В Канаду пришло письмо... , Глава 3. 6

ГЛАВА 3.6. Кони - это не только тягловая сила


::::: КОНСУЛЬТАНТЫ :

Поехали как-то к тетке в гости. Открываем калитку. Во дворе ее муж возится у телеги, рядом — привязанный конь. После шумных приветствий, радостно восклицаем: «Вот повезло! Дадите коня — проехать легким галопом по яру?»

Хозяин испугано смотрит на нас, потом переспрашивает: «Верхом? Вы что, хотите ославить нас на весь район? Вот выпьем по чарке, пообедаем. Тогда усядемся на телегу, и как порядочные люди поедем — мне как раз нужно в соседнее село смолоть муки...»

Наша тетя, как и ее муж, не ходят работать в поле или на колхозную животноводческую ферму. Они принадлежат к так называемой сельской интеллигенции. Тогда почему же хозяина так напугала именно просьба проехать верхом на коне? Потому, что в подавляющем большинстве украинских сел верхом не ездят. Не принято. Кони считаются тягловой силой и используются исключительно для вспашки огородов, перевозки грузов и тому подобного. Даже человек на велосипеде воспринимается на сельских улицах как должное, но верхом — это уже какое-то ребячество, близкое к хулиганству. Люди, даже имея в своем подсобном хозяйстве конягу, не сядут верхом, чтобы съездить в райцентр, проведать родственников в соседнем селе, проехать в лес на прогулку.

Так было не всегда. От первых конных экипажей, что появились в Европе и аж до появления автомобилей, лошади были практически единственным транспортным средством — грузовым, пассажирским, для отдыха. Все слои населения от состоятельных крестьян до военных ездили на них верхом, запрягали в телеги, брички, экипажи, кареты. Вместо такси были “извозчики”, а сено и овес успешно заменяли дорогой и вечно дефицитный на Украине бензин.

Переход на механизированную технику, плюс усилия советской власти, направленные на ликвидацию зажиточного крестьянства, быстро и полностью вытеснили лошадей из частного сектора. Власти хорошо понимали, что даже наличие в хозяйстве автомобиля не дает крестьянину независимости — постоянно нужно искать бензин, смазку, запчасти, за которыми хочешь, не хочешь, а пойдешь к властям. Другое дело — лошади. Эти и много других факторов привели к нынешнему положению дел.

Между тем конная упряжка является всесезонным видом пассажирского транспорта. Снежными зимами, в весеннее или осеннее бездорожье, когда даже сама возможность передвижения на автомобилях очень часто становится проблематичной, поездка лошадьми остается надежным и приятным делом.

Тем более, что сделать простую карету даже самостоятельно в домашних условиях — не такое уж и безнадежное дело, во всяком случае несравненно реальнее, чем браться за самодельный автомобиль или даже мотоцикл.

Однако несмотря на всё это, брички, кареты, экипажи, что намного больше годятся для украинских дорог, чем легковые авто, сейчас можно увидеть лишь в музеях, на старых фотографиях, в кино, да еще разве что на особенно торжественных официальных церемониях.

Совсем другое отношение к лошадям в Канаде. Неизменно большую заинтересованность не только у детей, но и у взрослых вызывают разные соревнования, прогулки верхом, в каретах, и не только во время свадеб или рождественских праздников. Тут очень распространены конефермы, школы и клубы верховой езды. Для них разработаны программы и методики учебы езде верхом и в упряжках. Хорошо отработана технология содержания и использования этих животных.

В значительной мере такое отношение к лошадям обусловлено историческими традициями. Интересно небольшое исследование (“When Horse Was King: 19th Century Horse Drawn Vehicles in Canada”) об общественном значении конных повозок в истории населения Америки, проведенное студенткой Торонтского университета Антуанеттой Дюплесси (www.chass.utoronto.ca/history/material_culture/duplessi/), которое было названо Британской энциклопедией одним из лучших сайтов Интернета на эту тему.

Ассоциация конных повозок (The Carriage Association of America — www.caaonline.com), которая посвящает свою работу сохранению, реставрации и использованию конных экипажей и саней, является самой старейшей и наибольшей организацией такого рода в США. Она гордится тем, что привлекла к содержанию лошадей и езде на них тысячи людей.

