Настена по мотивам повести В. Распутина Живи и пом

                Настена.

                (по мотивам повести Валентина Распутина
                «Живи и помни»)

   После написания эссе о творчестве Валентина Распутина, меня, почему – то, не оставляла мысль о недоговоренности моей.
   Я понимал, что образ главной героини повести – Настены, остался непонятным и  «укрылся» за общими словами.
   И далее размышлял, что в связи с этим, фактически мало чего сказал о самом Распутине, о сущности писателя, который раскрывается  наиболее полно в этом  произведении.
   А это означает, что я сам что – то не понял, не додумал…
   А на какие вопросы  не ответил, хотя, конечно, наметку определил, когда писал о «тургеневских девушках».
    Догадался, когда задал себе вопрос, - а разве Настена обыкновенная, простая крестьянская женщина? И сам себе сказал – Нет!
  А почему – нет? Все, как у многих женщин. Так же покорна мужу, который не стеснялся поднимать на неё руку. Безропотно сносит определенную нелюбовь свекрови.
   Большая часть домашней работы на ней. Все, как у многих.
   Я размышлял дальше. Все так, но её муж – Андрей, дезертировав из армии, объявился, именно - Настене, - своей жене, а у них даже детей не было, которые бы их сближали.      
 Ни отцу, ни матери не объявился…
  А это значит, что – то такое было в Настене, о котором Андрей или знал, или догадывался. Но, начнем сначала, с повести…
  Как объяснить, что обыкновенная пропажа топора, который свекор прятал в бане, и старых лыж сразу натолкнула Настену на тревожную догадку?
  Сейчас, когда я более четко понял мысль писателя – можно догадаться, что Настена знала, что Андрей может не выдержать военных испытаний. Слабоволен, и может растеряться при настоящем выборе, что и случилось при возвращении из госпиталя.
 Именно для  этого вставлен эпизод с одинаковым сном, который одновременно приснился героям повести, только каждый смотрел со своей стороны.
    И совсем неслучайно Андрей иногда распускал кулаки на свою жену. Это говорит о слабости мужчины, и – одновременно, о внутренней, непоказной строптивости женщины, её силе воли.
   А куда Андрей стремился, убегая от фронта? В - первых, понятно – боялся смерти, хотел жить.
   Но он мог остаться у немой женщины, у которой скрывался, а потом затеряться в послевоенной сутолоке, достать фальшивые документы…
   Нет, он прибежал именно, к Настене и ей одной открылся. Некоторые скажут, - Андрей любил Настену.
  А можно по другому: благодаря такому поступку мужа, Настена показала себя в полной мере, свою верность, свою любовь и свое доверие к мужу, но пошла против своей натуры и этого вынести не смогла.
  Насчет того, что Андрей любил Настену – это вряд ли. На любимого человека свои проблемы не сваливают. Вернее всего, он был уверен в её верности и силе её духа, и безотказности.
   Настена ищет выход из положения и ждет помощи Андрея, а он фактически предает её. Достаточно почитать следующий диалог, - жена спрашивает:
        «  -  Кончилась война – что теперь - то с нами будет, а, Андрей.
            - Не знаю, - пожал он плечами, и Настене стало не по себе, ей показалось, что он чересчур спокойно сказал «не знаю», что он и не хочет ничего знать.
            - А кто же за нас будет знать? Что – то надо делать, Андрей.
            - Что ты хочешь, чтоб я делал?
            - Почему же я хочу… Не я… Но… ничего не делать, или как, ты скажи.
   Он обернулся к ней и, помолчав еще, подобрав первые слова, твердо ответил:
            - Что делать? Тебе – рожать, вот что делать. Умри, но роди: в этом вся наша жизнь. Делай что хошь, но знай, что тебе надо родить. К этому и готовься. – Он начал твердо, даже жестко, но голос его сорвался; голос его вообще, Настена заметила, часто ломался, то становясь некстати суровым, тут же рядом жалобным, чуть не плачущим – или от постоянного молчания, от одиночества…»
   Именно в этом разговоре они вспоминали о своих минутах счастья…
   А следующий разговор был совсем другим.
   В своих размышления, перед разговором, который оказался предпоследним, как раз и проявился романтизм Настены.
