Орловские страницы творчества Леонида Андреева

                Екатерина Михеичева,
                профессор Орловского
                государственного университета

В мае 1918 года запертый в своем огромном доме в Ваммельсуу революцией и войной, оказавшись неожиданно для себя в эмиграции (Финляндия в силу исторических обстоятельств стала самостоятельным государством), Леонид Андреев записывает в дневнике: «Страстная неделя, пятница. Как некстати тут норд! Другое встает: Орел, тепло, пахучая ракита, разлив рек, веселая гимназическая религия, шатанье по Болховской… Или: пальто внапашку, в шитой рубашке, иду по Очному мосту и смотрю на мелькающие носки блестящих, собственноручно начищенных сапог. И сапоги красивы, и сам я красив – а навстречу плывут тоже молодые и красивые, и где-то церковный звон…».

Писатель со 2-й Пушкарной

Воспоминания об Орле как о некоем благословенном месте не случайны на закате жизни (Андреев умрет от сердечного приступа в сентябре 1919 года, в возрасте 48 лет) для истинного орловца, русского писателя Леонида Андреева. Родился он на одной из окраинных улиц Орла, уже прославленного именами великих прозаиков и поэтов: И. Тургенева, Н. Лескова, А. Фета, Ф. Тютчева. В метрическом свидетельстве, выданном в церкви Михаила Архангела, записано: «... у частного землемера Николая Иванова Андреева и его жены Анастасии Николаевой, оба православные, родился сын Леонид тысяча восемьсот семьдесят первого года, августа девятого, а крещен одиннадцатого числа».

В доме №41 на 2-й Пушкарной улице, построенном в 1874 году Николаем Ивановичем Андреевым, прошли детство и отрочество будущего писателя, формировался характер «буйного орловца». В красивом, большом отцовском доме родились братья и сестры Леонида (он был старшим из шестерых детей Андреевых), здесь любимая его «маточка» давала ему первые, не прошедшие даром уроки доброты, самоотверженного служения семье, детям.

И отцовский дом, который Леонид покинул в 1891 году, отправившись в далекий Петербург, в университет, и церковь Михаила Архангела, и гимназия, в которой Андреев учился, и населенные «сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-одиночками и иных свободных профессий представителями» Посадские, Пушкарные улицы станут местом действия многих произведений Андреева. Орловские реалии и люди, с которыми сводила молодого писателя судьба, отзовутся в его рассказах «Буяниха», «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Гостинец», «Молчание», «Алеша-дурачок», «Весенние обещания», в пьесе «Младость», в романе «Сашка Жегулев». Пожалуй, из всех великих, рожденных и живших на Орловщине, только Н.С. Лесков отдал ей дань в той же мере, что и Леонид Андреев.

Спаянность творчества и судьбы, философии и жизни – неотъемлемая черта Серебряного века, некий «мистический знак» (В. Ходасевич), и творчество Леонида Андреева, эстетически переживавшего факты собственной жизни, – яркий тому пример. В его произведениях нашли отражение неразделенная любовь («Он, она и водка», «Ложь», «Смех»), смерть отца и внезапно свалившаяся на плечи ответственность за большую семью («Весной», «Младость»), бессмысленно ранняя смерть «дамы Шуры», Александры Михайловны Велигорской, первой жены писателя, породившая пессимизм и безысходность произведений 1906–1908 годов («Жизнь человека», «Тьма», «Иуда Искариот»).

Андреев был поразительно талантливым человеком. Помимо литературного, он обладал даром живописца, и современники были уверены: если бы что-то помешало Андрееву стать писателем, он бы прославился как художник. Увлекшись фотографией, Андреев и в этом искусстве достиг вершин мастерства, оставив потомкам великолепные цветные стереофотографии (автохромы).

Герои из жизни

Свой творческий путь Л. Андреев начинает с орловской темы: в газете «Орловский вестник» в 1895–1896 годах были опубликованы первые его рассказы: «Он, она и водка», «Загадка», «Чудак». Писатель обладал удивительной способностью впитывать в себя все те, порой вполне заурядные события, которые происходили вокруг него, и пересоздавать их в маленькие художественные шедевры. Героями его рассказов чаще всего становятся несчастные, обездоленные люди, способные, однако, к духовному обновлению. В светлый день Пасхи, когда на время протрезвевшие, забывшие о своей тяжкой доле «пушкари» идут в церковь, устанавливается перемирие между находящимися в вечном противостоянии городовым Баргамотом и пьяницей Гараськой. Для маленького бунтаря Сашки жизнь богатеньких деток стала «зазеркальем» его собственного неблагополучия («Ангелочек»), но восковой ангелочек на елке своей «нездешностью» открыл озлобленному мальчишке, что в мире все еще существуют добро и красота.

