Мы Люди - Глава 24

Эри ждала сегодня Любимова. В последнее время он навещал её всё чаще и чаще. Вот и сегодня утром девушка получила сообщение о том, что он должен прилететь. Четверо андроидов, которые жили теперь вместе с Эри, трудились по дому. С одним из них Эри принялась готовить обед. Вместе составили они меню, и робот принялся за работу. После этого Эри вышла в сад. Робот-садовник старался. Цветы, выбранные вчера Эри для новой клумбы уже были высажены и политы. Теперь андроид усердно пытался составить под руководством Эри букет. Дождавшись, когда третий андроид вычистит и без того сияющую от его постоянных стараний комнату, Эри села за фортепиано. Полились звуки музыки. Они пролетали по дому и уносились дальше во двор, по лужайке в сад. Мелодию оборвал звук спускающегося с неба аэролёта. Прилетел Любимов.
Вместе с двумя андроидами принялся он разгружать привезённое. Роботы поспешно подхватили ящики и коробки, Любимов вошёл в дом.
- Эри, посмотри, что я привёз!
Любимов оживлённо стал выкладывать посреди комнаты элементы конструкции.
- Теперь ты не будешь скучать! Ты только посмотри! Мы создадим тебе настоящих друзей!
Любимов был явно воодушевлён. С увлечением принялся собирать он на полу устройство из привезённых блоков. Андроиды суетились рядом, помогая распаковывать коробки, закручивая необходимые винты и гайки. Эри стояла тут же, глядя на Любимова, она улыбнулась. Кем был для неё этот человек? Наставником, учителем или... Девушка не размышляла над этим. Она пошла проверить готов ли обед. Когда Эри вернулась, загадочная машина стояла в центре гостиной.
- Это капсула для создания биологических тканей, - пояснил Любимов. - Последняя моя разработка. Эри, сейчас мы её запустим, пойдём!
Любимов взял Эри за руку и подвёл к собранному им устройству.
- Здесь мы сможем выращивать ткани, подобные мышцам и коже человека. Смотри, если подключить их к нейронной цепи современных андроидов, те смогут осязать этот мир так же, как мы. Понимаешь, Эри, роботы станут более живыми. «Биороботы», так я их назвал. Вот смотри!
Любимов отыскал среди своего багажа небольшую коробку. Он сам аккуратно распечатал её и открыл. В коробке лежал небольшого роста человечек. Как только свет попал на его лицо, он открыл глаза, улыбнулся и сел.
Эри оживилась. Заинтересованно смотрела она на человечка.
- Эри, я сделал его для тебя, назови его, как захочешь. Он будет всё время рядом с тобой. Это робот, но у него усовершенствованный интеллект и новое биологическое покрытие сверху. Говорить пока он не может, но зато смотри!
Любимов дотронулся до человечка рукой. Тот удивлённо на него посмотрел.
- Видишь! Видишь, Эри! Он чувствует моё прикосновение! Это потому, что в чём-то он уже человек. Я нарастил на его металлический каркас кожу. Он способен чувствовать, осязать. Он похож на нас, он живой.
Забавный человечек перевёл взгляд на Эри, она улыбнулась, а тот улыбнулся в ответ. Эри вынула его из коробки и взяла на руки.
- Я назову его Джо, - сказала она.
- Отличное имя, Эри!
Любимов был рад. Вопреки его опасениям, Эри заинтересовал подарок. Неожиданно для него, Эри принялась с Джо играть. Она поставила Джо на пол, а тот принялся повторять за ней её движения. Эри учила передвигаться своего нового андроида. «Боже мой, а ведь у наших детей никогда не было кукол!» - подумал Любимов, вспомнив биоников. - «Для чего мы их растили? Чтобы всё отнять? Их детство ушло безвозвратно, и не будь у нас технических сложностей, мы бы сразу создавали их взрослыми. У этих детей не было возможности даже понять, кто же такой человек. Мы пичкали их знаниями, чтобы они смогли дальше развивать нашу цивилизацию, а может надо было с ними просто играть? Развивать в них не ответственность за будущее, а детскую беззаботность?»
- Эри, я ещё кое-что хотел тебе показать.
