Насколько канонична концепция мытарств после смерт
Пришло тревожное письмо от обеспокоенного своей посмертной участью гражданина.
\\Внимание, вопрос. Насколько канонична эта история про мытарства?\\
Внимание, ответ — а хрен его знает.
А теперь серьёзно. Сами посмертные приключения бедной Феодоры — документ не канонический и не самостоятельный. Это визионерская вставка в житие Василия Нового, причём позднейшая вставка, сделанная почти через сто лет после первых публикаций жития. Вставка весьма сомнительного происхождения, сделанная явно под католическим влиянием. В отличие от православия у католиков концепция чистилища догматизирована, у нас же эта концепция имеет только апокрифические формы, формы частных мнений и размышлений. Такие размышления есть у наших отцев всех времён, от аввы Дорофея и Иоанна Златоуста до Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, но повторюсь — апологетически эти страшные сказки на ночь у нас не закреплены.
Сама концепция мытарств или чистилища довольно сомнительна хотя бы уже потому, что она противоречит словам Христа «в чём застану, в том и сужу».
По православным понятиям смерть человека есть фотофиниш, и очиститься, и пасть можно за секунду до смерти. Мытарства же — это концепция неких промежуточных состояний, которые сомнительны с точки зрения вечности. Наверное, поэтому отцы всегда размышляли о возможности промежуточных состояний, собирали визионерские свидетельства и документы, но так и не решились включить их в догматическое учение Церкви. В отличие, повторюсь, от католиков, которые телегу о чистилище смело включили в свои апологетические документы, а чистилище и мытарства — это по сути один перец, только слова различаются.
Парадоксально, но факт — у нас, у православных, за концепцию мытарств яростно топят ультраконсерваторы, для которых слово «модернизм» является ругательным, хотя сама телега мытарств — это чистой воды модернизм как по форме, так и по содержанию и по происхождению, ибо здесь несомненно влияние клятых католиков, ни дна им ни покрышки. Получается потешная ситуация, прямо как в том анекдоте — Вы, Иосиф Соломоныч, либо крестик снимите, либо трусы наденьте. Однако у наших ультраконсерваторов всегда так, у них с логикой всегда была беда. Когда говоришь им, что главным и первым модернистом является Господь наш Иисус Христос, у них немедленно начинается несварение желудка и диатезик.
Многих противников концепции мытарств сильно ломает отсутствие Бога во всей этой схеме. Бог как бы самоустраняется ото всех этих страшилок, тебя по свидетельству многострадальной Феодоры берут под ручки два ангела и водят на встречи с чертями, и уже черти вершат над тобою суд, а не Сын, которому суд отдал Отец. Нелогичненько, согласитесь.
Что до меня, я в концепцию мытарств мало верю, хотя ни разу бы от них не отказался. По свидетельству нашего экскурсовода по чертям, достойной Феодоры, все эти страшилки занимают всего три земных дня. Всего три дня, ребята, и гуляй Вася. Как по мне — это халява, это тебе не вечность на сковородке жариться или зубами стучать в вечном тартаре. Как ни крути, но это халява, ребята, несмотря на всю отвратительность процесса мытарств, которую так смакует неизвестный нам свидетель приключений многострадальной Феодоры.
И самое главное. Я бы предложил и противникам, и сторонникам концепции мытарств забить на них большой болт. Причина проста — ты влетаешь на мытарства с неисповеданными, неосознанными, неотрефлексированными грехами. Об этом наш экскурсовод по чертям Феодора говорит недвусмысленно. Поэтому живём и не тужим. Если ты занимаешься православным самоанализом, который называется у нас Таинством исповеди, если ты умеешь посмотреть на себя со стороны, если ты внимателен к себе, то на мытарства натурально можно забить. Занимайся своими делами, исправляй ошибки, умей вовремя извиниться, покаяться, отмаливай свои грехи — и нехрен тебе будет париться о мытарствах, и ломать голову, есть они или нет, и трепетать перед встречей с чертями. На чертей можно будет забить вместе с мытарствами, если ты вменяемый человек с хорошо воспитанной совестью. Живи не тужи, и почаще вспоминай великие слова пророка Давида —
СЕРДЦЕ СОКРУШЕННО И СМИРЕННО БОГ НЕ УНИЧИЖИТ
И будет тебе щщастье. Аминь.
--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417
Свидетельство о публикации №223031201709