. Причем одним Он за предательство собственного внутреннего мира даёт больше, другим меньше. Видимо всё зависит от степени морального и нравственного разложения. Кто больше аморален, тому и дом побольше, кто меньше поддался тлену, тому и домик похуже. У Лукавого, как и у Бога много дверей. Всегда даётся выбор фифти-фифти. Зависит от человека, какую дверь он выберет. Вот так работает этот механизм, а ещё я понял, что подавляющая часть кабардино-балкарцев выбрала не те двери, которые надо было-бы выбрать.


Рецензии