Грехи наши тяжки, или внимайте в себя
В списке исповедания первым числится «грех делом». Кажется, всё просто, согрешить «делом» значит сделать что-нибудь, запрещённое Богом, идущее вразрез с Божьими заповедями, а также с общими человеческими правилами и законами, нарушающее общественные устои, душевное равновесие. Ведь есть люди, которых хлебом не корми, а дай сделать другому человеку гадость, навредить втихаря или прилюдно и радоваться. О Боге они при этом и не вспоминают. Сколько раз сама с такими сталкивалась!
Ещё в детстве, в Советское время одну мою знакомую, тихую, милую и беззащитную девочку, в классе третировали за то, что она была умнее и способнее многих других. Некоторые девчонки и мальчишки постоянно старались ей навредить. Посадит бывало кто-нибудь из них огромную кляксу в её тетрадку, или сбросит незаметно на пол и наступит грязным ботинком! Библиотечный учебник спрячет так, что она целый день ищет и до слёз расстраивается. А обидчикам только того и надо – ходят, посмеиваются, ведь им никто не рассказывал, что они грешат, вера в Бога была тогда под запретом.
Но и сегодня «делом» чаще всего предпочитают грешить против беззащитных людей – детей и пенсионеров. Я – давно уже пенсионерка. И вот на прошлой неделе кто-то несколько раз вытаскивал из моего почтового ящика газеты и квитанции. Спустя некоторое время они обнаруживались на подоконнике
другого этажа. Скольких нервов и переживаний мне это стоило, не передать. У старика-соседа велосипед переставляли - поднимали с первого этажа на пятый, зная, что он инвалид и ему придётся весь подъезд обойти в поисках своего средства передвижения. А кто всё это делал так и не нашли. Правда, не очень-то и искали, пошумели и забыли.
Недавно кто-то назло всем жителям нашего подъезда намазал клеем проём входной двери, так что она в закрытом виде приклеивалась намертво – поначалу не всякий взрослый человек мог её отворить. У меня руки старые, слабые: ох, и намучилась я с этой дверью! Похоже, что все эти проделки на совести подростков из моего же дома. Это они «шутят» так! И никому из них даже в голову не пришло, что для пожилых людей это могло бы плохо кончиться, например, сердечным приступом или чем-нибудь похуже…
А Люся вспомнила случай из нашей общей молодости. Однажды она присутствовала на празднике своей институтской подруги, та собиралась замуж и устроила «смотрины» - вечеринку для своей группы, на которой должен был присутствовать её жених со своими друзьями. Ребята и девчата собрались в студенческой столовой, где ели, пили сухое вино, общались и танцевали под магнитофон. Жених с невестой так и светились счастьем. Вдруг, одна из девушек пригласила жениха на медленный танец. На виду у невесты она обняла его за шею и начала что-то кокетливо шептать на ухо. Ей легко удалось переключить внимание, разгорячённого вином жениха, на себя. И вот уже невеста одиноко стоит со слезами на глазах и не знает, что делать, а жених всё танцует с новой знакомой и не сводит с неё глаз…
Не известно, чем бы всё это кончилось, но кто-то догадался включить быстрый танец - в суматохе девчонки увели «разлучницу» на улицу и посоветовали ей немедленно покинуть вечеринку. Она потом рассказывала, что ничего такого делать не собиралась, а тогда словно бес в ребро ткнул – позавидовала невесте, её счастью и чуть не испортила жизнь двоим людям, а заодно себе. Слава Богу, что всё хорошо кончилось: жених и невеста из-за этого эпизода не расстались, до сих пор вместе живут припеваючи, детей нарожали и уже внуков нянчат. А неудачливая одногруппница получила по заслугам – много лет не могла найти себе суженого, как будто кто-то занавес перед ней опустил. Должно быть так она была наказана за свой проступок, за то, что предала дружбу и пожелала отнять у другого человека счастье… Она вышла замуж много лет спустя, но до сих пор со стыдом вспоминает тот грех…
Греху «делом» предшествуют два других – «грех помышлением» и «грех словом». Прежде чем сделать что-то, человек, как правило, сначала облекает будущий поступок мыслью, а потом выражает его словом. Мы не привыкли контролировать свои мысли и очень часто грешим, внутренне отрицательно реагируя на других людей – этот глуп, та несёт какую-то чушь, другая ужасно одета, смеётся невпопад и так далее. Заметив это за собой, я стала пытаться изначально видеть в каждом человеке только хорошее. Например, на телевидении есть ведущая, в которой всё – одежда, причёска, макияж, голос вызывают во мне отторжение, неприязнь. Но то, что она говорит и делает - разумно, совпадает с моим восприятием событий и я заставила себя каждый раз находить в её облике что-то хорошее. Со временем внешнее отошло на второй план, а в моём отношении к ней возобладало то, что по-моему важнее: её внутренний мир и несомненный профессиональный талант.