Любимов принялся осторожно вскрывать две большие коробки. Эри и Джо не решались ему помочь. Притихнув, они стояли рядом - робот и сконструированная по биотехнологии девушка...
Между тем Любимов достал из коробок интересные запчасти - металлические конструкции, отдалённо напоминающие подобие рук и ног.
- Эри, мы вместе с тобой, и с Джо, создадим ещё одного андроида. Мы соберём эти заготовки воедино, поместим это всё в капсулу и нарастим биоткани. Этот робот будет очень похож на человека. Он будет такого же, как и мы роста... Но самое главное, его ощущения будут такими же, как у нас с тобой. Джо, давай, помогай мне.
Маленький человечек принялся за работу. Умело соединял он одну часть конструкции с другой. Эри тоже не осталась безучастной. Сев рядом с Любимовым, она послушно помогала ему. Эри улыбалась, глядя на неё, улыбались Любимов и Джо.
Скоро последняя часть металлического каркаса андроида встала на место.
- Ну вот и всё, - Любимов довольно потёр руки. - Открывай капсулу, Джо.
Шустрый человечек проворно взобрался на капсулу, крышка открылась. Любимов и Эри осторожно поднесли андроида.
Любимов уложил робота на дно капсулы и долго ещё потом координировал его тело по заранее заготовленным им отметкам. Наконец, он закрыл крышку. Запуск программы прошёл тихо. Только лишь слабый звук мотора засвидетельствовал начало работы.
- Ну вот и всё, начался процесс! Через двадцать четыре часа откроем капсулу. Готов поспорить, вы не узнаете нашего железного человека, - произнёс Любимов.
Между тем на кухне уже был готов обед. Джо взобрался на стол рядом с Эри. Улыбаясь, он во всём копировал её движения, а когда по неосторожности уронил яблоко на пол, то очень насмешил этим девушку. Джо забавно катал яблоко по полу, Эри смеялась, андроиды-поворята суетились рядом, а Любимов отдыхал. С нежностью смотрел он на Эри, на занимательных андроидов и впервые за долгое-долгое время почувствовал, что у него есть семья. Эти существа, по сути придуманные и созданные им, стали для него родными. Он был нужен им. А без Эри Любимов уже не мог представить собственную жизнь.
После обеда, по обыкновению, Эри с Любимовым пошли гулять к водопаду. Жилище, в котором теперь жила Эри, находилось среди гор. Скалистые склоны, поросшие кустарником, вековые деревья расступались перед небольшой речкой. Водопадом Эри с Любимовым называли срывающийся с камней её тонкий поток. Здесь было тихо, и только журчание воды нарушало своим звуком покой.
Эри и Любимов, как обычно, сели прямо на траву у воды. Серебристая рыбка вынырнула из своего убежища и проплыла между камней совсем рядом.
- Сергей Владимирович, когда мне можно будет вернуться? Когда я поеду с вами? Вы возьмёте меня с собой?
- Эри, я помню, я обещал. Я надеялся, что всё утрясётся, и ты вернёшься, будешь жить среди людей. Но ты даже не представляешь, что сейчас творится в мире. Я сам не понимаю, как такое произошло. Не хотел я тебе рассказывать... Но бионики ведут себя ужасно. Они оказались чрезвычайно агрессивны и нам их пока не унять. Назревает настоящая война. Бионики сражаются теперь не только с андроидами. Они готовятся направить свои силы против людей. Представляешь, они хотят сражаться с нами - с их создателями! Они считают, что мы поддерживаем андроидов.
- Но ведь это не правда! Надо им всё объяснить! - возмутилась Эри.
- Эри, никому этого не объяснить. Что мы объявим людям? Что для того, чтобы разбудить в биониках чувства, мы сделали андроидов агрессивными?
- Но это тоже неправда! - снова возмутилась Эри. - Андроиды не агрессивны, просто не надо их обижать.
