Искусство делать подарки

   Современному читателю трудно поверить, что всего 65 лет назад в Космос летали только собаки (во главе с Белкой и Стрелкой), а в СМИ (и на кухнях) ожесточённо спорили "физики" и "лирики". Предмет спора: "останется ли в будущем техногенном обществе "лирика": литература, поэзия, живопись и гуманитарные науки вцелом. Писатель-фантаст Илья Варшавский (?) откликнулся на эту полемику шутливым рассказом "Четыре четырки".

...К планете с высочайшим уровнем цивилизации приблизился и лёг на орбиту чужой космический модуль. Система защиты мгновенно сканировала его и описала облик прибывшего космонавта, у которого оказалось "четыре четырки, две растопырки и один вертун". Дальнейшая история "первого космического контакта" далека от нашей темы; скажу лишь, что "инопланетянин" оказался подопытной собакой, "четырки" - лапами, "растопырки" - ушами, а "вертун" - сами догадайтесь чем. Нам важно, что в школах сверхцивилизации преподавали лишь три предмета: математику, физику и "искусство делать подарки". В обществе будущего, где у всех есть всё, самой востребованной оказалась замечательная способность разумных существ создавать необычные привлекательные вещи своими руками.

   Я запомнил этот рассказ шестидесятилетней давности потому, что всю жизнь на вопрос: "Что вы любите больше всего?", - отвечал: "Создавать своими руками. Вчера этого не было, а сегодня - вот, смотрите! Можно пользоваться, или любоваться, или удивляться, а ещё лучше подарить". Чего только я не мастерил с раннего детства!  Среди многих качеств, которыми привлекла меня моя жена, её любовь и желание создавать красоту своими руками, я думаю, сыграли не последнюю роль. Многочисленные свои изделия я почти все раздарил, потерял или поломал, но для оживления этого предисловия разыскал несколько старых "артефактов".

   Вот цепочки, вырезанные из единой берёзовой "палки" скальпелем и обломком безопасной бритвы. Одна из 50 звеньев размером 2см, другая из 80 звеньев размером 1см. (Цепочки-ожерелья вырезались на лекциях по марксизму, которых, как можно понять, было очень много).

   Вот колье из тонких срезов маньчжурского ореха. Воспоминание о практике в Приморье.

   Вот браслет и два кольца из чёрного эбенового дерева с вставками из малахита. Воспоминание об экспертной поездке в Конго.

   Вот четыре мельхиоровых брошки с вставками из многоцветного микробисерного шитья. Это остатки старинного армянского платья, которое в семье моих друзей использовалось для игры в шарады. Как вышивали его армянские монашки(?) загадка; ни одна современная иголка в дырочку не проходит.

   Вот вазы из берёзового капа. Когда я встречал его вблизи своего геологического  лагеря, мимо не проходил.

   Но это было предисловие. А расскажу я вам о трёх замечательных женщинах.

   Жизнь ИРИНЫ МАТВЕЕВНЫ ЧЕРНОВОЙ сложилась удачно. Успешно закончила Московский энергетический институт (МЭИ), куда поступала под влиянием стереотипов 50-х и настойчивых рекомендаций родителей, желавших, чтобы дочь получила «солидную» специальность. Вскоре защитила диссертацию с трудно произносимым названием и много лет преподавала электротехнику в МАМИ (ныне Московский машиностроительный университет), неизменно пользуясь уважением и любовью студентов. Вышла замуж по любви за одноклассника — умнейшего и добрейшего энциклопедически образованного человека и уже отпразновала золотую свадьбу. Родила и воспитала двух прекрасных сыновей, которыми может гордиться не только мать, но и вся Россия. Алексей Александрович Масчан и Михаил Александрович Масчан — доктора медицинских наук (Алексей - академик) ведущие специалисты по детской гемотологии и онкологии, одни из руководителей знаменитого Федерального центра имени Димы Рогачёва.

   Всю жизнь она была окружена тесным кругом успешных талантливых и весёлых родственников и друзей, среди которых семья кинорежиссёра Юрия Егорова («Добровольцы», «Простая история» и др.), народный артист Игорь Ясулович, киновед председатель Госкино Армен Медведев и другие. Просторная квартира, дача, машина, поездки за рубеж. Чего ещё может желать любимая жена, мать успешных детей и четырёх внуков, востребованный преподаватель, вполне состоятельная, по нашим меркам, женщина?

