Львовское

Давно, ещё в семидесятые годы прошлого столетия я побывал в селе Львовское проездом. Особенно, в те годы, меня ничего не интересовало. Единственное, что я знал от отца, что в этом селе проживают наши родственники по линии дедушки Павла Евдокимовича Черкасского. таким образом о существовании родственников я знал, а вот познакомиться мне довелось с ними, а точнее, с семьёй Владимира Васильевича Черкасского уже, когда я жил в Краснодаре. Поездки часто откладывались, переносились, по разным причинам. Наконец, всё было обговорено по телефону, эта связь у нас поддерживалась последние годы постоянно, и я выехал в село Львовское. Расположено оно в Северском районе, недалеко от краевого центра города Краснодара, в часе езды на общественном транспорте.
Встретили меня очень хорошо, пробыл я в гостях , два неполных дня, но впечатлений получил, как говорится «целое море». Владимир, а он мне доводится братом, так как наши прадеды, мой Евдоким Фёдорович и его Иван Фёдорович были родными братьями, а их отец Черкасский Фёдор, уже наш общий родоначальник.
Весь наш род от Фёдора Черкасского выходцы с Украины с Кировоградской области, Червонокамского района села Приютовка. Только, переезжали они на Кубань в разные годы. Мой дед Павел Евдокимович с матерью в 1918 году, его отец Евдоким Фёдорович, к тому времени уже умер. А дети и внуки Ивана Фёдоровича, речь прежде всего идёт о его сыне Максиме Ивановиче и его семье, жена во втором браке, три сына и две дочери в 1936 году.
Впервые годы становления на Кубани, им помогал мой дед Павел Евдокимович, которому к тому времени было уже 30 лет, был женат и имел к тому времени двух детей: старший сын Владимир (мой отец) и дочь Людмила. Младшая его дочь родилась в 1938 году.
В семье Максима Ивановича один из сыновей Василий был ровесник моего отца, поэтому они самого детства знали друг друга, а после ВОВ, они часто встречались, хотя и жили в разных населённых пунктах на Кубани. Василий Максимович женился, жена Елена Степановна, у них двое детей, старший сын Владимир родился в посёлке Стрелка Темрюкского района, а после переезда в село Львовское у них родилась дочь Наталья. Василий Максимович и Елена Степановна работали в школе учителями, он преподаватель физкультуры, а она математики.
Приехав, в гости к Владимиру Васильевичу, в первую очередь меня интересовала наша с ним родословная, и интерес к истории села. В Доме культуры села Львовское, создан музей истории села. Владимир по моей просьбе отвёз меня туда, где я с огромным удовольствием ознакомился с экспонатами музея, историей села. Создатель музея, она же директор Дома культуры Головко Нина Валерьевна. Экскурсию по музею проводила работник Дома культуры Гониволи Елена Александровна. Так получилось, что в момент нашего посещения в музей пришли дети, группа школьников младших классов местной школы. Они с большим интересом слушали экскурсовода и задавали вопросы.
Официально село Львовское было образовано в 1906 году, однако история села начинается намного раньше и это видно из имеющихся экспонатов в музее, а он затрагивает ещё скифско-сарматский период, быт и культуру первых переселенцев.
Год 1884 принято считать годом начала истории села Львовское. Название получило село по собственнику земель в 1881 году перешедшему в наследство от генерал-майора Тихацкого к гвардии поручику Николаю Александровичу Львову.
История нынешнего села, интересна ещё тем, что оно было образовано из территорий нескольких хуторов. В 1917 году Львовское является Львовско-Товарищеской волости, в состав которой входили окрестные хутора Покровский, Тарабановский, Акимовский, Тарановский, Миансаровский, Бибиков, Стефановский, ну и конечно же сама волость Товарищество Львовское.
Приведу интересный исторический факт того времени описанный известным кубанским этнографом О. Бежковичем в своих дневниках за 1923-1924 годы. Он пишет, что «отношение к священнику было хуже, чем раньше. Посещаемость церкви пала до 50%, но население защищает священника от власти. Был такой случай: власти хотели отобрать дом у священника под приют, население на сборе воспротивилось этому, говорят, мы уже у него одну комнату отобрали, да ещё будем отбирать. Когда власти им напомнили о содержании церкви за счёт верующих, то во всём хуторе нашлось 35 человек, а теперь все защищаете батюшку. Собрание ответило, что они все верующие, потому и защищают священника. Квартиру священника отстояли. Священник ходит с молитвой, и во всех домах его принимают.
Платят за это, кто что может 50-150 млн.денег, паляныцы, а некоторые ещё что-нибудь дают. Население по-старому приглашает священника на дом, если кто сильно болен, чтобы отслужить молебен, поисповедаться и приобщиться к Святым Тайнам. Жёны коммунистов сами ходят в церковь и детей водят. Родившихся крестят, а умерших отпевают. Как и все.
Даже есть семья, где глава коммунист, а все члены семьи, очень часто ходят в церковь, и у них в доме бывает священник.
За венчание священник берёт по состоянию от 5 до 15 пудов пшеницы. Пост соблюдают только те семьи, где есть старики и те, кто имеет фрукты сушёные, овощи, заготовленные впрок, или постное масло. Кто же не имеет этих продуктов, то ест, что у него найдётся. Говеют старики, а молодёжь – по принуждению старших.
Часто население вместо врача за помощью обращается к священнику с тем, что просит его отслужить молебен».
В музее есть стенд посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны, на нём размещены фотографии фронтовиков односельчан. Первым на стенде размещено фото Черкасского Максима Васильевича. Есть в селе, рядом с Домом культуры, памятник воинам Красной Армии односельчанам, погибшим при защите Социалистического Отечества в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на фронтах Великой Отечественной войны.
Не мог я проехать мимо памятника участникам Таманского похода, на котором размещена карта похода, где обозначены основные пункты движения Таманской Армии от Тамани до Армавира, через Новороссийск и Туапсе, а также села Львовское и станицы Северская.
Чем замечателен для меня этот памятник, в этом походе, который описал в книге «Железный поток» писатель Серафимович, принимали участие мой прадед Прокопий Спиридонович и его старший брат, комиссар Яков Спиридонович Осипов – который погиб в гражданскую войну защищая Советскую власть, а так же мой дед – отец моей матери Степан Иосифович Козинец.
В общем моё двухдневное пребывание на земле села Львовское обогатилось знаниями истории земли кубанской. Я понял, как неразрывно связаны мы со своим прошлым, где жили, трудились и защищали своё отечество, наши близкие нам люди. И хорошо, что что мы и все предыдущие и будущие поколения чтят своих потомков – героев.


Рецензии