Три ступени Пути Освобождения от страданий

Правильные миропонимание, мышление и сосредоточение на Пути Освобождения от страданий

 «… источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление. Ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, стра¬дать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы» (Е.И.Рерих. Основы буддизма).

«Осмотритесь кругом, мой друг, и заметьте «три яда», неистовствующих в сердце человека — гнев, алчность, заблуждение и пять помрачений — зависть, страсть, шатание, леность и неверие, всегда препятствующие ему видеть Истину» (Чаша Востока).

Гаутама Будда указал корень страданий человеческих в неведении и омраченности. Несмотря на то, что смысл этих двух слов кажется очевидным и понятным, следует пояснить их значение с точки зрения восточной философии.

Под неведением необходимо понимать неведение о Духовных Основах жизни, о многоуровневом строении Космоса и Человека. Под омраченностью же подразумевается затмение сознания ложными идеями, проявлениями омрачающих чувств и переживаний, а также чувств и переживаний, уводящих человека от действительности Сущего в мир иллюзий.

Все это – и неведение, и омраченность – ведёт человека по пути страданий, хотя бы ему и казалось, что он наслаждается жизнью. Его радость может происходить только от той причины, что он не знает о последствиях своих нынешних радостей. Проблема усугубляется тем, что, помимо ложно ориентированного мышления, устремленного к поиску радостей жизни, к поиску личного счастья, своим пристрастием к этим целям человек мощно фокусирует все свои силы на достижении желаемого результата – и таким образом осуществляет неправильное сосредоточение.

Утверждая Четыре Благородные Истины, Гаутама Будда указал на страдание как неотъемлемую часть жизни человека, обусловленную его несовершенством; подчеркнул, что страдание имеет причину, и указал Путь к освобождению от страданий. Три важных составляющих этого Пути, указанного Буддой, напрямую касаются процесса мышления: правильное воззрение, правильное мышление и правильное сосредоточение. Остальные составляющие касаются опосредованно. Так правильные речь, действие, жизнь, труд и самодисциплина опираются на правильные распознавание, мышление и сосредоточение и вырастают из них.

Правильное воззрение и правильное мышление являются основами всего Пути. Под правильным воззрением или правильным распознаванием подразумевается способность к пониманию сущности явлений. Эта способность опирается на знание Духовных Законов Жизни и многопланового строения Космоса и Человека. Опирается на понимание преходящей природы личности и знание верховенства духовной сущности внутри человека над его преходящей личностью.

При этом, когда буддист говорит об отсутствии какого-либо «я» (концепция анатмана), то этим он не отрицает существование бессмертного духа; он лишь говорит о том, что все наименования, которые люди присваивают человеку или окружающим предметам, явлениям, условны. Ведь нельзя сказать, что человек – это его телесная оболочка; оболочка является всего лишь внешним одеянием человека на одно воплощение. То же касается тела желаний и тела конкретной мысли: в теософии и агни-йоге их называют, соответственно, астральным и ментальным телами или оболочками Человека, который есть бессмертный дух или духовная Индивидуальность, проходящая через Века Брамы, то есть Периоды огромной продолжительности бесконечно сменяющие друг друга. Более того, слово «человек» можно рассматривать в двух измерениях: личности одного воплощения и бессмертной духовной Индивидуальности.

Слово «человек» состоит из «чело» и «век», подразумевая, что человеческая личность или человек кажущийся, внешний, преходящий совершает круг своей жизни и эволюции в пределах века (как правило до 100 лет).

Также слово «Человек» состоит из «Чело» и «Век», подразумевая, что духовная Индивидуальность или действительный, внутренний, бессмертный Человек совершает Круг своей Жизни и Эволюции в бесконечной спирали Дней и Ночей и Веков Брамы.