   Однако сейчас очевидно, что в душе Ирины всю жизнь теплились чувство неудовлетворённости и творческий огонь, постоянно прорывавшиеся в наш обыденный мир. Ещё в юные годы она неожиданно для окружающих выучила японский язык (просто так!), и долго сотрудничала с Всесоюзным центром переводов, реферируя японские технические статьи. Всегда восхищал меня оригинальный часто меняющийся дизайн её квартиры, дачи, и дачи сына, где многое шилось и мастерилось своими руками. Когда из моды вышли классические мужские галстуки, она собрала их у друзей и сплела удивительный многоцветный ковёр. Очень восхитила меня её «творческая» работа со студентами-двоечниками. Желающие пересдать ей электротехнику, сначала должны были сдать донорскую кровь в Центр детской гематологии и принести справку об этом. Многие студенты, побывав однажды в этой удивительной клинике, потом становились её постоянными донорами. Параллельно с преподаванием она работала в благотворительном фонде «Лечим вместе» при этом Центре, где продолжает работать по сей день. Но особенно ярко её творческий талант всю жизнь проявлялся в организации домашних праздников и создании шуточных стенгазет и коллажей. К каждому юбилею, дню рождения, защите диплома или диссертации на основе репродукций известных картин и фотографий участников торжества она готовила остроумные красочные композиции. Ныне огромное собрание их, скопившееся в большой папке, могло бы украсить продукцию любого издательства.

   Вот и подошли мы к теме, заявленной в заголовке. Восемь лет назад Ирину, уже отметившую семидесятилетие(!!), посетила новая любовь — керамика. Она пришла в студию, организованную художником-керамистом Валентиной Кузнецовой. Результат однозначно показывает, что это и есть её настоящее призвание, и возраст здесь не помеха. Я не художник и не искусствовед, а потому хочу предоставить слово Ирининой наставнице Члену-корреспонденту Академии художеств Валентине Кузнецовой: «Успехи Ирины в керамике просто поражают. У неё огромное количество работ и каждая несёт свою внутреннюю драму, продумана, технологически сложно исполнена и расписана, — словом в каждую вложена душа.... Иринины светильники — это львы, маяки, деревья, цветы и даже ковчеги. Чайники-клоуны, молочники-птицы, вазы-манекены, плакетки — стихи любимого Окуджавы. А ещё она человек ослепительно щедрый и теперь может делать подарки любимым людям. Любимых и любящих вокруг очень и очень много, а значит постоянно появляются новые идеи и ждёт новая работа. (Работы свои, всегда выполненные в одном экземпляре, Ирина не продаёт, а только дарит. У меня, не очень близкого ей человека, пять её подарков, А.Е).

   Росписи Ирины очень красивы. В них есть поэтическая гармония. Такое удовольствие видеть маленькую чашечку, расписанную полевыми цветами, фигуру мальчика, освещённую лунным светом. И с каждой новой работой росписи её становятся лучше и прфессиональней. Во всех её работах есть жизнь, они наполнены теплом и добром.

   У Ирины есть серия, посвящённая поэзии, фантазийная серия и детская, пожалуй самая большая. Это мальчики и девочки с книгами, птицами, бабочками, цветами, рыбками. В этих работах есть что-то завораживающее, какая-то таинственная красота. Ирина Чернова — одарённый художник, влюблённый в керамику, очень требовательный к себе, преисполненный творческих планов».

   А вот впечатление специалиста по керамике Л.Ведерниковой, увидевшей одну работу Ирины - «Мамин ковчег»: «Это явление! Сколько любви, нежности и искренности, до слёз». 

   Таково мнение профессионалов. А мне работы Ирины просто очень нравятся, не всегда знаю почему. Ещё меня поражает количество и разнообразие её работ, при том, что она попрежнему активный работник Фонда, прекрасная жена, мать, бабушка, хозяйка в доме, организатор праздников и семейный водитель. Правда, в минуты откровенности она говорит: «Я всё это делаю, делаю, с удовольствием делаю, но в голове у меня только одно — скорее бы сесть за стол и лепить». А бывает и так: «Сейчас утро, 8 часов, муж ушёл на службу, пару часиков поработаю с керамикой, а потом за домашние дела... Саша — это ты? С работы? А сколько времени? Что? Семь часов? Не может быть!»

