Байкальский Инь и пещерный Ян

– М-м-м, хорошо-то, как, – вдохнув морозной свежести и немного потропив выпавший за ночь снег, слаженный в походах коллектив в составе, собственно, меня, Мунки и Курумыша выдвинулся в направлении точки сбора, а попросту к машине, в которой нас уже ждал Олег Моргунов – человек и... Нет, никакой он не пароход, а путешественник, точно-точно, самый что ни на есть заслуженный путешественник России! И его тяга к путешествиям по воде, по земле и под землёй настолько сильна, что притягивает к нему всех, кто хотя бы однажды дал слабину и покинул свой диван. Вот сходите с ним в поход хотя бы раз и узнаете свою устойчивость к соблазнам.
– Едем?
– Едем!

Ехали мы, ехали... И чем ближе был посёлок Еланцы, тем меньше становился снежный покров, а сила обжигающе-ледяного ветра только нарастала. Иньствовать, созерцая просторы Байкала, не получалось от слова совсем. Хотелось укрыться, спрятаться от этой жуткой жути, что сводила от холода пальцы, с которых неосмотрительно, дабы запечатлеть контент, снимались варежки. Спрятаться решили в пещере Ая, расположенной в 300 метрах от берегового обрыва в Байкал и привлекающей туристов красивыми натёчными образованиям и ледяными формами.

Как-то извернувшись, не выходя из машины, переоделись в потенциальных клиентов прачечной. А как вы думали? От макушек и до пяток, ползая на четвереньках и на животе, по итогу все вывозились в пещерной пыли. Хорошо, что мышки летучие в отличие от голубей в городах предпочитали спать. А может делали вид, что спят. Глубина пещеры, представляющую из себя наклонную лабиринтовую систему гротов и ходов, чуть более 30 метров и для прохождения и проползания по ней специального снаряжения, кроме каски, нам не требовалось. А требовались крепкие нервы, хорошая гибкость и отменная любознательность.

– И в эту маленькую дырочку можно пролезть? Что-то слабо в это верится.
– У меня вообще клаустрофобия, я оттуда могу не вернуться!
– Вот прямо так и съезжать вниз? Как с горки? А где дно?
– А кто-нибудь живёт в пещере? Мышки? Точно не нападут?
– Не понимаю я этих спеленого… спелегоно… А-а-а! Спелеологов! Но попробовать стоит.
– Я застрял. В смысле разденете меня?
– Ну? Будем мёрзнуть здесь или уже спустимся в пещеру.

– О! У нас будет что-то типа обеда! – радовались новоявленные спелеологи, собравшиеся вокруг импровизированного стола на пещерном камне. Внутри скалы было тепло и от штиля, и от градуса атмосферы, насыщенной шутками и смехом. Летучие мыши в этой пещере однозначно глухие, даже ухом не вели в ответ на посылаемые нами и отражаемые стенами звуковые волны. Дрыхуны! – М-м-м, сало!
Слабый огонёк декоративных свечей, расставленных на камнях в произвольно-вольном порядке, дополнял свет фонарей и удивительным образом формировал контур сидящего здесь коренастого человека. Не иначе хозяин пещеры к нам на чай заглянул!

– Это тупик. Ползём обратно, – и Олег разворачивает нас, только-только сползших на животах с очередного уступа, на 180 градусов. – Здесь надо подтянуться, здесь нагнуться, а здесь… Хм, если проползёте, то за мной.
Суммарная длина ходов пещеры 580 метров, но мы, конечно, смогли осмотреть только часть палеонтологического уникума. Пещера Ая действительно занимательна и уникальна. Настоящие спелеологи, а не любознательные туристы, в своё время нашли здесь древние остатки различных групп позвоночных, бережно хранившиеся 12-16 миллионов лет благодаря особому климату пещеры, и даже обнаружили остатки древней черепахи.

Стукаясь касками о своды пещеры, подтягивая друг друга за шиворот, подсаживая и подставляя себя вместо ступенек, мы перебирались из одного ответвления пещеры в другое, рисуя в своих фантазиях самые невероятные картины жизни пещерных людей.
– В этом зале у них могла быть спальня. Тут стиральная машинка стояла.
– А по нужде на улицу бегали? Не набегаешься, если что.
– И как они обогревались? Особенно те, что с краю?

И снова по пещере растекается наш смех. Д-а-а, душевная собралась команда.
– А может уже наружу полезем? Ружа же ждёт нас, скучает.
– Давайте! Только пару минут напоследок посмотрим в глаза пещерной мгле. Гасите свечи, лампочку и фонарики.
Через небольшое отверстие в скале выбираемся на поверхность. Неожиданно приятно вдохнуть полной грудью морозный байкальский воздух и порадоваться солнечному свету. Каким бы интересным ни был пещерный мир, но бескрайность просторов Байкала и размах горных вершин всё-таки меня манят больше и впечатляют гораздо сильнее.

Наутро о пещерном янствовании, кроме булькающих впечатлений, напоминали лишь пыльные мордочки моих маленьких путешественников да мои чёрно-синие от синяков колени. Да-да, будете в пещерах, надевайте наколенники. А вы непременно однажды спуститесь, чтобы узнать, а как там, в зазеркалье...


Рецензии