Кони в Америке и Канаде — это настоящий бизнес. Они являются предметом купли-продажи, средством получения дохода. Одна из интересных историй про то, как с изготовления коляски начинается такой бизнес в Америке — рассказ Джо Уоткинса (Joe Watkins) из штата Джорджия, ныне владельца малой фирмы услуг с красноречивым названием Back When Carriage Rides, что можно перевести как «Катания на карете, как было когда-то» (www.brivida.com/backwhen/construc.htm).

О том, что может иметь с подобного бизнеса его владелец, делится в своем интервью журналистам (Puget Sound Business Journal, Сиэтл, США) Стив Бекман. Сам родом из сельской местности, он прибыл в город Сиэтл почти 30 лет назад, и сразу обратил внимание на полное отсутствие конных колясок. Восприняв это как потенциальную деловую возможность, он организовал маленькую компанию, начав с одного коня, старой зерновой телеги и небольшой дневной выручки. Сейчас в его фирме четыре коня, несколько кучеров и пять шикарных карет, за радость проехать на которых люди платят по $80 в час. Взять карету стоит $150. Для сравнения, в городе Сент-Луис (штат Миссури) конная карета на свадьбу стоит $215 за первый час и по $100 за последующие, в то время как даже лимузин обходится в $300-500 за четыре часа.

Бизнес Стива Бекмана растет: в прошлом году прибыль составила 82 тысячи долларов. Если учесть небольшую добавку от фермерства, то сумма достигает 91 тысячи. На ферме за городом, где он держит лошадей, полтора гектара занимают поля кормовых культур, а в парнике размером 450 квадратных метров хорошо растут без применения химии помидоры и перец. Хозяину даже удобрений покупать не приходится: каждая лошадь дает ориентировочно пять тонн органических удобрений в год, так что обе составляющие семейного бизнеса наилучшим образом дополняют друг друга.

И это не исключение. Довольно часто самые лучшие, богатые в округе фермы — это именно конефермы.

В селах Украины тоже есть все возможности для бизнеса, связанного с содержанием лошадей. Отсутствует лишь определенный опыт. Между тем при должной организации труда, обучении даже пара лошадей может обеспечить семье стабильный доход.

«В городах катать людей, — это понятно, но какой такой доход от коня в селе?» — откликнулся на одну из наших предыдущих публикаций на эту тему Николай Петрович Загорулько из Сумщины.

«Допустим, — писал он далее, — по хозяйству конь действительно помогает хорошо. Им я перевожу грузы, обрабатываю огороды себе, родственникам, бывает пашу и соседям. Подвожу людей и до поезда, но это редко, и не потому, что нет потребности заработать несколько гривен. Домашнее хозяйство отнимает все мои силы и время. Так что плата за отдельные услуги не стоит усилий».

Очень верно написал человек, и один из вариантов ответа может быть таким.

По дороге из Швейцарии в Австрию, подъезжая к столице Лихтенштейна городу Вадуц, на обочине шоссе увидели надпись: “Конно-спортивный оздоровительный комплекс”. На территории — больше двух десятков легковых машин. Рядом открытый манеж, где всадники выполняют разные упражнения. В некоторых выгуливаются лошади.

Завернули, вышли из машины. Посредине двора в костюме жокея стоит женщина лет тридцати пяти. Спрашиваем, как нам встретиться с владельцем фирмы. “Считайте, вам это уже удалось,” — приветливо говорит она. Потом смотрит на номерные знаки машины и добавляет: “Можете говорить на родном языке, я немецкий знаю”. Однако когда услышала, что мы канадцы, вновь перешла на английский:

— Три года назад я была в Торонто. У меня даже появилась мысль, не переехать ли и самой в Канаду.

— Почему? — поинтересовались.

— Тут из-за отсутствия территории я не могу больше расширять свой бизнес. В Канаде — просторы. Все условия для предпринимательства. Жизнь кипит, не то что тут, в нашей сельской глубинке. Впрочем, вряд ли смогу расстаться с людьми, что работают и учатся у меня, бросить своих любимых животных, всё, что здесь окружает.

