Эссе. Размышления о наболевшем
Как белым пухом на землю ложится первый снег? Как волны переливаются на полях пшеницы? Как изумрудная зелень пробивается из-под снега, а облака спускаются на землю и превращают их в молочные реки? Как простое слово превращается в изумруд? Ответить на все эти вопросы, показать красоту слова помогает Учитель.
Роль учителя в обществе ответственна. Ни за кем на свете так пристально не следят, как за учителем. Никому из вас не скажут: «Нельзя так делать. Ведь ты же… сантехник, таксист, инженер». А учителю говорят.
Ох, какой стыд, если тебя увидят в купальнике на пляже ученики. А если выставишь фото на отдыхе с бокалом сока, то обвинят в распущенности и пьянстве.
Так почему же так происходит? Почему так идеализируют учителя. Мне всегда нравилась эта работа. Сидя на уроках, я смотрела на учителей. Я их боготворила. Мои учителя никогда не выясняли отношений с учениками. А самое страшное, что мог сделать ученик – это заснуть, потому что ночью гулял. Мы, дети, не видели и не слышали бранных слов. Хватало лишь укоризненного или пристального взгляда – и все понимали, что так делать нельзя.
Вы спросите: "Неужели вы не баловались на уроке?" Отвечу: «Нет». Мы занимались. Сейчас, с высоты опыта работы учителем, понимаю. Что задействовать каждого ученика на уроке истории, географии, биологии для нынешних отдельных учителей проблематично. Мы в таких ситуациях поступали проще. Кто уже ответил учителю, молча сидел и слушал других отвечающих или читал под партой книгу, или рисовал. А однажды, это было в восьмом классе, одноклассник принес в школу радио на батарейках. И на уроке истории в двенадцать часов включил гимн. Учитель истории не растерялась. Она нас подняла. И мы слушали гимн стоя. После все сели, и урок продолжился. После не было никаких разборок. Да, учительница была в возрасте. Одна наша девочка напевала себе под нос мелодию. Она просто сказала: «Кто в трубочку дует?» Девчонка смутилась. И стало тихо.
Вот такие были наши учителя. Многих давно нет на белом свете. Но в памяти остались только хорошие воспоминания.
В настоящее время трудно работать творческому учителю в школе, если остальные учителя набрали часы, чтобы иметь много денег. Я знаю, о чем говорю. С уходом одаренных учителей из школы не проводятся конкурсы, ученики не принимают участие в олимпиадах, не участвуют в литературных конкурсах. Нет лучших сочинений, какие бы можно отправить в регион. И это больно. Мои ученики достойно учатся в вузах и техникумах. Знаете, приятно поражают своим душевным теплом спустя много лет.
Последний выпуск ушел из школы без меня. Не дотянула по здоровью, чтобы выпустить их после девятого класса. Но мои опорные конспекты: орфограммы и пунктограммы, работали без меня. Школьники не обращались к новоявленному учителю русского языка. Они сами готовились к экзаменам. Самое обидное, что эта учительница их не готовила к трудному этапу в жизни, потому что они были мои. Почему? Что это? Зависть или ненависть? Самое смешное и ужасное, что она моя ученица. Наша школа перестала звучать по русскому языку и литературе в районе.
Хочется думать, что это единичная ситуация в отдельно взятой школе.
Вопрос о дисциплине на моих уроках не стоял. В начале пути в каждом классе была парочка ленивых и вечно спящих на задней парте мальчишек. Получали они свои тройки. Через несколько лет муж передал слова ученика: «Твоя жена - человек!» Хотя этот мальчишка знаниями не блистал. Сидел и сидел. Никого не трогал, и ладно. На экзамене помогли, и в добрый путь. Кто-то это понимал, а кто – то нет. Но я не обижаюсь. У каждого своя голова.
Сейчас очень обидно читать статьи о том, что учитель скачет с детьми на перемене. А нельзя уважение завоевать другим способом? Однажды мне завуч сказала, что я завоевываю дешевый авторитет, давая читать стихи Асадова и других авторов выпускникам. Я ее поняла и ответила, что ничего я не зарабатываю, и не вижу криминала, если девочки будут приобщаться к прекрасному.
Вот так работала я в почти глухом селе, где все говорили: «Ну, ты же учитель!»
Свидетельство о публикации №223031201346
Юл Берт 13.03.2023 13:05 Заявить о нарушении