Скоморошья сага нашего времени

«Про Федота – Стрельца, Удалого Молодца» Виталий Такс и Евгений Такс.
Добрый Театр Санкт-Петербург на сцене Театральной Долины АРТМУЗА 2023.
В спектакле «Про Федота – Стрельца, Удалого Молодца» Виталий и Евгений Такс обращаются к культовому произведению драматургии Леонида Филатова, в котором великий мастер художественного слова обращается к жанру сказки-притчи. Его обращение к этому формату неслучайно, Филатов наблюдал общественное пространство вокруг него и его острый взгляд заметил ряд характерных особенностей присущих человеческому обществу, законов и тенденций, управляющих им. Эти наблюдения он перенёс в литературное пространство, в котором он воплотил в виде сказки-притчи для взрослых, а в её персонажах он запечатлел образы своих современников, коллективные портреты личностей, определяющих общественное пространство. В истории под названием «Сказ Про Федота – Стрельца, Удалого Молодца» Леонид Филатов открыл читателям, (а затем зрителям) свой дар сатирика, проецирующего окружающую реальность и мир людей в литературно-драматургическое пространство. В нём сюжет сказки-притчи предоставлял возможность людям увидеть в её персонажах себя и таким образом взглянуть на себя со стороны. С этой целью Филатов обращается к жанру сказки, в котором его интересует практически универсальная сюжетная формула, нашедшая своё воплощение в сказках и притчах многих народов мира. Его сказка подчинялась практически всем законам жанра, это была историей над временными и географическими координатами, галерея её героев была причудливой коллекцией вымышленных персонажей - чудотворцы, наделённых некими магическими качествами и сверх – способностями, королевские особы и простые люди, живущие обыкновенной жизнью. Простой, бесхитростный люд был главными объектами познания автора. Герой его сказки Егор-Стрелец был квинтэссенцией, коллективным образом простого человека, его особая диспозиция во времени и пространстве определяло его существование, в котором его размеренное течение разрушается в момент, когда происходит некое событие, разрушающее привычный уклад жизни героя и побуждающее его совершить неординарный поступок, некое действо. В истории Федота-Стрельца это действие универсально по своей форме и содержанию, которое во многих подобных историях определяется универсальной формулой: «Пойти туда - не зная куда, принести то - не зная что».
В спектакле «Про Федота – Стрельца, Удалого Молодца» сценическое воплощение произведения Филатова, полностью сохраняет авторский посыл и создаёт точку тайм-трансфера для зрителя двадцать первого века, с помощью которого он переноситься в исторические глубины театрального искусства к периоду, когда всё искусство Мельпомены творили скоморохи – менестрели. Эти родоначальники современного театра странствовали по городам и весям, где они на открытом пространстве, с минимальным реквизитом творили искусство перед разноликой публикой. Другой особенностью этого сценической интерпретации Филатовского произведения заключается в том, что оно воплощено в двумерном аутентичном приближении. В рамках этого приёма в спектакле зритель нашего времени погружается в исторические глубины, в которых он знакомиться с истоками современного театрального искусства, но при этом не полностью абстрагируется от сегодняшней жизни. В спектакле эта сказка сохраняет свой современный подтекст и реализует замысел Филатова, который хотел направить взгляд людей через призму сказки на окружающие их реалии.
Зритель нашего времени в истории под названием «Про Федота-Стрельца, Удалого Молодца» начинает своё знакомство со сказкой с появлением в сценическом пространстве двух современных скоморохов – менестрелей, где они открывают книгу Филатова, листают её с любопытством и постепенно начинают вводить зрителя в сюжетное пространство сказки, знакомят его с персонажами, их предысторией. В этой начальной точке зрительского познания процесс введения зрителя осуществляется с помощью приёмов театрального сторителлинга, который своими корнями уходит в эру скоморохов и менестрелей. Визуальная проекции сказки Филатова в этом сценическом воплощении сохраняет характерный для скоморошьего сказительства минимализм, при котором театральное действо разыгрывается двумя актёрами в минималистическом сценическом пространстве, в котором реквизит и декорации минимальны.