— У Вас много людей присматривают за таким большим табуном?

— Можно сказать, что сама, а помогают мне один помощник и инструкторы. Они не только проводят уроки верховой езды, готовят лошадей и всадников к участию в разных соревнованиях, но и учат ухаживать за животными. Те лошади, что на беспривязном содержании, имеют свободный доступ в помещение, на пастбище. При правильном распределении работ и должной технологии ухода за лошадьми, это дело не такое уж и тяжелое.

Бизнес, связанный с лошадьми, есть возможность организовывать по всей территории Украины, и не только мужчинам, а в одинаковой мере и женщинам. Известно, что среди безработных последние составляют наибольшую долю, а ведь именно они могли бы наилучшим образом вести конный бизнес. Что мешает? Пожалуй, отсутствие элементарных знаний об организации такого дела. Упомянем лишь некоторые из моментов.

Прежде всего, нужно иметь как минимум пару лошадей. Необходимо приобрести для них соответствующую сбрую и обучить ходить как в упряжи, так и под седлом. Следует также оборудовать выездную площадку — “манеж”, укомплектовать его соответствующим оснащением. Самим хозяевам необходимо пройти курсы инструкторов верховой езды и зарегистрировать фирму.

Далее на очереди — организовать предоставление фирмой услуг по обучению езде на лошадях. Такая школа может быть трех уровней, чтобы обучать соответственно школьников младшего возраста, старшеклассников, и взрослых. Ученики должны приходить туда не как гости и не только кататься на лошадках и отдыхать. Там они могут приобретать знания по соответствующим наукам, осваивать приемы верховой езды, учиться чистить лошадей, убирать, обращаться со сбруей, оборудованием манежа.

Владелец такой школы, инструкторы будут рассказывать и показывать, как каждое из заданий лучше выполнить. В условиях украинского села, как и во всем мире, учеба может быть платной, но это не исключает предоставление бесплатных услуг. С помощью наиболее ответственных учеников может предоставляться помощь жителям села, что позволит получать определенный доход. Какую-то долю от выручки будут получать и ученики.

Необходимо лишь продумано организовать эту работу, распределять задания и контролировать исполнение. Всем известно: если владелец бизнеса возьмется всё делать сам, то, как Труффальдино из Бергамо, везде будет не поспевать, и просто загубит дело. Поэтому учеников такой конной школы, выразивших желание подрабатывать в ней, стоит обучить, в дополнение к уходу за животными, умению управлять лошадьми в упряжке. Тогда к исполнению заказных услуг можно привлекать лучших из учеников, что уже получили соответствующую подготовку. Владелец конефермы вполне может попросить его помочь, скажем, отвезти пассажиров бричкой к поезду или в райцентр, выдав каждому билет на стоимость услуги (сами билеты, разумеется, будут также вручены ученику). По возвращении, вырученные деньги тот сдаст хозяину, вернет неиспользованные билеты, а за работу, понятное дело, сам получит оговоренную сумму.

Найдется ли школьник, который не загорелся бы желанием принять участие в таком деле? Взрослые, кому в школьные годы посчастливилось ездить даже без седла, или управлять упряжкой, вспоминают эти моменты всю жизнь. А тут еще и символический заработок! На таких условиях ученики старших классов будут проситься, чтобы им поручили перевозить грузы, подвозить людей по заказу на базар, в поликлинику, или вообще куда угодно.

Другая статья дохода — участие в праздниках. В украинских селах, районах они проходят нередко. Там собирается много людей. Организаторы стараются, чтобы были не только буфеты, торговые ларьки, но и интересные развлечения. Наблюдения подтверждают, что катание верхом на лошадях, или в каретах — одно из лучших развлечений на массовых гуляньях как для детей, так и для взрослых. Особенно в восторге дети от езды верхом. Каждое занятие на импровизированном манеже соберет и много зрителей — не только родителей, родственников, но и совсем посторонних людей.

Может возникнуть вопрос: а как быть, если ферма находится далеко от райцентра или места, где проводится праздник? Канадцы в таких случаях перевозят лошадей на значительные расстояния в специальных малых (на пару лошадей) или больших автомобильных прицепах.


Рецензии