Благодаря дурному «помышлению» многие постоянно несут в себе негатив, который неизбежно прорывается наружу, подчас в виде грубого, «грязного» слова. Грязными в православии называются матерные слова. В дни моей молодости считалось неприличным употреблять в речи матерщину, особенно девушкам. Помню, что если на улице в моём присутствии кто-то позволял себе матерно выругаться, у меня сжималось сердце и было ощущение, что мне дали пощёчину. Теперь, к сожалению, мат настолько вошёл в жизнь молодых людей и детей, что они не замечают, что произносят нечто ужасное. Для них «грязное слово» – это обыкновенное, привычное, ежедневное средство общения. Кажется, что они воспринимают мат как своеобразное украшение речи и стараются перещеголять друг друга в его употреблении.
Ещё недавно, пока была жива моя мама, я часто ездила к ней на такси и ожидала машину у кромки дороги, которую ежедневно пересекали дети всех возрастов, идущие мимо меня из школы. Разговаривая друг с другом, они ничуть не стеснялись и не обращали на меня никакого внимания, а громко и весело матерились. Думаю, что если бы я сделала им замечание, они бы очень удивились – ведь так говорят все вокруг. Кстати, вчера стою на том же месте – мимо идут три подростка, милые, чистенькие мальчики. За одну минуту они пять раз повторили в разговоре грязное слово на букву «б». Я не выдержала и мягко спросила: «Ребятки, а других слов вы не знаете?» - «Знаем, - радостно ответил один из них, и добавил, почему-то по-английски - «Thank you very much!» Симптоматично, не правда ли? Сегодня история повторилась. Опять группа мальчишек прошла мимо меня отчаянно матерясь. И снова я не выдержала и вежливо спросила, зачем они употребляют в речи столько матерных слов. Один из них вежливо ответил: «А нам уже по девятнадцать лет!» То есть понимай, что они уже взрослые и поэтому им ругаться можно! И всё, и пошли мимо меня со светлыми лицами в своё светлое будущее. В светлое ли?
Получается, что «грязное» слово может быть не обидным и на слух не страшным. По-моему, это ещё хуже, поскольку оно настолько вошло в речь взрослых и детей, настолько стёрлось, что они не замечают, какой совершают грех.
Однако, всякое злое слово может принести человеку больше горя, чем иное дело. А мы и тут перестали себя слышать, и часто позволяем себе сердиться на своих ближних и бросать в их сторону неосторожные, злые слова.
Сила слова вообще огромна. Недаром в Святом Евангелии от Иоанна говорится: «В начале (мира) было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог… Оно было в начале у Бога. Всё чрез него начало быть... В нём была жизнь и жизнь была свет человеков».
И сейчас всё на свете есть через Слово, но что мы с ним сделали? Забыли о его святости, умалив его, стали грешить словом, огорчать других, бить наотмашь, а иногда убивать. Самыми страшными словами мне кажутся даже не «грязные» слова, а обычные, те, что почти каждая мать время от времени говорит своему маленькому ребёнку, когда он подходит к ней за помощью или лаской: «Отойди, мне некогда!» Ей невдомёк, что она отталкивает своё чадо во тьму пустоты, горя, осознания своей ненужности, одиночества во враждебном пространстве, в котором он ещё не нашёл своего места. Лишь самые мудрые и добрые матери и бабушки не позволяют себе этих слов. Думаю, что наше неуважение перед Словом, его дальнейшее умаление и низвержение начинается именно с этой убийственной фразы.