В этой сценической истории появление двух лицедеев начинается процесс заполнение сценического пространства, в котором они визуализируют образы персонажей сказки Филатова. В этом театральном мульти-историческом действе тандем двух актёров-скоморохов сохраняет свою аутентичность, когда все спектакли создавались в сложном, многомерном союзе музыки и лицедейства. По законам жанра этот тандем также минималистичен по своей форме и содержанию, в нём один сказитель создаёт театрализованный нарратив (Виталий Такс), повествующий историю, а другой создаёт музыкальное сопровождение театрального действа (Евгений Такс). Этот тандем в скоморошьем действе нашего времени сохраняет свою аутентичную формулу, в нём гусли и другие музыкальные инструменты эпохи скоморохов-менестрелей органично заменяется гитарой, чьё live-соло создаёт музыкальное сопровождение и оформление современной проекции скоморошьего площадного лицедейства.
Другой особенностью этого творческого тандема заключается в том, что он сохраняет импровизационный характер скоморошьих театральных представлений, в нём оно создаётся на глазах у зрителя, в режиме реального времени, с минимальными декорациями, с чистого листа. Эта импровизационная основа в спектакле «Про Федота-Стрельца, Молодого Удальца» сохраняет свой аутентичный характер, здесь всё происходит в импровизированной творческой лаборатории, где актёры задают тональность картины, заполняют пространство образов персонажей сказки в режиме реального времени. Эта сценическая лаборатория - это точка на пересечении осей времени и пространства, в которой происходит тонкая прорисовка персонажей сказки Филатова, в ней всё богатство красок и оттенков музыкальной палитры соединяется с многообразием приёмов и методов пластики драматического театра. Одновременно импровизированная составляющая воплощение сюжета сказки создаёт эффект эмпатичного вовлечения зрителей в сценическое действие, так этот процесс вызывает в нём эмоциональный отклик и это сближает исполнителя и зрителя, также как это происходило в далёком прошлом, в эру зарождения театрального искусства.
Другой примечательной особенностью этой формы воплощения истории заключается в её пластичности, при котором театральное действо в целом не жёстко фиксировано в выборе музыкальных и пластических приёмов в создании образов и сюжетных ситуаций. Оно легко поддаётся модерированию без какого-либо вторжения в оригинал-первоисточник Филатова, в нём актёры, разыгрывающие эту историю могут придавать ей новые смыслы, направлять – фокусировать внимания зрителя на новые смысловые сюжетные точки и таким образом управлять процессом зрительского познания. Филатов в истории Федота-Стрельца использовал классическую сюжетную формулу, наполнил сказочное пространство коллекцией колоритных героев и персонажей, все они бинарны по своей форме и содержанию, так как объединяют в себе две компоненты сказочно-мифическую и реалистическую.  Виталий и Евгений Такс переносят эту особенность произведения Некрасова в сценическое пространство и здесь сообщество героев и персонажей так же, как и в оригинале - это иронические скетч-портреты реальных и архи-типичных персонажей российской истории. В интерпретации этой истории в формате 2.0 их образы и поступки заставляют задуматься человека нашего времени о вечных ценностях человеческой жизни: семье, любви, дружбе, честности etc, всём том, что в реалиях нашего времени часто уходит на задний план, скрывается под весом человеческих амбиций и жажды преуспевания, тонет в океане лицемерия и безразличия.
В реалиях нашего времени спектакль «Про Федота-Стрельца, Удалого Молодца» предоставляет нам прекрасную возможность взглянуть через призму Филатовского взгляда увидеть в персонажах сказки самих себя и таким образом попытаться возродить в себе гуманизм и всё то, что сделает нас людьми во всех смыслах этого слова. 
Фрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете посмотреть на моём авторском YouTube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/n9Ef1367um8


Рецензии