Цитадель

; Никогда не выбираю фиолетовый цвет. Он почти не встречается в природе. Люблю природу. Наверно, и она любит меня.

Здесь, на земле много умелых людей, живущих сердцем.

; Как это? ; спросите вы, превращая лодочки бровей в радугу-дугу, по-королевски спрашивающую. Тот, кто живет сердцем вам когда-нибудь и ответит. Не забудьте записать ответ того человека и рассмотрите его хорошенько. Возможно, он много страдал и на лице его обитель морщинок… но он умеет улыбаться и каждый раз впускает в улыбку волнистое, веснушчатое счастье. Да! Да! Улыбка ; та самая диковинная дверца, и если через неё заходит солнце, всё лицо излучает побеждающий свет.

Я ; художник. Говорят, родилась с палитрой в руке. Это неправда. С палитрой не рождаются. Ею становятся, если живут по правилам, умеют любить и защищать.

У меня есть тайна. И по легенде я полюблю навеки того, кто её узнает.

Прошло уже три дерева. Для меня месяц ; дерево. В году ; двенадцать идущих деревьев. С завтрашнего дня дерево мая превратится в пышную королеву с лазоревыми волосами и едва зелёными листиками.

В последние 99 лет разрисовываю своды замков, и мне нравится моя работа. В этом году мне исполнилось сто, а я, как и раньше юная, точно луна в конце первой четверти. Всегда буду юной, потому что моё имя Цитадель.



В этом замке мне нравится библиотека. Книги за стеклом. Можно открывать стеклянные дверцы и касаться книжных корешков. Мне разрешено читать после работы ; по ночам. Ставлю тяжелый канделябр на стол, придвигаю к столу стул и проваливаюсь в книжный мир.

Мне нравится всё правильное и красивое: волны и ветер, задумчивые деревья и алые маки, песок под ногами зверей и птиц, выражение их глаз и лес, лес, лес, бесконечный лес...

Сплю я в своём ветхом лесном жилище, которое давно бы рухнуло от древности, если бы не находилось на ветвях могущественного дуба. Я называю дуб папой, а единственную свечу в доме ; мамой.

У меня в доме нет кровати, но есть огромный комод из орешника. Выдвигаю один ящик и сплю в нём. Этот домик для сна. Всё остальное время тружусь. Только за труд мой мне платят не деньгами, а полотнами ; старенькими картинами, требующими реставрациями. Красота, честно заработанная мной.

Разрисованные своды замка ; одна картина. У меня много таких картин. Они хранятся в гнёздах птиц. Птицы помогают мне их реставрировать, ; прикрепляют к дереву и приносят мозаичные камушки со дня моря, которые мы с белками, зайцами и дикобразами тщательно перемалываем в муку. Затем птицы клювом заполняют ветхие пространства холстов самодельной «мозаичной пудрой», а третьими ночами каждого месяца мы оживляем картины с помощью моей немой флейты. Голос её никто не слышит, но все чувствуют.

Так мы вернули к жизни и портреты ; одного высокого дяденьку врача с бородой, трёх поэтов и шестьдесят художников.

Благодаря пяти тысячам жемчужинок, которые принесли в клювах вежливые галки, мы спасли от зимнего холода и голода на картинах миллионы птиц и растений в садах. Когда они выходят из картин или вылетают с дождями, ветром, зноем несут с собой столько счастливых лучей, что звёзды по ночам спускаются ещё ниже к земле, посмотреть на них.

Об этом кроме моего леса и рождённых из картин никто не знал. Целых сто лет.

Меня попросили украсить своды главного зала замка облаками, а холл ; луной и фиолетовыми звёздами. Всегда опасалась я фиолетового цвета, а принц замка сказал, что фиолетовый цвет ; след могущества на плечах великанов. Я люблю облака и к тому же, очень хочу получить особую картину, всегда закрытую, и названную «Цитадель».

Люди считают «Цитадель» крепостью, крепостной стеной, умеющей защищать. Но раз так ; подумала я. ; Мне бы не мешало отреставрировать такую сильную стену и выпустить её в лес, чтобы Цитадель могла защищать его.

