Один день из жизни

Мы уже несколько дней стояли лагерем на берегу нашей среднеазиатской красавицы Сырдарьи. И, несмотря на конец сентября, как никогда за многие годы, она была полноводна и поэтому особенно красива.
Тугаи чуть начинали покрываться золотом, стояли тихие, почти безветренные дни, в воздухе плавали серебристые паутинки и на сухих ветвях поваленных в воду деревьев, они образовывали замысловатые сказочные узоры. По утрам резко холодало, и поверхность реки покрывалась белым туманом, как будто кто-то большой и заботливый укрывал ее легким пушистым одеялом, чтобы сохранить тепло воды от надвигающейся прохлады.

 

Наш лагерь в 10 км от Суткента

Снасти наши для ловли сомов были уже расставлены, и мы во второй половине каждого дня меняли на них наживку, а рано утром следующего  - ездили их проверять.
Накануне того дня, о котором пойдет речь, к нам подъехал Гена – местный инспектор охотнадзора, к рыбнадзору он тоже имел какое-то отношение. Мы давно хотели установить с ним более тесные отношения. Но он всегда держал нас как бы на расстоянии. Учитывая его должностное положение – это было вполне объяснимо.
Подъехав, он поинтересовался все ли у нас в порядке, вскользь упомянув о том, что приезжает серьезная инспекция, и он хочет угостить их сомятиной. Мы предложили ему выбрать сомов из пойманных нами, но он сказал, что еще есть время и уехал ставить свои снасти.
На следующий день мы поехали проверять свои кормаки и перетяги только после того, как проследовал мимо нас Генка,  помахав нам рукой.
Когда мы проплывали мимо его лодки, а мы увидели ее недалеко от нашего лагеря, за поворотом реки, он подозвал нас. В его лодке лежал огромных размеров сом, весом за сто килограммов. Вытащить одному такую махину! Для нас это было непостижимо. Генка объяснил нам, как он это делает. Он втыкает сому в холку хорошо заточенный крюк, там у сома самая толстая и самая крепкая шкура и, держась за шнур, подтягивает сома к борту лодки. Сом ударами своего мощного хвоста сам себя постепенно загоняет в лодку. Для этого нужна лодка с хорошей остойчивостью, недюжинная сила ловца и сом с дурной головой. В данном случае всего этого было в избытке.
Довольный произведенным впечатлением, Генка уехал, обещав вечером привезти к нам в лагерь своих гостей. Это, значит, он в нас был уверен. Мы, в свою очередь,  обещали приготовить пельмени из сомятины. Так что к вечеру у нас намечался своеобразный праздник…
Еще одно событие скрасило нам середину дня. Все мы были заядлыми спиннингистами. Но жереха, этого странноватого беззубого хищника, становилось все меньше и меньше, и он уже почти не собирался в стаи, как это бывало раньше. А тут мы заметили чаек, носящихся около мыса на острове, находившемся от нас где-то в полукилометре. Это почти всегда означало, что в этом месте на малька охотится жерех.
Не долго думая, мы втроем вскочили в лодку, оставив на берегу гневно машущего руками нашего высокопоставленного приятеля, который иногда украшал нашу компанию цветом своих волос и цветастыми размышлениями по любому поводу. Вероятно, он считал, что рыбы у нас достаточно и искать дополнительных приключений на свою голову не стоит. Может он и был разносторонне развитым человекам, но рыбака и охотника из него никогда бы не получилось. Для этого нужна хотя бы небольшая, но личная смелость и чуть больше азарта. В этот раз он почему-то считал себя ответственным за всю нашу компанию. Он глубоко заблуждался.
Подплыв к мысу, мы обнаружили, что забыли якорь, но возвращаться и терять драгоценное время нам не хотелось. Заглушив мотор, мы проплывали мимо мыса. Затем на моторе возвращались на исходную позицию, и цикл вновь повторялся. Кто-то успевал за это время бросить блесну дважды и вытаскивал двух жерехов. Обычно успевали сделать один заброс. Результаты забросов были практически стопроцентными.
И так, мотаясь челноком вдоль мыса, мы натаскали целую кучу жереха, пока стая не ушла. Возвращались в лагерь победителями. Наш высокопоставленный, увидев такое количество рыбы, от страха побелел, и его солнечная шевелюра стала еще ярче. Он боялся рыбнадзора, он боялся местных, он боялся самого себя. В подобных случаях, а они бывали не часто, мы оставляли рыбу нашему хорошему знакомому в поселке – Петру  и вполне законопослушными уезжали домой.
Из самого крупного жереха сделали великолепное хе, налепили пельменей. Подготовились к встрече гостей по высшему разряду. Задолго до прибытия услышали шум двигателей. Идут две лодки – определил кто-то из специалистов. И действительно, на первой прибыл Петр, а на второй Генка с инспектором. Встреча затянулась до позднего вечера. Охотничьим и рыбацким рассказам не было конца.
Наконец, гости засобирались домой. Ночь была темной, безлунной и, разгоряченные разговорами и напитками, Генка и Петр решили устроить соревнование – кто быстрее доберется до поселка. По воде до него было не меньше пятнадцати километров. Идти по реке ночью, когда кругом мели, коряги и, Бог знает еще что, не только сложно, но и опасно. Петр должен был взять с собой инспектора, а Генка отправиться один. Мы попрощались, и гости направились к своим лодкам. И вдруг резкий звук воющего двигателя подбросил нас с наших мест, и мы высыпали на берег. Берег был крутой и там внизу, в свете наших фонариков, бешено по кругу носилась лодка с прижатым к одному борту двигателем. Видно Генка забыл снять двигатель со скорости, а его самого выкинуло в воду в куртке и в сапогах.
- Генка, внизу Генка – закричал Петр. Но сделать никто ничего не мог. Все остолбенело ждали. Сколько продолжался этот кошмар, никто сейчас уже и не вспомнит, а что было в душе нашего «опекуна» никто, никогда и не узнает. Я помню только одно, как над бортом поднимается рука, хватает рычаг двигателя и вот уже хозяин лодки, сбросив скорость, мягко подводит ее к причалу.
Первые слова, которые мы услышали от Генки:
- Ну и глубоко тут у вас, ребята, - запомнились нам на всю жизнь.
Так что к тем рассказам, которые мы услышали сегодня, прибавился еще один о людях сильных и мужественных, не теряющихся в любых непредвиденных ситуациях. Так-то вот, наш высокопоставленный приятель!

P.S.  Генкина жизнь оборвалось внезапно в разборке с браконьерами


Рецензии