Итак, мы знаем, что словом можно унизить, растоптать человека и даже убить его. Если каждый день говорить кому-нибудь, что он дурак – он таким и станет. Если желать человеку смерти и подкреплять это желание злым словом – он умрёт. Но словом можно и вылечить, поднять человеческий дух, настроить на сопротивление болезни или беде. Например, если больному ежедневно говорить, что ты его любишь, то, чувствуя, что любим и нужен, он воспрянет духом, начнёт исцеляться, захочет и будет жить…
Грехи «объядения», «пиянства» и «тайноядения» - можно объединить в одну группу, столько в них общего. Кто из нас не любил поесть? Кто не пробовал спиртные напитки? И за грех не считали.
В дни моей молодости «отдыхать» по выходным дням было модно большими компаниями. Мы с друзьями собирались у кого-нибудь «на квартире» и устраивали скромные по сегодняшним меркам застолья: еды, как правило, было мало, зато выпивки достаточно и даже с избытком. Пили, в основном, сухие и сладкие вина низкого качества, они были дешёвыми, как раз нам, студентам, по карману. Не скажу, что мы напивались до безобразия, но достаточно для того, чтобы пустословить – болтать о чём попало и рассказывать анекдоты, нередко с употреблением «грязных слов», а также хвастаться друг перед другом сомнительными успехами и веселиться «до упаду» - танцевать модные танцы, например, рок-н-ролл, твист и «медляки» (медленные танцы в обнимку). Дальше этого, к счастью, не шло – друзья у меня были неиспорченными ребятами и девчонками, и такими остаются до сих пор. В большинстве своём они давно завели семьи, имеют детей и внуков, а прошлое вспоминают со смехом.
Другое дело, когда желание есть и выпивать перекрывает все остальные желания, когда человек не может остановиться, а думает, главным образом, о том, как набить брюхо, захмелеть и чувствует себя счастливым только, отвалившись от обильного стола, ночью же, пробирается к холодильнику, ест и пьёт в тайне от близких. Всё это – грехи. Я знаю несколько человек, которые за еду и алкоголь готовы, (ясно кому), душу отдать. Как правило это люди, которые когда-то были такими, как большинство окружающих, то есть сосредоточенными на повседневных делах и проблемах, обладающими нормальным весом и видом. Но в какой-то момент благодаря неудачно сложившимся обстоятельствам, постоянному стрессу, неудачам на работе, в личной жизни, из-за развившегося комплекса неполноценности и равнодушия к самим себе, стали всё больше есть, выпивать и толстеть. А человеческий организм имеет такую особенность – чем больше ему дают еды и питья, тем больше растёт у него аппетит. Желудок растягивается, кишечник удлиняется и просит ещё и ещё. Человек перестаёт слышать свой разум, а слушает только желудок. В результате у него портится характер, он тупеет, становится злым и завистливым, склонным к таким грехам, как «зависть» и «памятозлобие». А за ними, как правило, тянутся «ревнование», «ненависть» и «гнев».
