Мировидение как ключ к семантике

Мировидение как ключ к семантике


В мире огромное количество совершенно никому не нужных книг и внушительная их часть принадлежит политическим доктринёрам (нацистам, расистам, коммунистам и пр.) и лингвистам. Правда, они могут тоже когда-нибудь принести кому-л. пользу, напр. инопланетянам, которые захотят спуститься на Землю после апокалипса. Перелистав эти книги,они узнают кое-что новое из жизни землян, если, конечно, инопланетянам понадобится добавить какие-то новые, неизвестные им прежде, штрихи к общему портрету мировидения землян.

То или иное поколение людей лучше понимало лиц своей эпохи, чем способно, например, понять своих потомков. Да, языки останутся похожими или почти похожими, но разговор получится ни о чём. Совершенно чуждые друг другу создания за исключением разве что совпадением элементарных инстинктов. Если такие путешественники вдруг наткнутся на точно таких же "путешественников во времени" из прошлого, то они обрадуются им больше чем своим собственным языковым сородичам. Но содним условием- этот очередной визитёр из прошлого должен быть из примерного одного региона.Таким образом, их объединит общность мировидения. Те, кто не связан общностью мировидения для древних - враг, демон или "чёртов придурок". Да, не вникнув в суть дела, они могли бы приписать на первых порах людям из будущего что-то вроде "божественного", но познакомившись по-ближе, не переставали бы удивляться "тупостью" и "никчёмность" подобного визитёра, например, из нашего времени.И были бы своему правы. То, что их могло бы разубедить - это какой-нибудь талант, конкретное умение что-либо делать лучше чем они сами. И всё. Без этих качеств, любой визитёр из будущего превратился бы в объект постоянных насмешек и унижений. Древние, вероятно, долго бы перебирали прозвища, которые бы ему "подходили", возможно: "тронутый рассудком","больной чужестранец", "жертва бесов" и пр. Всё это продолжалось бы ровно до тех пор покак он им не продемонстрировал бы "чудеса". Вот тогда бы начались повсеместное обожание, культ, вера в его необычайное предназначение.Таким образом, путешественник во времени встретил бы со стороны окружающих выражение лишь крайних чувств- от презрения и ненависти до превозношения. А промежуточное- спокойное к себе отношение могло бы иметь место только в том случае, если путешественник во-времени оказался бы подготовлен, то есть он бы знал как себя вести, как правильно одеваться, ездить на лошади,хотя бы минимально уметь охотиться и готовить себе пищу. И самое главное - знать где, в каких случаях следует хранить молчание. Основное - не выделяться,не привлекать к себе излишнего внимания, не становиться причиной паники и ажиотажа.

Большая часть исследований современных лингвистов сильно обесценивается своим неумением объяснить то или иное слово, обосновать его значение.Они его просто не видят. Так, зная специфику финно-угорских языков и определённый механим словообразования, числительное типа "otik" неизменно будет указывать на ту же основу со значением "путь, дорога" и это, действительно, так и есть,что признаётся и самими специалистами по финно-угорским языкам. Здесь срабатывают универсали, потому что так и некоторых других языках, не связанных родством с финно-угорскими. Если в одном языке "пещера" имеет связь с понятиями "тыл, задняя сторона,тьма" или "дорога", то зафиксировав это обстоятельно, мы сумеем разглядеть его и в других языках.Только в одних языках этому обстоятельству уделено больше внимания, а в других меньше. Одни носители языков как-бы стремятся развить, "разогнать" эту тему, эти образы, а другим - почти безразлично или они следуют каким-то собственным путём словотворчества.

Если, напр., Старостин С.А. подмечает чеченское nek "плыть", то можно заранее предположить, что при поисках в других нахско-дагестанских языках "выплывет" связь nek с "сосной" или ещё каким-нибудь деревом. Эта информацию даёт разбор древнегреческого "Мифа об аргонавтах" и знакомство с древнегреческим языком. В их миросприятии "облако,бельмо" - "клубок, моток шерсти".