   С 2018г Ирина член Союза художников. У неё бывают выставки в Доме художников. С 2020г работы Ирины размещают в ежегоднике: «Лучшие художники России.Прикладное искусство».
 
   Работы её можно посмотреть в интернете.

   ЛАРИСА ПАВЛОВНА ЛЁВИНА. Я всегда восхищался женщинами, работавшими в геолого-съёмочных и поисковых партиях. Конечно, иногда поступление в геологический вуз и последующее стремление в «настоящую» экспедицию было данью юношеской романтике и желанием подражать героям любимых книг — Кате из «Двух капитанов» или Варьке из «Дорогого моего человека». После знакомства с реальной полевой жизнью: тяжёлым физическим трудом, жарой, холодом, ливнями, от которых негде укрыться, изнуряющим гнусом, а особенно, с появлением детей такой романтизм быстро проходил, и женщины-геологи переходили на работу в различные НИИ, лаборатории или издательства. Но многие оставались верны избранному пути всю жизнь. С удовольствием отмечу, что дамы при этом не теряли обаяния и женственности, жили насыщенной интеллектуальной и эмоциональной жизнью. В поле это были книги, радиопередачи и общение с природой, в Москве, кроме того, театры, выставки и консерватория.

   Однако здесь я хочу рассказать лишь об одной из них - технике-геологе Ларисе Лёвиной, которая работала в моей партии на БАМе 10 лет. Отец Ларисы Павел Калинович был топографом, девушка ездила с ним в поле с 13 лет и профессию выбирала вполне сознательно. В 17 лет (1961г) она начала работать в экспедициях и поступила на вечернее отделение в Геологоразведочный институт.

   Внешность у неё была, как сейчас говорят, славянская: стройная, светловолосая, зеленоглазая, очень симпатичная, а характер спокойный, деловой и покладистый. К невзгодам полевой жизни Лариса относилась мужественно, а небольшие геологические радости, типа вечернего пения у костра, всегда приветствовала. Все эти качества быстро сумел оценить нашь геолог Федя Лёвин, с которым они и живут в гармоничном браке сорок лет, несмотря на тяжёлый удар судьбы, который обрушился на Ларису.

   Дело в том, что каждый год перед выездом в поле нам делали противоэнцефалитную прививку. Парадокс заключался в том, что в районе наших работ, расположенном в северной части Амурской области, за 8 полевых сезонов никто никогда не видел ни одного клеща. Они встречаются только гораздо южнее, но в энцефлитный район была включена вся Амурская область. Медицинским чиновникам некогда вникать в детали. Увы, прививка эта очень редко даёт страшное осложнение — «рассеянный склероз» (не путать с обывательским понятием «склероз»), болезнь прогрессирующую и неизлечимую. То есть, способов лечения много, но как говорили древние: «много лекарств — это значит, нет лекарств».

   Нет необходимости говорить о тяжёлых последствиях этой болезни, но поверьте, их более чем достаточно для глубокой депрессии, пессимизма и мрачного взгляда на жизнь. Достаточно сказать, что свой любимый сад-огород в Поленово Лариса могла возделывать только ползая на коленках, а домашние работы последние годы - только сидя в инвалидном кресле. Однако её оптимистичный взгляд на жизнь, весёлый характер, доброжелательность, энергия нисколько не изменились. Никто никогда не слышал от неё ни одной жалобы. Когда у моей супруги «чёрная полоса», она звонит Ларисе и, пообщавшись с ней, всегда получает заряд оптимизма.

   Но главным любимым занятием Ларисы все эти тридцать пять тяжёлых лет, занятием, которое побудило меня написать о ней, является создание картин в технике «тканевая аппликация» или «лоскутное шитьё». Она никогда нигде этому не училась и никогда не училась рисовать. Сначала она стала шить костюмы для детского самодеятельного театра в музее-усадьбе Поленово. (Муж Ларисы правнук знаменитого русского художника Василия Поленова). А затем, посмотрев выставку работ художницы Вульф, увлеклась этим искусством.

