Шариков о Гелий Коржакове

   ШАРИКОВ О ГЕЛИЙ КОРЖАКОВЕ
Шариков, это я. Хотя, и сам не знаю,   кто я.  Два моих деда угодили под репрессии. Один вместе с семьей. Т.е. с женой ( моей бабушкой) и тремя детьми. Мамой, теткой и дядькой.  И я до 25 лет об этом не задумывался. Даже был уверен, что у всех как у меня одна бабушка. Но, не думаю, что моя родословная имеет дворянские корни. Знаю лишь одно,  благодаря власти мой отец воспитывался дядькой и государством. А  моя мать, её брат и сестра только государством. Таковы последствия великой чистки.  Как дочка врага народа мама получила четыре класса образования и специальность маляра. До конца жизни была преданна коммунистам.  И её репрессированная мама,  оставшаяся в живых,  также были преданы коммунистам. А может,  делали  вид, что преданы?  Ради нас? Кто знает. Кто знает.  Отец и его сестра ушли добровольцами на фронт и честно воевали почти до конца войны. На фронте получили партийные билеты. Понимая,  что таким образом записались в смертники.  Ведь коммунисты на фронте всегда должны быть впереди. И это также факт.  Как сложна и запутана наша  жизнь. Согласитесь.  Брат и сестра при  этом стеснялись  своего репрессированного  отца. Порядочного честного человека. Или делали вид , что стесняются.  Ради будущих детей.  Кто знает,  кто знает.
Дворянин  Булгаков, в своем произведении « Собачье сердце»  весело и талантливо посмеялся над простыми людьми. Т.е. над нами. Нашими предками. И мы весело  смеялись над самими  собой.  Не понимая, при этом что Шариковы и  Швондеры, это мы и наши  деды. Что они продукт сословия Булгаковых.   Их равнодушия к плебеям и подобным на фоне любви к Родине.  Как – то  так у нас заведено. Ведь Булгаковы и прочие интеллигенты в царской России не стремились давать крестьянам и рабочим достойное образование. А зачем? Чтобы они занимали их места в вузах и креслах начальников? Пусть пашут ребята. А вот посмеяться и  пожаловаться на их дикость всегда пожалуйста. Это мы можем. Так что в семнадцатом и позже можно было  ожидать от полуголодного необразованного  народа?  Имевшего в основном церковно – приходское образование – 4 класса.  Конечно, как интеллектуально, так и генетически малообразованному человеку в те времена достичь  культурных  высот было не просто. И народ это понимал.  А, как известно угол падения равен углу отражения.  За что и получили Булгаковы и им подобные в семнадцатом. Хотя, он один из моих любимых писателей. Ну а после семнадцатого  с  карьерой простому народу стало  проще. Главное,  под горн тупо исполнять приказы и верить лозунгам.  В результате, как известно, малообразованные начальники заполнили кресла. Этот контингент  получился конечно круче бывших интеллигентов. В первую очередь из – за недопустимости  иметь подчиненных умнее и образованнее. Уж извините. Такова природа человеческая. А куда их? Конечно в лагеря.   Из малообразованных  заслуженно достигали интеллектуальных и профессиональных высот лишь  единицы. Талант ведь не имеет границ. 
Но я не о них. Я о белой отполированной кости, оставшейся  после гражданской войны.  Я о тех, кто сохранял галстуки несмотря ни на что. О тех кто  честно служил и работал. И даже делал карьеру.   Были  и такие.  Да, требовалась изворотливость. А куда без неё?  Плюс, как не удивительно,  выручали те же  пресловутые гены, образование. Куда  без этого? Ведь тонкость восприятия, например, в искусстве или  инженерные знания не заменишь лозунгами и борьбой с контрреволюцией. Что сейчас по другому?  Попробуй начальнице на восьмое марта не преподнеси цветы? Не дай бог.
О чем это я и к чему? Ах, да!
 Среди генетических галстуков сочетающих в себе не только традиционный эгоцентризм но  внимание и даже любовь  к ближнему вне социальных лестниц   был  художник  Михаил  Коржаков. И если кто думает, что это  просто,  любить водителей и дворников, при наличии благородных ген,  уверяю вас, это заблуждение. Одно дело по доброму дать дворнику монетку на чай, другое посадить его за семейный стол.
 Гелий Михайлович Коржев родился в 1925 году, 7 июля в Москве (ул. Пятницкая, дом 43) в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и Серафимы Михайловны Коржевой.
Советский, российский художник-живописец, педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Репина. Представитель «сурового стиля».
В 1954 году закончил  институт имени В.И. Сурикова.
Уж поверьте мне Шарикову,  это очень хорошее учебное заведение.
  Гелий был найден в газовой атмосфере, окружающей Солнце, французским астрономом Пьером Жансеном, который в 1868 году во время затмения обнаружил яркую желтую линию в спектре солнечной хромосферы.   Локьер пришел к выводу, что она была вызвана веществом на Солнце, неизвестном на Земле. Он и химик Эдуард Франкленд в названии элемента использовали греческое название Солнца «гелиос».