Когда мы читаем, что в аварском kwas, древнегреческом koas "шерсть,руно", то мы уже можем догадаться почему в античных источниках "народ каспиев носят бурки". Без разницы- носили они их или нет, но афганское косъй/косый "бурка". А почему именно эта одежда подмеченав античных источниках? Потому что это "Каспий" (предположительно от иран. ойконима Qazvin), само название которого указывает на "шерсть, клубки шерсти", т.е. "барашки", создаваемые волнами. Каспии это люди из Казвина или ещё ткуда-то - всё это не важно в данном контексте, просто так мыслили древние, в частности образованные представители античного мира. Античные сведения о Кавк. Албании (без армянских явно фальшивых пересказов) несут на себе следы интенсивной обработки в духе народной этимологии. Кое-что из этом нам понятно, а кое-что нет, но мы предпологаем в общих чертах, что бы это могло быть.Мы сразу, например, обратили внимание на странное упоминание "множества ядовитых пауков, жалящих албанов", причём одни "смеются", а другие "тоскуют грустные песни". Выглядит абсолютно неправдоподобным, но информация - важна, потому что мы, в отличии от дагестанских историков, подготовлены к встрече к образам "паука" и "паутины". Это - интереснейшая и практически совершенно неизученная тема, которую в данной статье мы "ворошить" не станем, достаточно лишь указать на без малого оголтелый культ паука, отголоски которого сохранились в нахско-дагестанских языках. Паук - это "правильно организованный миропорядок", это- "уничтожение нечисти, заразы, всего слабого и немощного". И ещё - он питается кровью, в которой для монголов и нахско-дагестанских народов- "самость". При этом, вы не всегда всё сразу и всегда найдёте, так как в древности всем народам было свойственно таубирование тех или иных слов, монголы в этом тоже изощрялись, они табуировали обозначение красного цвета, довольно часто могли "волка" называть "собакой" и пр. Даже дагурское "волк" (считается заимствованием из эвенкийского) в чеченском и даргинском - "паук". Естественно, ядовитый паук, от укусов которого одни смеются, а другие плачут, появился в сообщениях античных авторов о Кавк. Албании не случайно, только о чём в данном случае этот образ свидетельствует нам не ясно.

Весь этот механизм имеет логическую взаимосвязь, как в известной цитате о ружье на стене в первом акте пьесы, которое выстрелит в последнем. Словотворчество связано с мировидением. Мировидение реализуется через словотворчество, когда каких-то слов не хватает, то их придумывают или заимствуют. Если шумерский продолжает оставться загадкой для лингвистов, то причины тому следующие:

1. Скудость дошедшего до нас количества лексики;
2. Он не укладывается в привычные шаблоны;
3. Не понимания мировидения людей эпохи шумеров вообще и шумеров в частности.

К разгадкам шумерского привлекают чёрт знает какие далёкие языки и множат тем самым ощибки, так как шумеры принадлежали к гаплогруппе J1 и совершенно маловероятно, чтобы они ушли за границы ареала рааспространения этой гаплогруппы.

С баскским обстоит иначе- язык богатый и хорошо изученный, в его тотальную изоляцию мы не верим, принадлежность к гаплогруппе R1b в данном случае ничего не даёт, так как никто из этой гаплогруппы не выделился наличием экзотическими языками. Среди "Сынов Заречья"- это точно нахско-дагестанские народы и доказанные J1 - шумеры. А R1b ровным счётом ни о чём не говорит, загоняя в тупик исследователей, в связи с чем можно предположить, что их язык - наследие другой гаплогруппы. Чтобы узнать по-лучше, пусть раскапывают их мировидение, находят логические взаимосвязи: "пещера-назад-темнота-шерсть, шкура", далее "путь, дорога-река" и пр. Обязательно должно быть всё в наличии, потому что это универсалии, свойственные многим народам. Мы ничего схожего не нашли, однако, в языке сибирских кетов, которых разрекламирвали в своё время лингвисты (см.  Языки Мира//Лингвистическая Энциклопедия)как чуть-ли ни вероятные языковые сородичи северокавказцев. Ничего подходящего мы в их языке не нашли, как не нашли, впрочем, и у тюркских народов. Не понимаем их мировидение. О китайском ничего судить не можем, так как просто ничего толком не знаем. Указанную нами схему, где существует этимологическое гнездо с весьма заметной ролью слов начинающихся на N, где они ведут к координации в пространстве, а также к таинству жизни и смерти, мы можем выделить в нахско-дагестанских, монгольских и индоевропейских языках. Если в басксом подобное этимологическое гнездо существует, то разложить, раскрыть его тайны не составит особого труда. При отсутствии этого раздела с основами, начинающимися с N, логично предположить, что у них сакральная лексика "спрятана" где-то в другом разделе, но она должна быть. Пусть изучат баскскую координацию в пространстве- с чем она связана, где у них "смерть", куда они "уходят"? Должно быть: "пещера/ночь- река/дорога/плыть-свет/луч-возрождение (молодой/молодая)". Пусть выявят закономерности- какие основы за что отвечают, какие идеи до нас доносят.


Рецензии