- Да, да, Эри, ты всё правильно говоришь... Если андроидов не обижать, они будут послушны, но как объяснить это людям, которые привыкли к покорности андроидов? Сказать людям, что они сами во всем виноваты? В том, что андроиды вынуждены защищаться, в том, что мы запустили заведомо угрожающую здоровью людей цифровой алгоритм?.. Даже если мы вернём андроидам их прежнюю прошивку, биоников уже не удержать. Знаешь, в мире сейчас происходят странные вещи. Бионики стали нападать на граждан, они уничтожают семьи людей. Эти подростки придумали оружие. В другое бы время я бы радовался тому, что они хоть на что-то способны, но сейчас они пытаются направить свой потенциал против нас. Сначала они научились расправляются с андроидами, и нас это только радовало. Но теперь... Всё чаще можно услышать вести о неоправданно жестоких расправах. Бионики вторгаются в дома горожан. Недавно меня вызывали в комитет. Его члены рассматривают возможность вернуть старую прошивку андроидам, но это уже ничего не изменит. Уж я-то знаю. Наши бионики, с которыми ты росла вместе, стали первыми. Как я жалею, что у нас не было времени всё нужным образом изучить...
Эри внимательно слушала.
- Я уверен, что вернуть обратно уже ничего невозможно. Я так и сказал об этом в комитете. Наши бионики стали совсем другими людьми. Мы пробудили в них самые худшие чувства - жестокость, агрессию, злость. Мы поступили опрометчиво. Самое печальное, что, даже вернув андроидам прежние программы, эти чувства уже не подавить. Наши бионики после прекращения над ними экспериментов не успокоились. Я не стал говорить в комитете, но подростки, что росли вместе с тобой, постоянно ищут теперь новую цель для выплеска собственной силы. Знаешь, почему нам пришлось сконструировать ту капсулу, что я привёз тебе?
Эри отрицательно покачала головой.
- Потому что наши дети стали калечить сами себя. Они теперь сражаются друг с другом, дерутся... Каждый день я вынужден, в прямом смысле, штопать их тела. Каждого из них мне регулярно приходится отправлять в капсулу и наращивать разрушенные ткани...
Любимов вздохнул.
- Тяжело видеть своё же творение растерзанным... Мы так надеялись, что все вы будете лучше нас, а большинство биоников стало худшим порождением человечества. Вот так и распространяется по миру зло. Стоит только раз поддаться собственной злости и потом уже сложно что-то изменить. Как жаль, что мы поняли это так поздно...
Эри слушала Любимова, маленький человечек Джо сидел рядом с ней. Он притих. Чувствуя настроения людей, он стал серьёзным.
- Эри, Эри, если бы ты знала... Разве ради этого мы все старались? За это боролись? Мы, в буквальном смысле, сражались с законами природы. Ты не представляешь, как я радовался, когда родился наш первый бионик. И что теперь?
- Сергей Владимирович, но ведь всё ещё может измениться... - попыталась успокоить Любимова девушка.
- Эри, милая моя, Эри, как бы мне хотелось, чтобы это было так...
Любимов взял руку Эри.
- Знаешь, я не могу тебя обратно туда привезти. Не хочу тобой рисковать. Я не представляю, что ждёт нас завтра. Комитет перестал финансировать наши работы. Да и в самом комитете неспокойно. Вертинского подвергли всевозможным нападкам, а, между тем, бионики с улицы пытаются прорваться в сам комитет. Представляешь, эти подростки уже второй день атакуют его здание. Знаешь, о чём я думаю? О том, чтобы перебраться сюда, к тебе.
Эри встрепенулась.
- Буду жить с тобой здесь. Сюда никто не доберётся, я специально выбрал для тебя такое место, которое никто не помнит. Но сначала мне надо понять, что же произойдёт дальше. Не могу сейчас бросить Вертинского, наш институт... Там все наши работы, наша жизнь.
- Это опасно, - произнесла Эри.
Любимов не ответил.
- Как жаль, ты не представляешь, как жаль... Мы и представить не могли, чем всё закончится, мы хотели спасти человечество. Как же жаль...
Впервые за всё время Любимов так разоткровенничался с Эри.
- Сергей Владимирович, привезите мне воспроизводящую капсулу, - неожиданно попросила девушка.
- Нет, Эри, нет, и не проси. Я бы с удовольствием уничтожил бы все их экземпляры. С биониками произошла какая-то чудовищная ошибка. Знаешь, даже андроиды оказались лучше них. Их интеллект управляем, а с биониками всё не так...