Мама — учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет. Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелёва (¬1896–1986), родилась в Москве, преподавала русский язык и литературу в гимназии. Воспитывала троих детей: Гелия, Ветту и Эльдину.
 Сами понимаете,  здесь попахивает дворянством или,  в крайнем случае знатным купеческим сословием. Все остальное в отношении семьи и всего остального читайте  в интернете.  Я не об этом. 
 Мне кажется, вернее, думается, когда кажется, креститься надо, что с давних времен мир снисходительно относится к нашему родному искусству. Мы же не написали Джаконду. Куда нам.  Мы,  действительно многое черпали с запада. И это факт. С одной стороны не верующих  в нас понять можно.  А с другой,  эта снисходительность послужила трамплином в искусстве. И у нас появилась масса самобытных своих гениев в изобразительном искусстве.  Например. Я опять о  Михаиле Коржакове. Не совсем о нем. А об одной из его работ. А о нем пусть пишут дамы в черных длинных платьях.  Защищают диссертации и прочее.   Зарабатывать же на хлеб детишкам нужно.
 А я  по Шариковски, о его работе « Лишенные рая». Понимаю, что многие из вас, уважаемые читатели, не совсем знакомы с изобразительным  искусством. Но сумейте найти терпение и почитайте. Ведь вам не по семнадцать лет. Может,  пришло время задуматься?
Время создания картины 1998 год. Время рождения художника 1925 год. Следовательно, он её создал в 73 года. Зрелое время. Когда костлявая грозит согнутым пальцем – Не бреши. Будь хотя бы пред собой и мной  честным и свободным  в творчестве. Сколько  можно лгать и быть коньюктурщиком?  Пришло время думать о душе, а не о лозунгах  за светлое будущее. Для тебя оно уже не наступит.  Да и есть ли оно это светлое будущее?  Пришло время  спокойно за кружечкой коньячку подумать и  сделать выводы о пройденном пути.               
  У меня к художественному мастерству мэтра вопрос  нет.   Но я не об этом, а о своей любимой  картине  «Лишенные рая» . Которая одним названием  задает вопросы.  Как советский заслуженный художник  обратился к библейским мотивам?  Как – то не по-советски.  Согласитесь?!       
А с другой стороны, кто вам сказал,  что   политика способна изменить генетический код дворянина? Вот на нас Шариковых  способна одеть колпак. Вы думаете, что революционеры, имеющие дворянские корни были так глупы, когда предпринимали репрессии в отношении своих же дворян? Конечно же,  нет. Умнейшие люди,  возглавившие новое государство прекрасно понимали, что их реальными врагами могут быть лишь подобные им. Образованные с высочайшими интеллектами бывшие собратья.    Для меня, как и для вас, дико слышать об этих   истинных  причинах репрессий.  Но это так,  это мы.   
А теперь внимательно смотрим на картину.  Уставший и постаревший Адам держит на руках еще более постаревшую и больную Еву. Смотрим на его лицо, тело женщины и всю скорбь их состояния.   Его лицо отражает все,  о чем я говорю. Но во всем облике  присутствует любовь и решимость  не бросить возлюбленную никогда. Пусть время и изменило её тело. Уставший  от жизни,  наказанный за  грех  он,  остается верен себе, своему  греху.  Не  создателю, а  своей любимой. Вот, наверное, апофеоз  творения и создателя.   Не смотря на всю парадоксальность ситуации. Когда творение выбирает не путь, указанный  создателем, а свою тяжелую дорогу. Которую надо пройти несмотря ни на что. Сохранив главное в сердце - любовь и совесть. Изгнанные из рая. А что такое рай? Яблочки и медок. Да в таком рае и месяца не просидишь, чтобы не согрешить? Тоска. Как там у Чехова? То ли чай пойти выпить, то ли  повеситься. А может создатель и сам ошибался, предлагая такие  условия для Адама  и  Евы? Ведь ошибся же он, создав никчемных динозавров.   
 Может они его дети,  таким образом сами себя совершенствовали. Не согревши не оденешь штаны. А одевши штаны, подумаешь,  как легче достать яблочки  с дерева.  Лежать,  открывши рот и ждать пока упадут, или найти палку и сбить  лакомство . Думаю создатель,   восхитился результатом своего творения. И изгнал из рая не в гневе, а в осознании своей ошибки. Счастье в дороге,  которую выбирает каждый.   
 - Живите, плодитесь, развивайтесь. Но без меня. Страдайте, любите, не смотря ни на что. Это ваш путь. Путь человечества. Главное душу не испачкайте.
 И мы видим на втором плане вместо эдемского сада пустыню  человеческого одиночества и страданий. Где нет места дурацким социальным градациям, которые упорно возрождаются. Нет места политике и войнам.  Одна любовь. 
А что хотел сказать сам Гелий Коржаков своим произведением, нем знаю? Но что - то очень хорошее, точно.
   А выход из пустыни каждый ищет себе сам.

 


Рецензии