   Она не делает эскизов на основе. Картины рождаются у неё в голове и сразу воплощаются на натянутом холсте с помощью лоскутков ткани, ножниц и иглы. Я не искусствовед, и не знаю, как назвать её стиль. Но мне очевидно, что картины её полны свежести, прелестной наивности и декоративности. На них образы русской народной жизни - крестьянские избы, парная баня, извилистые дороги, пригорки, лесные дали, деревенские храмы. Образы русского фольклора: солнце Ярило, Фея ночи,  деревенские черти, горластые петухи.

   Лариса не продаёт своих картин, а дарит, и многие её работы висят на стенах друзей и родных не только в России.(Родственники Поленовых разбросаны широко). Картина «Геологи» висит и в моей квартире и непременно вызывает улыбку, когда я смотрю на неё. Об увлечении Ларисы знают только друзья и родственники; лишь однажды в 2012г друзья организовали выставку её картин в гуманитарном Музей-центре «Преодоление» им. А.Островского в Москве.
 
   Посмотреть некоторые работы Ларисы можно в интернете.

  ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА ПЕРЕГУДОВА. Я глубоко уважаю людей, создающих полезные и красивые вещи, даже когда это не чистое творчество, а скорее ремесло: шитьё, вязание, макраме, вышивка по готовым образцам. Когда творчество возникает только при подборе материала, цвета, дополнительных деталей. Это как раз тот самый случай: "Ещё вчера этого не было, а сегодня - пожалуйста, смотрите!"

   Смотрю на многочисленные картины, вышитые мельчайшим крестиком (с использованием "нагрудной" лупы) Людмилой Перегудовой, пенсионеркой бывшим технологом-пищевиком, создававшим продукты для космонавтов.

   Людмила типичная "шестидесятница". Скудное послевоенное детство в "деревянно-барачной" Москве (отец погиб на фронте и двух дочек 1940 и 1942 года рождения "тянула" одна мать), институт, женитьба по любви на таком же интеллигенте "в первом поколении" строителе-проектировщике, многолетнее ожидание отдельного жилья, отпуска в байдарочных походах (с сыном, начиная с двух лет), увлечение музыкой, кино, чтением "Нового мира", "Юности" и пр. Огромное собрание книг, «винила» и кассет. С выходом на пенсию увлечений прибавилось; Людмила начала шить и вышивать.

   Сегодня Людмиле исполнилось бы 82. Последние годы она была очень больна, муж умер, сын работал далеко от Москвы, умерли от старости и любимые коты. Но мы создаём свой Мир своими руками. Людмила создала Мир полный цветущих комнатных растений, вышитых картин, весёлых благодарных синиц на балконе, мир трудолюбия, доброты и желания делать подарки. И к ней часто приходили и друзья детства, и друзья по походам (увы, уже совсем немногочисленные), и сестра, и соседи по площадке, и конечно, любимые внучки.

   Многочисленные вышитые картины свои, изобилующие тончайшими оттенками, часто неотличимые от картин маслом, Людмила всегда охотно дарила и родным, и друзьям, и соседям, оставляя о себе светлую память.

   В интернете картин Людмилы, к сожалению, нет.

   Как известно, самый лучший совет: «Не слушайте ничьих советов». Но я к нему не прислушаюсь и дам три совета от трёх моих героинь:
   От Ирины Черновой: Прислушайтесь к себе. Может быть в вашей душе тлеет какое-то призвание, заглушённое обстоятельствами реальной жизни. Преодолейте их, и перед вами откроется замечательный мир воплощения мечты. ЛЮБОЙ ВОЗРАСТ здесь не помеха.
   От Ларисы Лёвиной: Если Судьба нанесла вам неожиданный тяжёлый удар, не теряйте оптимизма. Он позволит вам по-прежнему жить полной жизнью. Жизнью другой, но счастливой и полной. И всегда останется возможность создавать своими руками и дарить красоту.
   ‘От Людмилы Перегудовой: Если вы больны и одиноки, постарайтесь создать вокруг себя СВОЙ МИР доброты (к людям, животным, птицам...), и частью его обязательно сделайте создание красоты - выбор большой. И ответ обязательно придёт.


Рецензии