- Я могла бы попробовать вырастить бионика, - робко начала Эри.
- Нет, Вертинский был прав. Ещё в самом начале работ он твердил о том, что нам нужно время. А теперь я не могу поручиться за то, что ты не вырастишь какого-нибудь психологического монстра... Андроиды, вот за ними, похоже, будущее.
При этих словах неожиданно встрепенулся Джо. Он посмотрел на Любимова, на девочку, и похоже, почувствовав, что для его собратьев всё может измениться, встал.
- Видишь, они многое уже понимают... - сказал Любимов. - Давай посмотрим, что у нас получится завтра. Если мы сможем сделать андроидов похожими на нас, это будет большой прогресс. Нет разницы, кому мы оставим после себя планету, если по своим душевным качествам это будут, в высшем смысле слова, люди. Но как же жаль...
Эри молчала. Любимов, её неизменный учитель и наставник, словно мальчишка, положил ей голову на колени. Он устал. Девушка вдруг нежно провела рукой по его начинающим седеть волосам, а рядом спасал маленькую серебристую рыбку Джо. Стоя по колена в воде он силился убрать перекрывший ей путь камень. Любимов посмотрел на него и гордо произнёс:
- Человек! Знаешь, Эри, я всё придумал. Если мне придётся бросить работу, кафедру, институт, если бионики не одумаются и будут продолжать воевать с себе подобными, я запущу в сеть особую программу. Это будет новая прошивка для андроидов. Нет, я не сделаю их злобными, или агрессивными, нет. Я добавлю в их мозг всего лишь один, Нулевой, как я его называю, закон. Звучать будет так: «0. Робот должен заботиться о безопасности других роботов». И наплевать мне на комитет... Никто об этом не узнает, но благодаря этому закону изменится сознание андроидов, они станут существами социальными. Прежде всего, они станут заботиться друг о друге. Вот и посмотрим тогда, кто станет людьми?..
Джо по-прежнему стоял в воде, а возле него благодарно плескалась маленькая серебристая рыбка.
- Джо - это пробный экземпляр. В нем прошивка с анализатором происходящего, созданная тем человеком, которого уже нет с нами. Гениальный был программист. За две недели он отработал все ситуации, которые могут случиться с живыми существами, и заложил в этого андроида программу «заботы о ближнем». Уникальная работа, выдающийся это был человек. Несчастный случай... Так мы написали в официальном отчёте, а на самом деле никто не знает, как он погиб. Произошло это в стенах нашего института, и я уверен, что это наши дети на него напали. Но виноваты в этом мы сами. Нас вынудили отрабатывать на них все новые идеи комитета, вот дети и стали такими... Хотя бы тебя мне удалось спасти.
Эри заботливо продолжала гладить голову Любимова.
- Джо - лучшее его творение... Ты ещё увидишь, какой у него интеллект.
Джо уже вышел из воды, и Эри бережно принялась вытирать его рукавом своей одежды. Любимов встал.
- Пойдём домой, Эри, иначе ты устанешь.
Вернувшись домой, Эри села за инструмент. По обыкновению, она играла Любимову. Джо, притихнув, увлечённо слушал, а остальные андроиды суетились, готовили ужин.
А потом была ночь, и за окном было тихо, а Любимов всё никак не мог уснуть. Он лежал и думал об Эри, об андроидах, о Джо... О том, что завтра у Эри появится новый друг, который сейчас находится в капсуле. Эри не будет скучать. Он окружит её теми, кто никогда её не бросит...
Проснулся Любимов от звуков музыки. За окном чуть брезжил рассвет. Это было странно, потому что раньше Эри никогда не садилась играть так рано. И в доносимых до Любимова звуках музыки было что-то особенное, он не сразу понял, что именно...
Любимов спустился в гостиную и застыл. Маленький Джо играл вместе с Эри. Он сидел на сооружённом специально для него домашним андроидом стуле и, глядя в электронные ноты, деловито перебирал клавиши фортепиано. Джо развивался на глазах. Любимов догадался, что задумала Эри. Она намерена была научить малыша Джо всему, что умела сама. Она попробует передать ему свой опыт и, может быть, сделать похожим на человека.


Рецензии