Обо всём этом я однажды написала рассказ, который называется - «Зависть», его можно прочитать на прозе.ру. Основная мысль этого рассказа заключается в том, что зависть убивает не того, кому завидуют, а того, кто завидует. Конечно, этот рассказ описывает лишь частный случай, но механизм порождения зависти и её воздействия на людей всегда одинаков и одинаково разрушителен, будь то с отдельным человеком или с группой влиятельных людей, а то и нескольких стран…
А вот и следующий грех – празднословие, то есть пустые разговоры, ни о чём и обо всём на свете. Странно, что мы чаще всего не воспринимаем празднословие, как грех, а лишь как времяпрепровождение, как способ общения, сближения с другими людьми. Ах, как много времени мы проводим в пустых разговорах в детстве, юности и в молодости! Знакомясь с новыми людьми, мы говорим и говорим, пытаясь произвести на них нужное нам впечатление, выставить себя в лучшем свете, а заодно узнать больше о них самих, понять, близкие ли они нам по образу мыслей и поведению, есть ли между нами что-либо общее. Среди массы людей, мы как бы ищем себе подобных. Празднословие – это лёгкое, поверхностное общение, не требующее особых усилий и знаний. Без него вполне можно обойтись, но людям нравится всё, что не требует напряжения сил, ума, а составляет лишь некоторый эмоциональный фон, не всегда безобидный.
Помню, с каким удовольствием я встречалась со своей подружкой Ритой, когда нам было по пятнадцать лет. В свободное от учёбы время мы гуляли по аллеям и площадям нашего города и болтали обо всём на свете: замечали, как одеты встречные люди, особенно девочки и женщины, обсуждали, что модно, что не модно в этом сезоне, кто как пользуется косметикой, где её искать и сколько она стоит. Признаюсь, что мы частенько посмеивались над встречными, критиковали их, а о себе думали и говорили только хорошее, что уже грешно. По дороге заходили в промтоварные магазины, из любопытства приценивались к выложенным там товарам, денег-то на покупки у нас не было. Мы ещё не работали, а родители в лучшем случае выдавали рубль или около того, на еду в школьной столовой, да иногда добавляли мелочи на мороженое...
Кроме того, в то время я была не чужда ещё грехам уныния и лености, свойственным городской, более праздной, чем деревенская, жизни. Думаю, однако, что от уныния меня спасало постоянное чтение, хотя в нашей семье оно работой не считалось. А вот в младших классах, когда мы жили в посёлке, я всегда была занята и унывать не приходилось. У нас был отдельный небольшой съёмный дом, приусадебный участок с огородом. Помимо постоянной работы в школе мама держала в хозяйстве кур, уток и кроликов. Тогда мне было не до уныния и лености! Всегда находилось дело, в котором нужно было помочь маме – выполоть грядки с зеленью, покормить живность, вычистить клетки, в которых она обитала, помочь в приготовлении пищи для всей семьи, наносить воды из колодца, прибрать в доме и так далее.
Уныние часто сопровождает болезни, особенно тяжёлые. Однако, у меня есть подруга, которая перенесла несколько сложнейших онкологических и других операций, и каждый раз, получая от врачей подтверждение, что у неё серьёзное заболевание, требующее немедленного оперативного вмешательства, она молилась Богу, отбрасывала самые страшные мысли, не унывала и боролась за жизнь изо всех сил.
С леностью, по-моему, бороться сложнее: лень подкрадывается незаметно, и посещает всех и каждого. Истинно ленивый человек все дела откладывает на потом и тянет с выполнением самого необходимого до последнего момента. При этом винит других в том, что у него много неудач в жизни, чаще всего перекладывая ответственность за несовершённое на родных, друзей и неудачные обстоятельства. Конечно, ничего хорошего из этого не получается – ведь невозможно отложить жизнь на потом!
Прекословие, непослушание… Прекословие и непослушание мы, в основном, демонстрируем в детстве, когда нам кажется, что мы уже всё понимаем и умеем, а тут взрослые пытаются нам диктовать свою волю, свои правила поведения. Мне кажется, что я не прекословила самому главному человеку в моей жизни, маме, и слушалась, когда она поручала мне какое-нибудь дело – присмотреть за младшими сестрой и братом во время прогулок, накормить их обедом, проверить у брата школьные тетрадки, проследить, чтобы дети были одеты по сезону... В то же время я постоянно нарушала данное маме обещание не водить их в военный Дом культуры, где каждый вечер солдатам показывали популярные советские фильмы: больше всех сама любила смотреть кино, да ещё и не детское. Папа, как командир полка, запрещал дежурным на контрольном пункте пускать нас туда, но мы с братиком нашли в заборе дырку, в которую пролезали сами и подавали друг другу совсем ещё маленькую, завёрнутую в пелёнки, сестрёнку. Солдаты не выдавали нас офицерам и мы продолжали таким образом ходить в кино, пока не подросли.