   Вот текст: «Слушая Андрея, она поддавалась ему, верила, что так оно все и есть, как он говорит, что нет у них другого выхода, как скрываться ему здесь, а ей молчать там, - молчать, стиснув зубы, продираясь сквозь дни, точно сквозь острые камни, к какому – то неясному пока, неизвестному спасительному исходу».
    А оставаясь одна, склонялась к следующему, пока только в мыслях: « Что они делают, на что надеются? Правда - она сквозь камни прорастет… Никакой силой её не скрыть. Не лучше бы Андрею все же выйти и  повиниться? Веруют же: об одном кающемся больше радости на небе, чем о десяти праведных»       
    Хотя, романтиком она была всегда, - всегда верила в лучшее. А когда увидела Андрея прибежавшего, даже мысли не было отказать ему в помощи.
  А почему помогать стала? – по традиционному долгу жены.      
  Тем не менее, Настена никогда не теряла голову и понимала все с самого начала. Об этом говорят такие строчки, написанные после эпизода первой встречи в бане: « И замерла от предательской мысли: а разве не лучше, если бы вправду был только оборотень?»
   Только в предпоследнем  разговоре Настена обмолвилась:
      « - Андрей, может не надо, а? Может, не будем так, выйдем? Я бы пошла с тобой куда угодно, на какую хошь каторгу – куда тебя, туда и я. Я так больше не могу. И ты не можешь, посмотри на себя, какой ты стал…»
  Но, последовала реакция Андрея, которой она даже не могла ожидать. Муж стал обвинять Настену, что она хочет избавиться от него, то грозить, что он и сам может покончить со своей жизнью. 
    Андрей не хочет объявляться властям и даже начинает обвинять Настену, что, мол, она его подталкивает на этот поступок.
  Как это объяснить, то есть, как объяснить логику Андрея?
  Он не хочет признавать себя дезертиром. Ведь он воевал не хуже других и, возможно, если бы ему после излечения раны дали отпуск, который обещали, то он бы уехал на фронт.
   Именно от этого - от ожидания отпуска - написал домой, чтобы Настена не приезжала в госпиталь, сам, мол, приеду.
   Андрей сам считает свое дезертирство – позором, и поэтому не хочет объявиться отцу и матери. Особенно после того, как узнал о возвращении своего товарища с фронта после окончания войны.
  Для Андрея тоже нет возможности возврата, - не может вынести своего позора. Ведь, даже его осуждение по закону, не снимало с него чувства вины перед односельчанами и погибшими товарищами.
  Распутин не оставляет выхода своим героям. Почему так мыслит писатель?
   А именно в этом проявляется непростой характер Валентина Григорьевича. Автор повести не мыслит Настену отдельно от мужа.
   И специально сгущает краски и это ему нужно для показа усугубленной вины Андрея. Распутин не хочет прощать своих героев и подводит Настену к последней черте, за которой – смерть.
  Как будто автор хочет сказать, что за ошибочный выбор одного человека, обычно расплачивается невиновный. Да не просто расплачивается, а губит свое будущее, своего неродившегося ребенка…
  И когда я так размышлял, неожиданно вспомнил один эпизод из перестроечных времен. Эпизод как раз связан с Распутиным, вернее, с его высказыванием с трибуны первого съезда народных депутатов СССР летом 1989 года.
   Эти слова произвели большое впечатление на всю страну. Вот эта короткая речь:
    «Мы, россияне, с уважением и пониманием относимся к национальным чувствам и проблемам всех без исключения народов и народностям нашей страны. Но мы хотим, чтобы понимали и нас… Здесь, на съезде, хорошо заметна активность прибалтийских депутатов, парламентским путем добивающихся внесению в Конституцию поправок, которые позволили бы им распрощаться с этой страной. Не мне давать в таком случае советы. Вы, разумеется, согласно закону и совести распорядитесь сами своей судьбой. Но по русской привычке бросаться на помощь, я размышляю: а может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете её, и если её слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления? Может, так лучше? Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущее».
   Как я писал, - это прозвучало настолько неожиданно для всех, что было – ошеломительно! Впервые с высокой трибуны была  высказана эта мысль и многие русские сердца забились сильнее, и внутренне поддержали эту идею.
   Хотя, тогда никто и не предполагал, что именно так и получится.