За эту картину я согласилась. Только как обычно договорилась, чтобы никто не видел, как я рисую, мне не мешали, не отвлекали. Принц кивнул.

Его лицо показалось мне недоверчивым. Такие люди, как он никому не верят. А мне так и лучше. Я тоже людям не верю. Лишь полям, холмам, зверушкам, садам, холстам да птицам.

Никто не знает, как рисую, потому что не рисую.

Мне помогает немая флейта. Достаю её из сумочки да иду с ней в лес, или в сад, ; куда захочу. Направляю флейту на всё, что хотелось бы нарисовать и прислоняю к губам. Музыка не струится из неё, но я переполняюсь такой красотой, что тотчас передаётся на своды замка. Вот и выходит, нарисовано всё, но вовсе и не нарисовано, а создано чьёй-то красивой и вечной рукой, а я тут и словно и ни при чём.

Облака ; розовато-перламутровые, будто вплыли в залы с небесного дна. Розоватые клювы золотистых птиц устремились к ягодам и листьям. Сладкая, опаловая луна смотрит взглядом совести. Пушинки одуванчиков, вплетаются в художественные брызги травы и цветов.

Всегда знаю, как что будет выглядеть ещё до того, как увижу. Но вот фиолетовый цвет… Фиолетовый цвет… Где его увидеть, как пропеть немой флейтой?

С одной стороны заметила чей-то дом, почти фиолетовый немного неприятный, но что поделать, раз оттенок нужен. Направила немую флейту на него.

Миг, и из дома вылетела ведьма в фиолетовом плаще и злыми да скрюченными пальцами она выхватила у меня из рук немую флейту, улетев прочь.

О, как я бежала за ней по земле, пытаясь догнать злодейку! Что тут поделать ; ни её, ни флейты… Ведьмы всегда такие.

Вернулась в замок посмотреть на созданную красоту флейтой... Больше я никогда не увижу её. Не поднесу к губам. Не почувствую её музыку…

Посредине холла стоит принц. Вокруг него множество фиолетовых звёзд ; они, нарисованные, упали с потолка и кружатся в воздухе, подобно листьям первого осеннего дерева. Только не существует фиолетового дерева, ; подумала я.

; Всё знаю! ; сказал мне принц. Я вздрогнула.

; Я подглядывал за Вами уже давно. С тех пор, как Вы впервые пришли в мой замок.

; Вы не подарите мне ту картину? ; спросила я и заплакала. Теперь, как никогда мне нужно будет защищать лес от этой проклятой фиолетовой ведьмы, а у меня ни картины, ни флейты.

Принц подбежал к своей старой картине и быстро сдёрнул с неё ткань.

Передо мной возникло картинное изображение ; моя флейта! Немая флейта! Родная флейта!

Я смотрела сквозь слёзы на мою флейту и не верила.

; Когда ведьма понесла её, я всё видел ; прятался за барбарисовым кустом! ; нежно произнёс принц. ; И загадал желание, чтобы Вы стали моей женой. Я подумал: если это возможно, пусть флейта вернётся на пустой холст, оставшийся мне от дедушки и …

Я подошла к нему, а затем к картине. Подошла ближе и дотронулась до моего немного музыкального инструмента, как будто нарисованного, ; глазами, а затем тыльной стороной ладони. И вдруг она, вновь как и раньше, в моей руке, а я, продолжая плакать, -- теперь уже от вернувшегося счастья, -- играю на ней.

Все ожившие картины пришли на нашу свадьбу с принцем: птицы, звери, знакомые и малознакомые люди… столько гостей никогда ещё не присутствовало ни на одной свадьбе!

Принц держал меня за руку, а светлячок, устроившийся у него на правом плече, светился точно огромный нефрит.

; Почему Цитадель? ; спросил принц. ; Так называют крепости.

; Мой имя Цитадель означает ; хранительница красоты, ; ответила я. ; Теперь красоты в мире будет больше и люди станут добрее, сильнее, лучше! Даже крохотная пушинка сможет улыбаться. Улыбка , мой любимый, ; та самая диковинная дверца, и если через неё заходит солнце, всё лицо излучает побеждающий свет.


Рецензии