Особым непослушанием в нашей семье отличался мой младший брат. Не было вокруг запретного места – на болотах, в лесу, за железной дорогой, отделявшей городок от леса, где бы он не бывал. А чтобы уследить за его приключениями и уберечь, мне приходилось принимать в них самое живое участие, что я не без удовольствия и делала. Уже будучи совсем взрослым человеком я поняла, как хорошо, что мама представления не имела о том, как мы голышом у самой дороги купались в болоте полном пиявок, искали и находили гадюк под старыми трухлявыми пнями, залезали в лесной ручей, как только сходил снег, строили себе «гнездо» на старой берёзе около этого ручья и так далее…
Конечно, всё это невинно и почти безгрешно по сравнению с тем, что делает взрослый человек, постоянно прекословя и не слушая старших: по положению в обществе, по званию, просто по возрасту, а потому более опытных в жизни людей.
Читаю о грехе «оклеветания» и радуюсь, что, скорее всего, мне удалось его избежать. Как-то раз моя взрослая дочка сказала: «У тебя все хорошие! Так не бывает». Да, у меня все хорошие, пока не наделают мне кучку прямо на макушку. Но Бог миловал, он научил меня не злиться, не отвечать на клевету ложью, а просто отходить в сторону и прекращать всякое общение с человеком, который на всех углах говорит обо мне гадости. Наверное, это у меня получается, потому что я не считаю себя лучше и умнее других, ни с кем не соревнуюсь, не бьюсь за «место под солнцем».
К счастью, во мне не достаёт злости и зависти, чтобы клеветать на кого-либо. Хотя я знаю людей, которые клевещут направо и налево, возводя напраслину на тех, кого считают недругами и соперниками. Не понимают, сердечные, что будь сами такими прекрасными и значительными, какими они себе представляются, никто не смог бы их затмить.
Грех «осуждения» - по-моему, одно из самых распространённых прегрешений. Почему-то человек стремится первым делом не похвалить другого за хороший поступок, не помочь в трудную минуту, а осудить. Вот, паренёк необычным способом едет на велосипеде. Встав на заднее колесо, он гордо оглядывается на прохожих, которые в любой момент могут стать жертвами этого отчаянного эквилибриста. Парень не думает, что может покалечить себя и других, если руль невзначай вильнёт в сторону и он его не удержит. Прохожие тут же его осуждают, вслух и про себя, но никто не остановит его и не объяснит, что это опасно. К сожалению и я поступаю также – молча осуждаю малышей, мчащихся навстречу мне на самокатах, их родителей, которые, бездумно покупают им эти опасные игрушки и отпускают кататься без присмотра, не учат соблюдать правила дорожного движения, но главное, думать о других людях. Осуждаю взрослых людей, нарушающих правила уличного движения, переходящих дорогу в неположенном месте, игнорируя пешеходный переход. И вспоминаю, что совсем недавно поступала точно также – шла на красный свет, старалась перебежать улицу под носом у проезжающего автомобилиста... А потом задумалась, что же это я других осуждаю, а сама нарушаю все правила! Ведь я всё понимаю, как человек мыслящий, следовательно - позор на мою седую голову! И с этих не совсем давних пор я стараюсь, не осуждая других, больше следить за собой.
Чего и всем желаю.
13.03.2023
Свидетельство о публикации №223031301413
Очень нужная статья.
Хорошо было бы,
её прочитать молодым
людям. Многие из них
стали бы следить за
своим поведением.
Вам здоровья и счастья.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Галина.
Галина Дударева-2 10.07.2023 17:21 Заявить о нарушении
С уважением, ТА
Татьяна Александровна Андреева 11.07.2023 12:52 Заявить о нарушении