  Нет, Распутин был против распада Союза республик и впоследствии говорил, что его не так поняли. Он только предупреждал не делать из русского народа «козла отпущения».
  Почему я вспомнил этот эпизод, как будто это имеет отношение к повести Распутина «Живи и помни»?
  Да и повесть – то написана пятнадцать лет назад, давно опубликована…
  Так и в повести примерно повторяется эта же ситуация с крахом Советского Союза, только на другом, индивидуально – человеческом уровне…
  После того разговора Настена вытерпела только три дня, - так пишет автор и их последняя встреча смягчила все разногласия.
  «Настена постучала в окошко и он вышел, она кинулась ему на шею сама не своя от радости, не помня ни обиды и ни зла, видя только, что он здесь, живой. Лаская её и тоже чуть не плача от встречи, он каялся, называл себя дураком, умолял не сердиться, не верить тому, что нагородил, говорил, что если бы она не приплыла, то он угнал бы лодку и стал её караулить, чтоб просить прощения, -  от всего этого Настена еще сильнее зашлась, потерялась душой и пообещала:
     - Если ты над собой что доспеешь, я тоже решусь – так и знай.
   Что движет Настеной, вернее, что объясняет автор? – традиция, русская любовь – жалость и – романтика. Да - романтика, понимаемая как решимость перенести любые испытания по настоящему, а не так, как описывают в бульварных романах.
  Кроме того, я почему – то уверен, что следование традиции (по Распутину) – это главная движущая сила героини. Из таких, как Настена складывались общины староверов, которые устраивали палы, то есть сжигали самих себя за свою веру.
   Многие думают, что Настена утонула от отчаяния. Нет, это не так. Достаточно почитать текст повести, который показывает чувства Настены, перед тем, как ей перевалиться через борт лодки.
   Вот этот текст: « Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, ни ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать. Вот оно наконец, желанное, заработанное мучениями счастье, - почему она не верила в него раньше? Чего она искала, чего добивалась? Напрасно, все напрасно».
   Возразят, - а что это – не  отчаяние? Нет, какое же это отчаяние, когда Настена в это трагический для неё момент – испытывает счастье и освобождение от мук. Это выход для этой мужественной женщины. Тот выход, на который не решился её муж.
   Но характер Распутина не был бы полон, без следующих строк, которые написаны ниже:
   « Стыдно… всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза? Но и стыд исчезнет, и стыд забудется, освободит её…»
  Это мысли Настены, согласно повести. Но мне мнится, что в этих словах вложена суть натуры самого Распутина.
    В чем же суть? Как выразился известный литературовед  - Быков : «Распутин очень не любил советскую власть» - и тем самым показал, что вообще ничего не понял ни в характере писателя,  ни в его творчестве.
  Хоть бы биографию удосужился прочитать. А писатель получил от советской власти все, о чем мог мечтать простой смертный.
  Можно подумать, что советская власть всех без разбору награждала. Вот уж – нет. А Валентин Григорьевич, получил высшее звание возможное в Советском Союзе – Герой Социалистического труда, два ордена Ленина и еще ряд орденов (смотрите википедию).
  Список его премий намного больше списка его произведений.
  А зачем принимал эти награды от власти, которую не любил? Вот поэтому это утверждение – абсурдно. Распутин просто стремится быть первым и борется постоянно, он такой борьбист, для таких лозунг – «только в борьбе можно счастье найти».
   Я помню документальный фильм, который снимали в начале нулевых годов с участием Распутина. По моему тогда достраивали Богучанскую ГЭС на Ангаре, четвертую по счету, и также выселяли деревни в другие места, примерно, как в его повести «Прощание с Матерой».
  Все уже давно было решено, и изменить ничего было нельзя, но все равно Распутин доказывает, что это неверное решение.
   Много сил и времени положил на борьбу за сохранение экологии Байкала.
   Конечно, пик его творческой деятельности приходится на конец 60 – х,  первая половина 70 – х годов. Потом активность снижается, мешает политическая ситуация и бурные события 90 – х годов…

                Валерий Педин (11 марта – 13 марта 2023 года)


Рецензии