Руководитель районного методического объединения у

Эта роль хоть и была выше статусно, чем роль рядового учителя, но не была для меня ни престижной (видит Бог, я никогда не стремилась угнездиться в кресле повыше), ни желанной – я предпочитала быть ближе к детям. Исполняла я её добросовестно. Поэтому, когда по прошествии 10 лет я в управлении образования заявила, что хочу сложить с себя полномочия, было некоторое недоумение. Но «отставку» мою обставили пышно, с цветами, аплодисментами моих недавних «зрителей», прочувствованным благодарственным письмом и Грамотой от управления образования, которые зачитала зав. методкабинетом Прохвостова Елена Николаевна. Я была тронута. Ну и публика – мои подопечные коллеги – тоже растрогались. Меня провожали, как провожают заслуженного артиста в последний путь.
Мне досталось время сплошных аттестаций. Аттестовались учителя. Аккредитовались школы. Развели горы бумаг. Посещали уро-ки аттестуемых. Проверяли творческие работы учителей. Всё это проводила экспертная группа под моим руководством на общественных началах.
Никогда не изображала строгую инспектрису. Перед проведением контрольного среза знаний обязательно предупреждала учителя, обозначала круг вопросов, успокаивала: всё будет хорошо. Старалась минимизировать душевные мучения и волнения учителей. На мой взгляд, атмосфера в «зрительном зале» была в меру тёплой, но регламент соблюдать приходилось.
Дело в том, что в пору почти беспрерывных стачек, митингов, демонстраций, именно учителя истории считались главными подстрекателями к протестным действиям. Практически все наши плановые мероприятия в рамках методического объединения находились под пристальным контролем начальников разного уровня – от куратора управления образования до главы администрации города.
Были и «надзиратели» - добровольцы из числа учёных БФ СГУ. Например, Кузеванов Л.И. У него были свои виды на «публику» в лице учителей истории. Его закрепили за нами по его инициативе. Ему нужна была самореклама. И продвижение в массы «Балашовского исторического журнала» и «Российского исторического журнала», издаваемых им собственноручно. Учителя в роли распространителей и благодарной публики – вот идеальный вариант, на который рассчитывал Леонид Иванович. Видно, ему очень хотелось наладить эти отношения, и через короткий промежуток времени я даже была представлена в одном из журналов как член Академии истории и политологии. Однако наши отношения быстро зашли в тупик. Мы не сыгрались, потому что видение многих событий и чисто рабочих моментов было диаметрально разным. Быть статистом в его спектакле не светило не только мне, но и абсолютно всем моим коллегам. После выяснения отношений на уровне управления образования мы расстались.
Но никто, я думаю, не проиграл. Были другие интересные встречи. С нами охотно встречались такие известные, умные люди, как профессора: Вахрушев В.С., Догалаков А.Г., Смотров В.В., Сизонов В.В., Библиограф ГБ Готовцева С.Г., главный хранитель фондов краеведческого музея Самородова Г.А. и главный архивариус, автор многих книг о Балашовском крае Назарова С.К. Они были частыми гостями и настоящими друзьями и наставниками. И мои личные контакты с этими уважаемыми людьми были постоянными. Я, конечно, не играла главных ролей, но в таком окружении согласна была на эпизодические и даже на роль статиста.
В моей личной библиотеке – около двух десятков книг с их автографами. И это не просто дань уважения корифеям, и не элемент интерьера. Их книги я систематически использовала в работе по краеведению: проводила краеведческие конференции, организовывала походы и экспедиции по родному краю по описанным ими местам, писала рецензии на их книги. Использую и сейчас, когда работаю над родословной или учу уроки с внучкой.
Благодаря моей роли «начальницы» я перезнакомилась со всеми школами района. В один только год я побывала в 22 школах! Посещала лучшие уроки, видела лучшие кабинеты, краеведческие музеи. Чего стоит один только музей в с. Пады, созданный энтузиастом, Заслуженным работником культуры РСФСР, Дорониной Марией Ивановной, учителем истории средней школы.
Я никогда никого не копировала, но подпитывалась лучшими идеями и старалась делать достоянием всех положительный опыт других.
Думаю, это отразилось и в исполнении моей роли учителя.


Рецензии