Свт. Григорий Палама о Нетварном Свете и мздоимцах
За 30 лет не раз к ним подступалась и хорошо помню своё первое впечатление: удивления, недоумения. Это издание московского "Паломника", 1993 - репринт издания Братства преподобного Иова Почаевского, Монреаль, 1965. "Перевёл с греческого языка архимандрит Амвросий (Погодин), первое издание на русском языке".
Фамилия у переводчика русская, но в биографии написано, что родился он в 1925-м в Сербии и впоследствии по заграницам всю жизнь прожил, скончался в 2004-м году в штатах на Толстовской ферме при Ново-Дивеевском монастыре. Монастырь этот вырос под Манхэттеном из эмигрировавшей в штаты общины о.Адриана Рымаренко, киевского священника, отступавшего с вермахтом до Берлина и за океан.
Не зная греческого, не раз переводила с церковнославянского на русский и понимаю основную проблему, не лексическую, а синтаксическую. С греческого на церковнославянский, мне кажется, легче было переводить, поскольку синтаксис был одинаково антично-средневековый, витиеватый, плетение словес. А на современный литературный русский сложно.
Хотя меня смутило при первом знакомстве не то, что я спотыкалась на дореволюционной орфографии + сложные конструкции предложений, а содержание! Орфографию выучила и не только свободно читаю, но и сама в ней пишу. Но я-то думала, что Палама какой-то особенный, а стала читать последовательно Омилии (в первом томе проповеди по темам Постной Триоди, во втором по Цветной, в третьем все остальные), то увидела, что он ничем не отличается от прочих отцов, и не сразу нашла во втором томе изюминку, омилии 34 и 35 "На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней же доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным".
Перепишу ключевой фрагмент в советской орфографии с воспроизведением синтаксиса.
"Суть же нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят царствие Божие пришедшее в силе". Царь вселенной всюду находится, и всюду - царствие Его, поэтому словами, что царство Его "приходит", Он обозначает не то, что оно должно придти как-то иначе, но говорит, что оно должно будет обнаружиться силою Божественного Духа; посему Он и сказал: "пришедшее в силе", каковая сила не как угодно случится и кому угодно будет дана, но - стоящим с Господом, то есть утверждённым в вере в Него, и сродным по духу Петру и Иакову и Иоанну, которых Слово сначала возвело на высокую гору, то есть выше низменности нашего естества; поскольку и ради сего Бог являет себя на горе, - как это объясняет некто, - частично Сам снисходя со Своей высоты, частично же нас возводя из состояния нашей долупреклонённости, дабы легче Он стал доступен для созданного естества и то насколько возможно постичь Того, Кто - непостижим. И это явление Бога отнюдь не является подвластным разуму, но гораздо сильнее и возвышеннее его, как бываемое силою Божественного Духа. Свет Господняго Преображения и не появляется как случится и исчезает, и не ограничивается, и не подвержен силе чувственного восприятия, хотя и видим бывает телесными глазами, и то - на малое время и на голой вершине горы, - но, как говорит некто: "Господни таинники, изменением чувств, которое произвёл в них Дух, были переведены тогда из состояния плоти в состояние духа"; и таким образом, насколько им даровала сила Божественного Духа, они видели неизреченный оный Свет".
Мой аппарат восприятия настроен так, что во всём этом длинном речевом периоде прежде всего врезается в память "долупреклонённость", воспринимаемая в контексте как синоним "низменности нашего естества". Не знаю, кто этот таинственный некто, не самого ли себя цитирует здесь святитель.
Сейчас не подряд перечитывала все омилии, а если название влекло. Перечитала "Омилию 4-ю на Евангелие о втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении", а также "Беседу на второе воскресение Евангельских чтений по Луке, говорящее: "Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде", в ней же говорится и против ростовщиков".
Не поленюсь из последней переписать, сокращу только отсылки к Писанию (Псалтири и Книгам Левит и Второзаконие)
"Не желающие давать взаймы обещающим вовремя уплатить занятую ими сумму, требующие процентов тяжких и без них не соглашающиеся даже показать кинсон или серебро, являются беззаконниками хуже грешников, как не покоряющиеся ни Закону Ветхого Завета, ни новому Завету, из которых последний увещевает давать взаймы даже тем, от которых нет надежды получить обратно данную взаймы сумму; а Ветхий Закон говорит: "Сребра твоего да не даси в лихву" и ставит в похвалу того, "иже сребра своего не даде в лихву", и считает, что следует бежать из города, на улицах которого откровенно совершается ростовщичество и обман. Видите, как ростовщик отнимает славу не только от своей души, но и от всего города, навлекая на него обвинения в безчеловечности и всякой неправде? Потому что, будучи гражданином и благодаря нему наживший своё имущество, он не использует его на благо общине, неимущим не желает давать в долг, имущим же немногое даёт под проценты, чтобы хитро отнять и те малые средства на жизнь, которые они имеют. Поэтому сейчас же за взяточничеством Пророк упоминает и обман, говоря: "Удалихся бегая и водворихся в пустыни: яко видех беззаконие и пререкание во граде, и не оскуде от стогна его лихва и лесть". Следовательно, ростовщик старается богатеть не столько деньгами, сколько грехами, губя жизнь должника, а вместе с этим и свою душу: потому что проценты являются как бы порождениями ехидны, гнездящимися в груди сребролюбцев и предвозвещающими угрожающих неусыпающих червей, которых не избегнуть в будущем веке. Если бы кто из них сказал мне: "Поскольку ты не позволяешь мне брать проценты, то я удержу за собой избыточествующее серебро и имеющим нужду занять откажу", - пусть знает таковой, что он хранит в своих недрах породительниц ехидн, имеющих стать для него породительницами и оных неусыпающих червей!
Вот, посему, отводя нас от изобилия таковых зол, Он увещевает нас любить врагов и делать им добро и давать взаймы не имущим вернуть долга, ничего не ожидая от них, "яко будет мзда ваша многа и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на безблагодатные и злыя".
Уфф. Здесь про ехидну незабываемо, если помнить, что это не про яйцекладущих ёжиков, а про ядовитых библейских змей. Дал под проценты - отложил в сердце яйцо ехидны, червя неусыпающего. По-моему, очень страшно. Однажды решила протравить глистов у бездомных щенят перед пристройством. А они ещё внутриутробно были заражены, и вот стало их рвать червями такой величины, что я чуть не потеряла самообладание. Так то щенята, а что у банкиров и "вкладчиков" бы вышло, и вообразить невозможно.
И вот при том, что сейчас везде, повсеместны, не знаю страны и града, где бы их не было, оные порождения ехиднины - общедоступны и тексты о Нетварном свете, Божественных энергиях, Фаворском свете, исихазме и прочем подобном. Понять это можно, растут злаки - растут и плевелы, но совместить-то как? Да никак. Но только ни с какого амвона теперь про это не услышишь.
В общем, вместо того, чтобы перечитать и отдать, пока решила себе оставить.
Свидетельство о публикации №223031201250