Маленький герой рассказа «Алеша-дурачок», в котором угадывается сам Андреев, вопреки установившимся на «взрослой» Пушкарной порядкам, весь наполнен состраданием к несчастному дурачку Алеше и храбро отстаивает свое право творить добро. Нашумевшая в Орле история с дочерью священника церкви Михаила Архангела, покончившей жизнь самоубийством, стала почвой для глубоких философских размышлений в рассказе «Молчание». Трагедия семьи, потерявшей отца-кормильца, мучительные сомнения, в плену которых находился юный Андреев в гимназические годы, легли в основу рассказа «Весной», драмы «Младость».

С момента прихода в литературу Андреев не только становится чрезвычайно популярным в читательских кругах, но и пользуется особым вниманием критики. Первый сборник рассказов писателя (1901) выдержал двенадцать изданий. Талант начинающего прозаика ни у кого не вызывал сомнений. А. Блок дал высокую оценку его рассказам «Вор», «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот», драме «Жизнь человека». «Первым русским писателем», «литературным крестным отцом» называл Андреева А. Ремизов, «настоящий талант» признавал в нем И. Бунин, «очень влюблен» в него был Б. Зайцев, В. Брюсов видел в начинающем прозаике наличие «своего стиля», «умения изображать, рисовать четко, выпукло и ярко». «Очень талантливого парня», Леонида Андреева, поддерживал М. Горький. Высокую оценку произведениям Андреева давали В. Воровский, А. Луначарский, К. Чуковский и многие другие критики.

Нет революции

Октябрьскую революцию Л. Андреев не принял, о чем свидетельствуют дневники, письма, статьи писателя. Главная боль его – Россия, вчерашний «колосс, у которого так трудно было оттягать какой-нибудь Порт-Артуришко», а сегодня великая страна «поделена между трапезующимися», и каждый стремится урвать наиболее лакомый кусок. Ленина Андреев называет «губителем России», вину большевиков и их вождя писатель видит в том, что они «убили религию революции» – долго и страстно ожидаемое чудо вдруг обернулось жалкой мистификацией. «Пришел Николай Угодник к болящему (сам с сиянием), болящему не помог, а золотые часы унес... Ясно, что там, где святые воруют, там Бог не живет. И ушел Бог из революции, и перестала она быть религией для мира», – записывает он в дневнике. В статье «S.O.S.» (1919), взывая к совести «каждого отдельного» француза, англичанина, итальянца, американца, русский писатель просит их встать на защиту России, в которой сегодня «ужас – убийство – смерть».

Интерес после молчания

К личности и творчеству писателя в Советском Союзе обратились в оттепельную эпоху (после 30 лет умолчания). Первой книгой этого времени об Андрееве стала монография орловского литературоведа Леонида Николаевича Афонина «Леонид Андреев» (1959). В 60–70-е годы поиск новых подходов к творчеству одного из самых ярких прозаиков и драматургов рубежа ХIХ–ХХ веков осуществлялся в научных статьях и монографиях В.А. Келдыша, Ю.В. Бабичевой, Л.А. Иезуитовой, В.И. Беззубова, Л.А. Смирновой, С.П. Ильева, других исследователей.

Интерес к творчеству писателя в наши дни стимулируют вышедшее в 90-е годы шеститомное собрание сочинений Андреева (первое в советское и постсоветское время), отдельные издания его рассказов и пьес. В 2000-е годы Институтом мировой литературы им. А.М. Горького изданы первые тома 23-томного полного собрания сочинений Л. Андреева. О действительной полноте данного издания свидетельствует включение в него как не публиковавшихся ранее (или существовавших лишь в газетно-журнальном варианте) рассказов, статей, черновиков и набросков, так и подробный комментарий к каждой публикации.

Дом-музей

В родном городе писателя существует уникальный Дом-музей Л.Н. Андреева, стены которого хранят память о великом земляке, в фондах Орловского государственного объединенного литературного музея И.С. Тургенева, а также в других архивах (РГАЛИ, «Русский архив» в г. Лидсе, Великобритания) собраны бесценные материалы о его жизни и творчестве. В Орловском государственном университете начиная с 1971 года проводятся международные научные конференции, выпускаются сборники научных статей, монографии о жизни и творчестве Л. Андреева. Пьесы Андреева ставятся по всему миру, по произведениям писателя снято множество кинофильмов.

К сожалению, музей Л. Андреева, открытый в 1991 году, находится лишь в части дома, принадлежавшего когда-то семейству Андреевых. В Орле, да и в стране, до сих пор нет памятника замечательному писателю, и этот просчет необходимо исправить. Существует множество объективных причин для того чтобы Орел стал научным центром андрееведения и чтобы один из туристских маршрутов назывался «По андреевским местам Орловщины».

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии