Просто зарисовка о Федорах

                МОЯ «ДИРЁВНЯ»

                «Дид Корний, баба Хоха и соседи»

     Недалеко от нашей хаты в Федорах проживала коренная семья Мельниковичей, практически на  излучине речушки Стублы.
  Дед Корней, немногословный работящий  белорус, держал крепкое своё хозяйство на двадцатипяти сотках с хозяйственными постройками, яблонями, вишнями и ульями.
 Что посадили, то пропололи и окучили, а осенью урожай убрали  в хлев и погреб.
 Вырастил он нормальных детей, не помню сколько. Один из самых умных даже был пилотом на «кукурузнике» от Столинского сельхозавиаотряда. Изредка пролетая над нашей деревней,  он махал крыльями аэроплана «Ан-2».

  Но его пожизненная жена  - это было что-то.  Не пропускала никого проходившего даже безмолвно по улочке рядом, всегда находилось для него бранные словеса, а то и целая тирада из них, если не дай бог, попытаешься «отгаваться».
 Особенно «уважала» она таким образом нас - уличных пацанов.
 Её лексика ноне (да и тогда) была неформальной и поэтому никто не хотел получил порцию матерной брани в свой адрес просто за так.
   Баба «Хоха» жила своей жизнью, которую не понимали даже терпеливые односельчане.   Никто не помнит её имени, только её сварливость была закреплена в деревенской кличке «Хоха» происходящей от немецких оккупантов -  «Хендэ хох! - «Руки вверх!»
  С её внуками общаюсь до сих пор. Один из них (Константин) даже работал с моим сыном в колхозе на ферме и пастбище. Пьянь повседневная, полутрезвая, но работящая.
  А Костина жена («городэнка»- то есть из деревни Городная)  оченно терпеливая! Родили они и вырастили двух хороших умных  дочек.
  Что ещё надо? Ну, отсидел  Костя 15 суток за то, что бросался на соседа с топором за стакан «плодово-выгодного» вина, так это же деревня. Вот так вот и живут.
Не хочу встречаться  с ним, но в моём  «отпуске - 2012» пришлось. 
Я же ведь «богатый» россиянин.  Отловил однажды Костя меня у сельпо, купил я ему бутылку местного вина, которую он сразу же «закатил из горла» на улице. И плавленый сырок в закуску.  И  пачку «Примы» обязательно.
А что расскажешь или дополнишь к этому обыденному фрагменту?
 К примеру — вы смогли бы вспахать огород конным плугом?
  Крайне сомневаюсь в этом. Тяжелейщий труд. А Костя может. Лично у меня получались в основном кривые борозды, хотя внешне выглядит всё очень просто, как на российских картинах Венецианова и таких же лубочных живописцев.
 
  Вот, усадьба деда Корнея выходила к берегу нашей речушки Стубла.
 Там от него был невысокий «лозовый» плетень, увитый хмелем и въюнком, но вдоль берега можно было пролезть через эти заросли к глубокому бочагу/омуту (который мы, пацаны, называли «Вир»). Глубина этого места была в те годы около двух метров.
 Там мы купались, ныряли, ловили вьюнов, щиповок - «снопурок» (Gobius taenia) и щучек («кожушков») примитивными  изготовленными из прутьев ивы (« лозы») «кошами» и «кимлями». На травянистом противоположном берегу загорали, играли в карты. В общем - классическое деревенское место отдыха пацанов.
Теперь же это безрыбный ручеёк, пересыхающий летом и протекающий в двух полуметровых железобетонных трубах вместо мостов, с которых мы раньше прыгали летом в воду.  Нырнёшь, проплывёшь пару метров - красота, кайф и уважение своих «хлопцев».
 Я  помню наши деревянные плоскодонки, на которых народ возил дрова, сено, урожай.
 В 60-х годах в Федорах их было около 30 единиц, теперь их уже нет. Сам ходил на одной из них с одноклассником Колей Подвительским ловить  рыбу до «Высокого» моста -  это последний мост на Стубле, практически возле её впадения в Стырь.

 А ещё ранее, (в поза- и  прошлых веках) собрав дары деревни, аборигены спускались по Стубле и Стырю через Припять на прибрежный лодочный базар/ярмарку («на сплавной») в Пинске, где  шёл обмен даров деревни на промышленные товары, что  при царе и «поляках»  являлось основой натуральной  местной торговли.
 Теперь это называется  «бартером».
  Электричество (лампочка Эдисона/Ильича) пришло в деревню в начале 60-х годов в виде списанного паровоза, установленного возле «могилок», который на дровах давал ток пяти электрическим фонарям в центре вечером на  3-4- часа.
Папа меня, 9-ти летнего пацана привёл и показал это чудо техники. Я очень испугался и держался за папину руку, ибо пламя из топки, шипение пара и жар — это уже  было страшно для дикого хуторского «хлопчыка».
Вспомнился сосед - дядько Васыль, у которого на прикроватном лубочном коврике висела редкостная медаль «Партизан Отечественной войны», которую я с его сыном Васькой потеряли летом в играх в окрестном песке. Жаль.
  Настоящее электричество в Федоры провели к 1963 году — была протянута линия от ГРЭС Пинска, которая работала на местном торфе.
Я там с классом побывал в в1967 году на летней экскурсии для 9-го класса федоровской средней школы. Побывали и на ремонтно- механическом заводике, где в литейном цеху среди груд чёрного литейного песка наблюдали отливку подошв для утюгов и ковку подножек  школьных парт. Впечатлил электромолот в 5 тонн, это всё таки техника , а не кувалда.
На фанеро-спичечный комбинат наш класс на экскурсию не допустили.
На  пинской ГРЭС  впечатлил вой  форсунок и турбин на местном торфе  В нынешнем веке эта станция работает на российском газе как вспомогательная районная электростанция.
 Бездумная мелиорация разрушила эту аркадию/идиллию и уклад жизни полешуков
  Теперь уже и Стырь можно летом перейти вброд.
А ведь по нему в своё время на пароходике приплывал в Лопатино король Польши Станислав Понятовский в гости к знатному помещику Бутримовичу.
   А рядышком в деревне Колбы в имении Олевиньских в своё время прятался от русского царя Иозеф Пилсудский — будущий президент настоящей  Польши.

  Ещё немного о знакомых односельчанах моей возрастной категории.
  Что «Вася Марымоньски», «работяжкин» по всем  полевым работам, что  «Толик Лось» - пили и пьют. Но все деревенские мужики пашут  и в полутрезвом виде безукоризненно.

   Нормальный председатель колхоза (бессменный Демко, кстати он нормальный) знает и понимает, что эти сельчане будут работать на подсобных работах даже за один (1) доллар США  за трудодень, как мои односельчане «Вася Дуб», «Пакушко», «Буч» и «Лёнчик».  И терпит он их и правильно, ибо только на этих простонародных пьяницах ещё  держится деревня.
 «Зайцы», то есть белорусские рубли, не воспринимаются как настоящие деньги до сих пор на территории б/у БССР имени А.Гершевича Л.
Все личностные расчёты идут только в долларах США, евро применяется значительно реже.

   Кстати, деревня Федоры после постройки храма иконы  Божьей Матери «Неопалимая Купина»  теперь уже может называться и селом.

.Лично я принёс в этот храм икону  от Почаевской лавры за 500 долларов США в 2018 году , (он был ещё недостроенным) через знакомых односельчан.


Рецензии