Лишь о духовной Индивидуальности Человека можно сказать, что она Существует. Впрочем и это утверждение относительно и условно, так как она является всего лишь индивидуализированным лучом Абсолютно Сущего. Поэтому можно сказать, что существует лишь Единое, или Пустота буддистов, или Дао даосов, или Непознаваемый Отец христиан, или Всё герметической философии. Все же человеческие существа являются излучениями этого Единого Существа, осуществляющего Самопознание через проявление себя во множестве живых существ, проходящих в Веках Брамы путём самопознания и самоосуществления или божественной самореализации.

Раз личность является условным наименованием, то, с точки зрения буддиста, нелепо посвящать свою жизнь её суетным, кратковременным целям.

«Поскольку эта жизнь так коpотка и изменчива, было бы достойным сожаления посвятить ее суетным целям и стpемлениям» (Драгоценные чётки).

И, напротив, необходимо посвятить свою жизнь пробуждению и реализации Божественной Природы или Человека в человеке.

Правильное мышление состоит в том, чтобы понять, продумать и осуществить путь к этой реализации, опираясь на правильное воззрение. Человек осмысливает все аспекты своего бытия, распознает сущность всех явлений своей жизни, распознает сущностью окружающих людей и явлений. На основании правильного воззрения и правильного мышления человек строит свою жизнь, то есть осуществляет сам восьмеричный Путь Освобождения.

При этом скорость продвижения существенно зависит от правильного сосредоточения. Сосредоточение имеет свойство усиливать любое проявление, на которое оно направлено. Сосредоточение создает мощный магнит во внутреннем фокусе сознания человека. Так что человек начинает привлекать к себе созвучно настроенных людей, книги с созвучными идеями, – все и всё окружающие и окружающее начинают содействовать продвижению человека к поставленной цели. В этом кардинальная важность сосредоточения.

Если объект или предмет сосредоточения выбран не верно, то он может увести человека в сторону от поставленной цели или даже в противоположном избранному им направлении. И в этом снова проявляется неправильное воззрение, неправильное распознавание сущности явлений, предметов, событий.

Таким образом, правильное или неправильное сосредоточение зависят от двух основополагающих составляющих пути – правильных или неправильных воззрения (миропонимания) и мышления. В случае выбора неправильных или искаженных, загрязненных неведением, помрачённых пристрастиями и предубеждениями, заблуждениями или воспринятыми ложными идеями основ, идеалов, ориентиров, ценностей человек бессознательно выбирает путь страданий.

Продвигаясь по этому пути, под влиянием нарастающих в интенсивности страданий человек раньше или позднее осознаёт их причину в себе, в своих несовершенствах, в кармических жатвах от тех посевов, которые сам совершал в состоянии несовершенства, неведения и омрачённости. Осознавая же, устремляется по пути совершенствования с целью освобождения от страданий. Он продвигается по этому пути, постоянно совершенствуя своё миропонимание, мышление и сосредоточение от выбранных в состоянии неведения и омрачённости в направлении более возвышенных, выбирая их всё более и более сознательно, со всё более глубокими знанием и свободой от помрачений ума и сердца.

Так, медленно продвигаясь от менее совершенного к более совершенному в течение многих воплощений, человек раньше или позднее приходит к полностью сознательному выбору правильных и наиболее чистых, свободных от пристрастий и предубеждений, заблуждений основ, идеалов, ориентиров, ценностей. Он сознательно выбирает прямой и кратчайший путь, ведущий к Освобождению от страданий. И продвигаясь по нему в течение немногих воплощений достигает Цели, становясь воплощением того возвышенного Идеала, к которому прежде стремился, становясь Путём, Истиной и Жизнью во всей возможной для человека полноте.
Каждому открыт путь к освобождению от страданий, однако по неведению многие стремятся именно к тому, что приносит кратковременную радость и имеет следствием длительное страдание. И важно понять это. Ведь понять причину страданий – значит поставить правильно диагноз болезни несовершенства. А это является первой ступенью на Пути к освобождению. Ключом же к освобождению становится правильное сосредоточение с опорой на правильные миропонимание, распознавание и мышление.


Рецензии