Просто зарисовка о Федорах
«Дид Корний, баба Хоха и соседи»
Недалеко от нашей хаты в Федорах проживала коренная семья Мельниковичей, практически на излучине речушки Стублы.
Дед Корней, немногословный работящий белорус, держал крепкое своё хозяйство на двадцатипяти сотках с хозяйственными постройками, яблонями, вишнями и ульями.
Что посадили, то пропололи и окучили, а осенью урожай убрали в хлев и погреб.
Вырастил он нормальных детей, не помню сколько. Один из самых умных даже был пилотом на «кукурузнике» от Столинского сельхозавиаотряда. Изредка пролетая над нашей деревней, он махал крыльями аэроплана «Ан-2».
Но его пожизненная жена - это было что-то. Не пропускала никого проходившего даже безмолвно по улочке рядом, всегда находилось для него бранные словеса, а то и целая тирада из них, если не дай бог, попытаешься «отгаваться».
Особенно «уважала» она таким образом нас - уличных пацанов.
Её лексика ноне (да и тогда) была неформальной и поэтому никто не хотел получил порцию матерной брани в свой адрес просто за так.
Баба «Хоха» жила своей жизнью, которую не понимали даже терпеливые односельчане. Никто не помнит её имени, только её сварливость была закреплена в деревенской кличке «Хоха» происходящей от немецких оккупантов - «Хендэ хох! - «Руки вверх!»
С её внуками общаюсь до сих пор. Один из них (Константин) даже работал с моим сыном в колхозе на ферме и пастбище. Пьянь повседневная, полутрезвая, но работящая.
А Костина жена («городэнка»- то есть из деревни Городная) оченно терпеливая! Родили они и вырастили двух хороших умных дочек.
Что ещё надо? Ну, отсидел Костя 15 суток за то, что бросался на соседа с топором за стакан «плодово-выгодного» вина, так это же деревня. Вот так вот и живут.
Не хочу встречаться с ним, но в моём «отпуске - 2012» пришлось.
Я же ведь «богатый» россиянин. Отловил однажды Костя меня у сельпо, купил я ему бутылку местного вина, которую он сразу же «закатил из горла» на улице. И плавленый сырок в закуску. И пачку «Примы» обязательно.
А что расскажешь или дополнишь к этому обыденному фрагменту?
К примеру — вы смогли бы вспахать огород конным плугом?
Крайне сомневаюсь в этом. Тяжелейщий труд. А Костя может. Лично у меня получались в основном кривые борозды, хотя внешне выглядит всё очень просто, как на российских картинах Венецианова и таких же лубочных живописцев.
Вот, усадьба деда Корнея выходила к берегу нашей речушки Стубла.
Там от него был невысокий «лозовый» плетень, увитый хмелем и въюнком, но вдоль берега можно было пролезть через эти заросли к глубокому бочагу/омуту (который мы, пацаны, называли «Вир»). Глубина этого места была в те годы около двух метров.
Там мы купались, ныряли, ловили вьюнов, щиповок - «снопурок» (Gobius taenia) и щучек («кожушков») примитивными изготовленными из прутьев ивы (« лозы») «кошами» и «кимлями». На травянистом противоположном берегу загорали, играли в карты. В общем - классическое деревенское место отдыха пацанов.
Теперь же это безрыбный ручеёк, пересыхающий летом и протекающий в двух полуметровых железобетонных трубах вместо мостов, с которых мы раньше прыгали летом в воду. Нырнёшь, проплывёшь пару метров - красота, кайф и уважение своих «хлопцев».
Я помню наши деревянные плоскодонки, на которых народ возил дрова, сено, урожай.
В 60-х годах в Федорах их было около 30 единиц, теперь их уже нет. Сам ходил на одной из них с одноклассником Колей Подвительским ловить рыбу до «Высокого» моста - это последний мост на Стубле, практически возле её впадения в Стырь.
А ещё ранее, (в поза- и прошлых веках) собрав дары деревни, аборигены спускались по Стубле и Стырю через Припять на прибрежный лодочный базар/ярмарку («на сплавной») в Пинске, где шёл обмен даров деревни на промышленные товары, что при царе и «поляках» являлось основой натуральной местной торговли.
Теперь это называется «бартером».
Электричество (лампочка Эдисона/Ильича) пришло в деревню в начале 60-х годов в виде списанного паровоза, установленного возле «могилок», который на дровах давал ток пяти электрическим фонарям в центре вечером на 3-4- часа.
Папа меня, 9-ти летнего пацана привёл и показал это чудо техники. Я очень испугался и держался за папину руку, ибо пламя из топки, шипение пара и жар — это уже было страшно для дикого хуторского «хлопчыка».
Вспомнился сосед - дядько Васыль, у которого на прикроватном лубочном коврике висела редкостная медаль «Партизан Отечественной войны», которую я с его сыном Васькой потеряли летом в играх в окрестном песке. Жаль.
Настоящее электричество в Федоры провели к 1963 году — была протянута линия от ГРЭС Пинска, которая работала на местном торфе.
Я там с классом побывал в в1967 году на летней экскурсии для 9-го класса федоровской средней школы. Побывали и на ремонтно- механическом заводике, где в литейном цеху среди груд чёрного литейного песка наблюдали отливку подошв для утюгов и ковку подножек школьных парт. Впечатлил электромолот в 5 тонн, это всё таки техника , а не кувалда.
На фанеро-спичечный комбинат наш класс на экскурсию не допустили.
На пинской ГРЭС впечатлил вой форсунок и турбин на местном торфе В нынешнем веке эта станция работает на российском газе как вспомогательная районная электростанция.
Бездумная мелиорация разрушила эту аркадию/идиллию и уклад жизни полешуков
Теперь уже и Стырь можно летом перейти вброд.
А ведь по нему в своё время на пароходике приплывал в Лопатино король Польши Станислав Понятовский в гости к знатному помещику Бутримовичу.
А рядышком в деревне Колбы в имении Олевиньских в своё время прятался от русского царя Иозеф Пилсудский — будущий президент настоящей Польши.
Ещё немного о знакомых односельчанах моей возрастной категории.
Что «Вася Марымоньски», «работяжкин» по всем полевым работам, что «Толик Лось» - пили и пьют. Но все деревенские мужики пашут и в полутрезвом виде безукоризненно.
Нормальный председатель колхоза (бессменный Демко, кстати он нормальный) знает и понимает, что эти сельчане будут работать на подсобных работах даже за один (1) доллар США за трудодень, как мои односельчане «Вася Дуб», «Пакушко», «Буч» и «Лёнчик». И терпит он их и правильно, ибо только на этих простонародных пьяницах ещё держится деревня.
«Зайцы», то есть белорусские рубли, не воспринимаются как настоящие деньги до сих пор на территории б/у БССР имени А.Гершевича Л.
Все личностные расчёты идут только в долларах США, евро применяется значительно реже.
Кстати, деревня Федоры после постройки храма иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» теперь уже может называться и селом.
.Лично я принёс в этот храм икону от Почаевской лавры за 500 долларов США в 2018 году , (он был ещё недостроенным) через знакомых односельчан.
Свидетельство о публикации №223031301512